Древнеримская армия
- 1 year ago
- 0
- 0
Древнеримская музыка в виде нотных памятников не сохранилась. Суждения о ней основаны на (многочисленных) косвенных свидетельствах — артефактах литературы и изобразительного искусства . Сведения о музыкальной теории римлян черпаются, главным образом, из позднеантичных латинских источников — энциклопедии « О бракосочетании Филологии и Меркурия » Марциана Капеллы , трактатов «О музыке» Августина и «Основы музыки» Боэция .
Музыкальная культура римлян развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в их повседневном быту. Помимо греков влияние на формирование музыки римлян оказали этруски и импортированные в результате римских завоеваний восточные культуры . Однако этрусское влияние не прослеживается столь очевидно, как влияние греков из-за скудости свидетельств музыкальной практики у самих этрусков.
Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах , эффектные зрелища (бои гладиаторов , казни) шли под звуки труб , рогов и других инструментов. Как и греческая, древнеримская музыка существовала в единстве с другими видами искусства.
Раннеримская музыка носила сравнительно самостоятельный характер. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В обиходе были напевы салиев и « арвальских братьев » (прыгуны, плясуны). Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация , Вергилия и др., которые пелись в сопровождении щипковых инструментов Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами».
Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы : танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский философ Луций Анней Сенека отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер.
В конце I века н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, участники которых состязались в игре на кифаре и авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов . Император Нерон ввёл «греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда . Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности. .
В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы для своих вилл , а некоторые богачи имели на содержании оркестры рабов . Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Ни одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.
В Римской империи получили распространение греческие музыкальные инструменты, перевезённые в Рим после покорения . Наиболее распространёнными инструментами в Древнем Риме были кифара и авлос , известный также под местным названием тибия (tibia). Широкое распространение также получил водяной орган- гидравлос . В военных легионах использовались духовые инструменты этрусского происхождения — длинная прямая труба (tuba), G-образный рог (cornu), J-образный рог ( lituus ). Разнообразные ударные инструменты, известные ещё грекам — тимпан , кимвалы , кроталы и систр — применялись в культе Кибелы, Диониса и Исиды, но также были популярны у уличных музыкантов.