Interested Article - Маахес
- 2021-11-27
- 1
Маахес (также Михос или Махес ; егип. m3ḥs3 )— в древнеегипетской мифологии львиноголовый бог войны , грозы, бури и испепеляющей жары . Его имя означает «тот, кто правдив рядом с ней».
Имя
Имя Маахес начинается с иероглифов, обозначающих самца льва, буквально они переводятся как «[тот кто может] видеть впереди» . Тем не менее, первый символ так же является частью обозначения « Маат », то есть истины и порядка - отсюда трактовка имени как "тот, кто истинный рядом с ней": Маахес считался богом, карающим виновного и защитником невинных . Другое понимание имени - "свирепый лев" .
Титулами Маахеса были: «Господин убиенных» , «дикосмотрящий лев», «[тот, кто] радуется крови» , «Властитель ножа» и "Огненный (красный) бог" .
Изображения
Маахеса изображали в виде человека с головой льва: иногда в обеих руках он держал ножи, носил либо двойную корону « пшент », либо корону « атеф » . Порой Маахеса отождествляли с Нефертумом , и рядом с ним лежал букет лотосов . Также Маахеса изображали как льва, пожирающего пленных.
Происхождение
Первые письменные упоминания о Маахесе появились в период Нового царства . Некоторые египтологи полагают, что Маахес был иноземного происхождения; и действительно существуют некоторые доказательства того, что он возможно был богом-львом Апедемаком , которому поклонялись в Нубии и Западной пустыне Египта .
Отцом Маахеса считали бога солнца Ра , уже отождествлённого с Атумом , либо Птаха , а матерью - либо богиню-кошку Баст (покровительницу Нижнего Египта ), либо богиню войны Сехмет (покровительницу Верхнего Египта ) . Маахес стал богом-защитником Египта, и в качестве сына Ра, сражался со змеем Апопом во время ночного путешествия Ра.
Считается, что атрибуты силы львиноголовых божеств ассоциировались с властью фараонов , поэтому в дальнейшем львы стали почитаться как покровители Египта. Иероглиф "лев" использовался в Египте при написании таких слов как «принц», «главный», «сила» и «власть».
Маахеса египтяне ассоциировали с войной и неблагоприятной погодой, с цветами лотоса, и в то же время воспринимали как пожирателя пленных. Этого бога часто изображали с ножами в обеих руках. Основные места его культа были сосредоточены в Нижнем Египте: Тарему ( Леонтополь ) и Бубастисе (Пер-Баст).В Верхнем же Египте центром поклонения был Афродитополь . В более позднее, греко-римское время он также почитался в Эдфу , Дендере , на острове Филы , в Нубии и таких оазисах Ливийской пустыни , как Бахария .
Священные животные
В храмах города Тарему, где поклонялись Маахесу, содержали прирученных львов. Храм Маахеса располагался рядом с храмами богинь Баст и Сехмет . Древнегреческий историк Клавдий Элиан писал:
« В Египте поклоняются львам, и там есть город названный в честь них. (…) Львы имеют храмы и многочисленные места в которых бродят; плоть волов поставляется им ежедневно (…) и львы едят под звуки египетских песен ».
Так стало известно греческое название города Леонтополя.
Иногда в гробницах высокопоставленных египетских вельмож находят мумии львов. Предполагается, что они также символизируют Маахеса, который должен защищать умершего в путешествии через загробный мир. С той же целью использовали и фигурки-амулеты в виде самого божества.
См. также
Примечания
- ↑ В. Н. Топоров. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий / А. Григорян. — ЯСК, Знак, 2014. — Т. 1. А–О. — С. 376. — 600 с.
- . — Изд-во "Наука", Главная ред. восточной лит-ры, 1977. — С. 118. — 326 с. 5 мая 2022 года.
- ↑ Н. Н. Швец. Махес. — Словарь египетской мифологии. — М. : Центрполиграф, 2008. — 377 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0 .
- Erman, Adolf & Grapow, Hermann: Wörterbuch der Aegyptischen Sprache., Im Auftrage der Deutschen Akademien, Berlin: Akademie Verlag (1971) , II., p.12, II., p.12
- ↑ Lurker, Manfred. . — London: Routledge and K. Paul, 1987. — 451 с. — ISBN 0710208774 .
- ↑ . Дата обращения: 23 ноября 2020. 29 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 23 ноября 2020. 25 ноября 2020 года.
-
Lurker,
op.cit.
, p.215 .
The epithet was used for many Egyptian gods: Thoth (cf. Erik Hornung, The Secret Lore of Egypt: Its Impact on the West , 2001, p.6), Wepwawet (cf. Egypt: Temple of the Whole World : Studies in Honour of Jan Assmann , Brill 2003, ISBN 90-04-13240-6 , p.106), Set (cf. Homer William Smith, Man and His Gods , 1952 p.20) etc. - ↑ Alan W. Shorter. . — Routledge, 1978. — С. . — ISBN 0-7100-0037-5 .
- Encyclopædia Britannica: A New Survey of Universal Knowledge / Walter Yust. — 1956. — С. 54.
- caroline seawright. (англ.) . www.thekeep.org. Дата обращения: 5 мая 2018. Архивировано из 2 ноября 2015 года.
Ссылки
- (англ.)
- 2021-11-27
- 1