Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́рман Дми́триевич Го́ппе ( нем. Hermann Hoppe ; 24 мая [ 5 июня ] 1836 , Хамм , Вестфалия — 15 [27] апреля 1885 , Санкт-Петербург ) — российский издатель и книгопечатник . Основатель крупной издательской фирмы — «Книгоиздательство Германъ Гоппе» (1867—1914) в Петербурге. Его имя стоит в одном ряду с известными и влиятельными в издательскими фирмами, основанными немецкими предпринимателями — А. Ф. Марксом , М. О. Вольфом , К. Д. Риккером , В. Е. Генкелем , О. О. Гербеком. Одним из первых стал издавать печатное издание нового типа — иллюстрированный еженедельный журнал для семейного чтения « Всемирная иллюстрация » (1869—1898).
Герман Гоппе родился и вырос в прусской провинции Вестфалия, учился книгоиздательскому делу у себя на родине, в Бельгии , Великобритании , служил в европейских книготорговых фирмах .
В 1861 году, в возрасте 25 лет, получил приглашение от известного петербургского книготорговца М. О. Вольфа приехать в Петербург и возглавить немецкий отдел его крупного книжного магазина. Прослужив здесь до 1867 года, Гоппе (совместно с ) создал в Петербурге собственное издательство, выпустив примечательный справочник — « Всеобщая адресная книга С.-Петербурга » (1867—1868). С 1867 года одним из первых в России начал выпускать сразу же ставший известным « Всеобщий календарь » (1867—1900), с 1870 года — также «календари-ежедневники» .
Одновременно с изданием книг Гоппе приступает к изданию нового типа журнала мод « Моды и новости » (1867—1868), переименованного вскоре в не менее известный « Модный свет » (1867—1883) . « Модный свет » был прекрасно иллюстрирован, давал подробнейшие рисунки туалетов , к нему прилагались цветные, разукрашенные от руки, иллюстрации .
Издание женских журналов было достаточно выгодным коммерческим предприятием, так как они имели универсальную направленность и в них публиковались сообщения и новости разного свойства — от новинок беллетристики до советов по и картинок с парижскими модами .
В журнале помещались заметки о тонкостях воспитания, этикета, кулинарии, образования. Тексты о моде, как правило, переводились из французских журналов и представляли собой подробные описания разнообразных нарядов и аксессуаров .
Кроме того, журнал, знакомя своих читателей с лучшими образцами зарубежной моды, выполнял в эти годы и культурно-просветительскую функцию, когда мода перестала уже «… быть неписаной привилегией избранных кругов и начинает направлять и формировать вкусы большинства городского населения ». .
Со временем Гоппе расширил структуру журнала, утвердив отдел фельетона, раздел светской хроники, введя в литературной части публикации на общественные темы .
Успех этих журналов позволил Гоппе приступить к выпуску главного своего детища — еженедельного журнала «Всемирная иллюстрация», задуманного по типу подобных заграничных изданий. На волне «больших» реформ 1860—1870-х гг., роста демократических настроений в стране, общего промышленного подъёма, расширения читательской среды и спроса Герман Гоппе, взяв за образец первый в мире британский иллюстрированный еженедельник «Иллюстрированные лондонские новости» ( ) (с 1842), первый и самый успешный в Пруссии еженедельный иллюстрированный семейный журнал «Беседка» ( ) (с 1853) и ведущий во Франции в XIX веке иллюстрированный еженедельник « Иллюстрированный мир » ( ) (с 1857), создаёт при этом новый тип еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения, который был рассчитан на массового читателя и мог служить иллюстрированным отражением важнейших событий в стране и за границей.
Вновь созданный научно-популярный журнал «Всемирная иллюстрация», благодаря своей концепции и обязательным для еженедельника особенностям — общедоступной цене, массовости, доходчивости, разноплановой тематике, учёту интересов читателей различных возраста и уровня образования, броскому оформлению, иллюстрированной хронике современной жизни, рассказам, повестям «с продолжением», путевым очеркам — вскоре приобрёл исключительную известность и популярность .
В журнале новым и самым важным подразделением был художественный отдел, в его работе участвовало более 50 художников, на него работало 12 гравёрных мастерских. За 10 лет, с 1869 по 1878 год, журнал поместил на своих страницах почти 7000 рисунков. Тираж журнала в 1878 году достиг 11000 экземпляров .
В 1879 году Гоппе основал и приступил к изданию еженедельного журнала литературы, науки и искусств « Огонёк » (1879—1883) (ред. Н. П. Аловерт ) , в 1883 году журнал « Модный свет » и слившийся с ним « Модный магазин » (1862) стал выходить в его издательстве под новым именем « Модный свет и модный магазин » (1883) , с 1884 года — журнала « Новый русский базар » (1866—1894). .
За свою издательскую деятельность Гоппе выпустил много прекрасно оформленных и высокого качества книг различной тематики, жанров и направлений, а также роскошные юбилейные и приуроченные к крупным историческим событиям (ставшие в настоящее время раритетными) , издания: « Альбом 200-летнего юбилея Императора Петра Великого (1672—1872 гг.) », текст П. Н. Петрова и С. Н. Шубинского (1872),), « Альбом русских народных сказок и былин » (1875) (текст П. Н. Петрова ), « Иллюстрированная хроника войны » (1877—1878), « Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве » (1882), « Венчание русских государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III .» (1883).
Герман Гоппе составил и издал на немецком языке уникальный каталог шрифтов « Katalog der wichtigeren, hervorragenden und besseren Schriften deutscher Literatur, welche in den Jahren 1801 bis Ende 1868 erschienen sind » («Каталог наиболее важных, исключительных и лучших шрифтов немецкой литературы, появившихся в период с 1801 по конец 1868 года») (1871), был одним из организаторов в 1880 году Русского Общества книгопродавцев и издателей, издававшего « Книжный Вестник » (1884—1916) с целью регистрации вновь выходящих в России книг .
После скоропостижной смерти Г. Д. Гоппе в 1885 году издательские права перешли его супруге А. П. Гоппе, издательством же фактически руководил его брат Эдуард Гоппе, владелец крупной в Петербурге Типографии Императорских СПб. Театров. Его фирма считалась одной из лучших в полиграфическом отношении среди петербургских типографий, выполняя заказы даже других издателей.
В качестве приложения к «Всемирной иллюстрации» издательство Германа Гоппе выпускало в 1889—1896 гг. журнал « Труд », который иллюстрировали И. К. Айвазовский , В. М. Васнецов , В. В. Верещагин , В. И. Суриков , И. Е. Репин , И. И. Шишкин , Г. И. Семирадский и др. В журнале печатались произведения Г. П. Данилевского , Н. С. Лескова , Я. П. Полонского , В. В. Крестовского , А. Н. Майкова , А. А. Фета , В. Л. Величко и др.
Из периодических изданий фирмы Э. Гоппе выделялся «журнал печатного дела» « Обзор графических искусств », отличавшийся прекрасным полиграфическим исполнением.
Герман Гоппе является типичным представителем западных предпринимателей, приехавших в дореволюционную Россию и осознавших возможность соединить высокий уровень немецкой техники и промышленного развития с возможностями развивающегося обширного российского рынка, которые открылись в стране после реформ 1860—1870-х гг. Он по праву относится к большинству тех переехавших в Российскую империю немцев, которые здесь обрели вторую родину и внесли значительный вклад в российские науку, промышленность, историю и культуру.
Немцы играли значительную роль в различных областях культуры, а среди издателей, книготорговцев, владельцев частных типографий и библиотек занимали в эту эпоху ключевые позиции . История российского книгопечатания и книгоиздания середины XIX — начала XX века наполнена немецкими именами, их вклад в развитие российской культуры огромен и неоценим. Время давно определило роль немецкого этноса в многовековой истории России.
Выходец из Германии — родины книгопечатания — Герман Гоппе принёс с собой в Россию высокую культуру книжного и издательского дела. Немецкие книгопродавческие и издательские предприятия той поры по уровню оснащённости и организации производства, квалификации персонала относились к элите делового мира России.
Гоппе создал известное издательство, основал мощную типографию, оснастив её высокохудожественными шрифтами и передовым для того времени типографским оборудованием, что позволило печатать на высоком полиграфическом уровне художественные памятные издания, альбомы, издания по искусству шрифта и книжной орнаменталистики.
Являясь не только практиком книготоргового дела, он стал в известной степени и новатором издательской деятельности по выпуску новых типов модных журналов для дам «Модный свет», «Модный свет и модный магазин», иллюстрированного журнала для семейного чтения и массового читателя «Всемирная иллюстрация», журналов «Огонёк», «Новый русский базар». Ему удалось много сделать в области просвещения, приобщения к чтению и воспитания как «средней» интеллигенции, так и людей с невысокими материальным и культурным уровнями.
Издавая книги, календари, учебные пособия, беллетристику, он внёс свой заметный вклад в насыщение российского книжного рынка изданиями высокого качества, способствовал внедрению и развитию типографской техники и искусства ксилографической иллюстрации, сказал своё веское слово в становлении и развитии книгоиздательского и книготоргового дела в России.
Гоппе умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковом лютеранском кладбище .