В 2011 году вошла в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии издания Le journal des Arts, заняв 97-е место. Постоянно включается в
топ-50
самых влиятельных лиц в российском искусстве, который составляет журнал «
Артхроника
» (в 2012 году занимала 2-ю позицию в рейтинге).
Содержание
Биография
Родилась в интеллигентной московской
семье: отец — инженер
Курчатовского института
, мать — университетский преподаватель немецкого языка
.
Ольга и родители жили в коммунальной квартире, и летом 1957 года девочка переболела костно-суставным
туберкулёзом
, который сопровождался слабостью конечностей: она с трудом передвигалась. Последствия заболевания были преодолены упорными физическими упражнениями и спортивными занятиями
.
Окончила 444 физико-математическую школу
. Поступив на биологический факультет МГУ, после третьего
курса прервала обучение и поступила на
психологический
(выпускница 1978 года
). В 1987 году окончила аспирантуру факультета (без защиты диссертации
).
С 1984 года является куратором многочисленных художественных и фотовыставок, в том числе, зарубежных
.
С 1986 года снимает фильмы об искусстве (режиссёр, автор сценария); четыре ленты получили награды международных фестивалей документального кино.
В 1996 году стала инициатором создания Московского Дома фотографии
, который со временем превратился в крупный музейно-выставочный комплекс, ныне известный как «
Мультимедиа Арт Музей
». Основатель и художественный директор Международной фотобиеннале в Москве (1996)
и конкурса «
Серебряная камера
». Была художественным директором международных фестивалей «Москва глазами русских и зарубежных фотографов» (1997) и «Спорт в фотографии» (1998)
. Является организатором и художественным директором Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» который проводится один раз два года
, начиная с 1999 года
.
В 2006 году на базе
Мультимедиа Арт Музея
была открыта Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко
. Это первое учебное заведение в России, которое начало вести профессиональную подготовку по этим дисциплинам
.
В 2007 и 2009 годах была куратором Российского павильона 52-й
и 53-й
Венецианской биеннале
современного искусства.
В 2016 году стала куратором выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950—2000: уникальный дар музею» в Парижском Центре Помпиду
.
По инициативе Свибловой были созданы проекты, которые совмещали в себе разные виды искусств: фото, кино, видео, цифровых технологий и другие. Благодаря инновационным программам «Мультимедиа Арт Музей» стал популярным культурным кластером среди молодежи от 17 до 35 лет
.
Фильмография
Режиссёр и автор сценария
1986 г. — «Архитектор Мельников»
1987 г. — «Кривоарбатский переулок, 12» (приз на фестивале документального кино об архитектуре в Лозанне).
1988 г. — «Чёрный квадрат» (реж. И. Пастернак, сцен. О. Свиблова) — фильм о русском андеграундном искусстве с 1953 по 1988 г.
(приз парижской критики на фестивале в Каннах, «Золотая пластина» — главный приз фестиваля документального кино в Чикаго, первый приз на фестивале документального кино в Бомбее, Первый приз на I Всесоюзном фестивале документального кино)
.
1991 г. — «В поисках счастливого конца», фильм о современном русском искусстве 1988—1991 гг. (первый приз на конкурсе документальных фильмов в Центре Помпиду).
1995 г. — «
Дина Верни
» (приз кинофестиваля ЮНЕСКО в Париже).
Проекты
Куратор, сокуратор и координатор
1984 г. — куратор однодневных художественных выставок молодёжного современного искусства в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту;
1987 г. — куратор кино- и поэтических программ в рамках 17 молодёжной выставки на Кузнецком Мосту;
1988 г. — куратор 1-го фестиваля русского авангардного искусства в Финляндии и выставки «Три поколения семьи Родченко», Иматра, Финляндия
;
1988 г. — «
», галерея Julia Tokaer, Париж; «
Евгений Дыбский
», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Игорь Ганиковский», галерея «Пелин», Хельсинки; приглашенный профессор Королевской академии, Амстердам;
1989 г. — выставка исландских художников, Музей декоративно-прикладного искусства, Москва; выставка российских художников на Международном фестивале современного искусства в Глазго; «Ирина Затуловская», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Захар Шерман», галерея «Пелин», Хельсинки; «Сергей Шутов», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки;
1990 г. — выставка русских художников в Национальной галерее Исландии, Рейкьявик; выставка украинских художников, галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; выставка грузинских абстракционистов, галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «
Франсиско Инфанте
», галерея «Кай Форсблом», Хельсинки; «Искусство как деньги, деньги как искусство», Всемирный экономический форум, Давос, Швейцария;
1991 г. — куратор корпоративной коллекции РИНАКО; «Common Land» / «Общая земля», совместный англо-российский проект в шести музеях Великобритании: Peterborough Museum, Art Gallery; Aberdeen Art Gallery; Grundy Art Gallery; Wakefield Museum and Art Gallery; York City Art Gallery; Salford Museum and Art Gallery; Usher Gallery; создание и общее художественное руководство
творческими мастерскими
в Трёхпрудном переулке, старт программы «Искусство как удовольствие, удовольствие как искусство»: программа существовала в течение двух лет, и каждый четверг открывалась новая выставка; «Искусство как власть, власть как искусство», выставка современных российских художников, ЦДХ, Москва; «Дональд Джадд», Выставочный зал Фонда Культуры, Москва;
1992 г. — выставка современного русского искусства, Caisse des Depots et Consignations, Париж; «Валерий Кошляков», Центр современного искусства La Base, Париж;
1993 г. — выставка корпоративных коллекций международного современного искусства Caisse des Depots et Consignations, ЦДХ, Москва; «
Франсиско Инфанте
», Центр современного искусства La Base, Париж; «Анатолий Журавлев», Центр современного искусства La Base, Париж;
1994 г. — «Мария Серебрякова», Центр современного искусства La Base, Париж; «Олег Васильев», Центр современного искусства La Base, Париж; групповая выставка современного русского искусства, Центр современного искусства La Base, Париж;
1995 г. — «Игорь Шелковский», Центр современного искусства La Base, Париж;
1996 г. — «Исламский проект» группы
AES+F
, галерея La Base, Париж; групповая выставка современных российских фотографов, Центр современного искусства La Base, Париж;
1997 г. — «Фотографии Александра Гринберга 1920—1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Фотографии Юрия Еремина 1920—1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Александр Викторов», галерея «Черный квадрат», Париж; арт-директор и куратор фестиваля «Москва глазами русских и зарубежных фотографов», 72 выставки, Москва;
1998 г. — «Фотографии
Макса Пенсона
1920—1930-х гг.», галерея «Черный квадрат», Париж; «Фотографии Михаила Дмитриева конца XIX — начала XX века», галерея «Черный квадрат», Париж; «Игорь Мухин», галерея «Черный квадрат», Париж; «
Ольга Чернышева
», галерея «Черный квадрат», Париж; «История Москвы в фотографиях», Musée Carnavalet — Musée de l’Histoire de Paris, Париж; «Советская фотография — зеркало своего времени», выставочный зал Pavilion des Arts, Париж;
2000 г. — «Советская фотография — зеркало своего времени. 1917—1991 гг.», художественный музей Хельсинки
2002 г. — «Фотопровокации»
Сергея Чиликова
, фестиваль «Международные фотографические встречи в Арле»; «Макс Пенсон. Ретроспектива», «Международный месяц фотографии в Париже», выставочный зал Исторической Библиотеки, Париж; «Новый стиль в русской фотографии», «Международный месяц фотографии в Париже», выставочные залы Национального Архива, Париж; «От пикториализма и модернизма — к соцреализму. Советская фотография 1920—1930-х гг.», Музей истории, Вена;
2003 г. — «Новое начало / Современное искусство из Москвы»,
Кунстхалле
,
Дюссельдорф
; «
Сергей Чиликов
», «Международный месяц фотографии», Рим «Русская фотография. Ретроспектива», Арт-музей, Рейкьявик; «Современная российская фотография. 1991—2003 гг.», Франкфурт-на-Майне;
2004 г. — «Советская фотография 1920—1930-х гг.», Фотомузей Винтертура, Винтертур;
2005 г. — «Тихое сопротивление. Русский пикториализм. 1900—1930-е», Fondazione Scientifica Querini Stampalia Onlus, Венеция; «
Александр Родченко
. Московские открытки» в рамках «Европейского месяца фотографии», Еврейский музей, Вена; «
Дмитрий Бальтерманц
. Ретроспектива», Европейский Дом фотографии, Париж; «Street, Art and Fashion» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Фотомузей Антверпена, Антверпен; «Русский взгляд на Европу» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Брюссель; Фотографический раздел выставки «Авангард. До и после» в рамках фестиваля EUROPALIA.RUSSIA 2005, Дворец изящных искусств, Брюссель; «Вторжение» в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, Москва;
2006 г. — «Визуальное оружие. Советский фотомонтаж 1917—1953», Пассаж де Ретц, Париж;
2007 г. — «
Макс Пенсон
. Ретроспектива» в рамках фестиваля «ACT 2006. Новое русское искусство в Лондоне», The Gilbert Collection, Somerset House, Лондон; «Рай безгорестный…» группы
AES+F
, Пассаж де Ретц, Париж; «
Александр Родченко
. Революционный взгляд», Musee d’art moderne de la ville de Paris, Париж; Российский павильон 52-й Венецианской биеннале современного искусства (художники — Юлия Мильнер, Александр Пономарев, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, группа «
AES+F
»), Венеция;
2009 г. — куратор Российского павильона 53-й Венецианской биеннале современного искусства (художники: Павел Пепперштейн, Ирина Корина, Сергей Шеховцов, Георгий Острецов, Анатолий Журавлев, Алексей Каллима, Андрей Молодкин), Венеция
.
2016 г. — куратор выставки «
КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950—2000: уникальный дар музею
», дар Центру Помпиду от группы отечественных коллекционеров, собранных под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина, Центр Помпиду, Париж 2016 г; куратор выставки «Русский космос» в Мультимедиа Арт Музее, Москва
.
2017 г. — куратор выставок «Россия и „Известия“: 100 лет вместе»
; «Сара Мун. Смена состояний»
; «Том Вуд. Британия 80-х»
; «Артель „Царь Горы“: Юрий Альберт, Паруйр Давтян, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов»
в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
2018 г. — сокуратор выставок «Всеволод Тарасевич. Ретроспектива»
; «Миммо Йодиче. Трансформация взгляда» в рамках программы «Классики российской фотографии» и фестиваля «Фотобиеннале 2018»
; «Ивата Накаяма. Модернизм в японской фотографии», коллекция Фонда Иваты Накаямы, представлено Художественным музеем префектуры Хёго в рамках «Фотобиеннале 2018» и Года Японии в России
; «Грациано Аричи. Венеция. Мировая культура в лицах» в центре культуры и отдыха «Победа», Новосибирск с поддержкой организации посольства Италии в Республике Казахстан и Национального музея Республики Казахстан в рамках года Италии в Казахстане
; куратор «Оскар Рабин. Hommage», Мультимедиа Арт музей, Москва
.
2019 г. — куратор выставок «Allegoria Sacra», третий по счету проект группы AES+F после «Последнего восстания» и «Пира Трималхиона», показанных на Венецианской биеннале в 2007 и 2009 годах
; «Александр Родченко. Революция в фотографии» в музее Искусств и Ремесел, Загреб, Хорватия при поддержке Министерства культуры РФ и Итальянского института культуры в Москве
; сокуратор совместно с Анной Зайцевой «Владимир Янкилевский. Героический монумент», соорганизатором выставки стал Международный культурный фонд Breus Foundation
; «Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафора, метафизика, метаморфоза»
; «Лучо Фонтана. Ретроспектива», сокуратор Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны
.
2020 г. — сокуратор выставки совместно с Еленой Мисаланди «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии» в Объединении ВЗ Москвы «Галерея „Загорье“» при поддержке министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы, департамент культуры города Москвы и Мультимедиа Арт музея, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»
.
2021 г. — куратор выставки «
Юлия Майорова
. Режим тишины»
; сокуратор выставок «Тень души, но заостренней чуть»; «Ольга Мичи. Уязвимые?» с Марией Лавровой в рамках XII Московской Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021»
; консультант выставки «Никита Алексеев. Ближе к смыслу»
.
Семья
Первый муж — поэт
Алексей Максимович Парщиков
— видный представитель
метареализма
русской поэзии
1980-х годов
(их сын —
, род. 1983). Второй муж — Олливье Моран, владелец страховой компании
и директор выставочного центра La Base (Париж)
(ум. 2014).
Награды
Медаль мэрии Парижа «За вклад в сотрудничество России и Франции в области культуры» (середина 1990-х)
Почётная грамота Правительства Москвы (
6 июня
2003 года
) —
за большой личный вклад в пропаганду и развитие отечественного фотоискусства и в связи с юбилеем
(рус.)
.
РИА Новости
(6 июня 2013). Дата обращения: 9 июня 2013.
10 июня 2013 года.
Боде М., Дёготь Е., Тарханов А.
(неопр.)
.
Коммерсантъ, № 209
. kommersant.ru (30 октября 1993). Дата обращения: 13 июня 2015.
Божедай В.
(неопр.)
.
Психология, № 6(85)
. psyh.ru (2014). Дата обращения: 13 июня 2015.
Выжутович В.
. Директор московского Дома фотографии Ольга Свиблова считает, что фотоискусство — это искусство отбора
(неопр.)
.
Российская газета – Неделя,№4843
. rg.ru (5 февраля 2009). Дата обращения: 23 августа 2013.
Дёготь Е.
(неопр.)
. ОpenSpace.ru (os.colta.ru) (30 мая 2009). Дата обращения: 23 августа 2013.
26 августа 2013 года.
(неопр.)
. ex.ru (25 сентября 2005). Дата обращения: 23 августа 2013.
26 августа 2013 года.
Корзун С.
(неопр.)
. echo.msk.ru (14 апреля 2009). Дата обращения: 23 августа 2013.
26 августа 2013 года.
Кузичев А.
. Ольга Свиблова в интервью «Коммерсантъ FM»
(неопр.)
. kommersant.ru (14 октября 2014). Дата обращения: 11 июня 2015.
(неопр.)
. os.colta.ru (14 апреля 2009). Дата обращения: 11 июня 2015.
(неопр.)
. snob.ru. Дата обращения: 23 августа 2013.
26 августа 2013 года.
(неопр.)
. tvkultura.ru (4 августа 2007). Дата обращения: 13 июня 2015.
(неопр.)
. rah.ru. Дата обращения: 23 августа 2013.
26 августа 2013 года.
Синдеева Н.
(неопр.)
. tvrain.ru (18 октября 2014). — Интервью телеканалу «Дождь». Дата обращения: 11 июня 2015.
Ципенюк О.
(неопр.)
.
Огонёк, № 44, с. 26
. kommersant.ru (11 ноября 2013). Дата обращения: 13 июня 2015.
(неопр.)
. ntv.ru (18 марта 2012). Дата обращения: 13 июня 2015.
. Commendatore Ordine al Merito della Repubblica Italiana
(итал.)
. quirinale.it (27 декабря 2011). Дата обращения: 23 августа 2013.
26 августа 2013 года.