Особняк Э. Э. Брёмме
- 1 year ago
- 0
- 0
Особняк Штиглица (позднее дворец великого князя Павла Александровича ) — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес дома — Английская набережная, 68, Галерная улица, 69.
С 1990х годов здание не использовалось . С 1999 года дворец реставрировался для фирмы «Лукойл». С ноября 2011 года особняк находится в оперативном управлении Санкт-Петербургского государственного университета , проходят суды с целью принуждения собственника к полноценной реставрации интерьеров и приспособления здания к современному использованию .
Ранее на этом участке располагались два жилых дома. Первый дом был построен Иваном Немцовым в 1716 году и стал первым каменным домом на Английской набережной, после него домом владел его зять, С. И. Чевакинский . Владельцем второго дома был Михаил Сердюков .
К 1830 году участок принадлежал Штиглицам . В 1859—1862 годах А. И. Кракау построил современное здание, придав ему сходство с дворцами итальянского возрождения . В 1887 году наследники Штиглица продали особняк великому князю Павлу Александровичу, в это время в обновлении интерьеров участвовал архитектор Максимилиан Месмахер . Перестройка была закончена к 1889 году, к свадьбе князя с греческой королевной Александрой , после её смерти в 1891 году князь стал жить в Царском селе. В 1917 году дворец был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов .
В 1938—1939 годах правый дворовый флигель надстроили на этаж. В 1946—1947 годы ещё один этаж был построен над Мавританским залом .
Деление здания на два этажа подчёркнуто сильной тягой . Стены нижнего этажа рустированы. Наличники окон этого этажа — с прямыми сандриками на кронштейнах. На верхнем этаже штукатуркой сымитирована облицовка тёсаным камнем, наличники оформлены как портики из двух колонн на пьедесталах и с треугольным фронтоном .
По центру главного фасада расположен портик с двумя колоннами с каждой стороны. Фасад завершает украшенный лепкой фриз .
Эскизы панно «Четыре времени года» исполнил для интерьеров Ф. А. Бруни . Внутренний двор был оформлен в стиле барокко . В здании есть выходящая на Неву парадная анфилада, служившая приёмной, несколько гостиных, в том числе гостиная в пять осей, украшенная кариатидами , бальный зал, украшенный каннелированными колоннами коринфского ордера и соединённый с «Кариатической» тремя широкими проёмами, библиотека, отделанная дубом, штофными драпировками, золочёной лепкой и резьбой, концертный зал, украшенный скульптурными портретами композиторов на падугах в овальных медальонах. Также в оформлении выделялись камины из белого и цветного мрамора .
Примерно в 1859—1862 годах Александр Штиглиц заказал итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть интерьеры дворца в акварели. Премацци написал семнадцать акварелей, собранных в кожаный альбом с гербом баронов Штиглиц .
2 апреля 1889 года на втором этаже поперечного дворового флигеля дворца заложили домовую церковь св. Александры. Она была оформлена в древнерусском стиле Н. В. Султановым . Царские врата XVII века для неё были привезены из подмосковного села Медведково. Вся утварь ( паникадило , блюда для благословения хлебов, кропила, семисвечник) была изготовлена на заказ по эскизам архитектора на фабрике Овчинникова . У иконостаса было два яруса, 35 образов; его сделали из золочёного цинка в мастерской К. Е. Морозова. Своды были расписаны травным орнаментом с клеймами, в которых были расположены изображения святых. Нижнюю часть стен расписали «полотенцами», над ними по периметру шла лента с посвятительным текстом, для которого использовался древнерусский шрифт. На решётках вентиляционных проёмов также был растительный рисунок. Княжеское место отделялось от посетителей тёмно-красной завесой из бархата с золотыми двуглавыми орлами. Церковь освятили 16 и 17 мая 1889 года. В 1897 году на фасаде разместили лепные фигуры работы М. П. Попова , изображающие евангелистов и ангелов. После переезда князя в Царское село церковь перенесли за ним, назвав на новом месте Благовещенской .