Interested Article - Громогласов, Илья Михайлович

Илья́ Миха́йлович Громогла́сов ( 20 июля [ 1 августа ] 1869 , Ермишь 4 декабря 1937 , Калинин ) — российский богослов, протоиерей , учёный, специалист в области церковного права и истории старообрядчества .

Священномученик . Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году .

Детство и образование

Родился 20 июля ( 1 августа ) 1869 года в семье диакона сельской церкви, в селе Ерёмшинский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии .

Окончил Шацкое духовное училище (1883), Тамбовскую духовную семинарию (1889) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893); его кандидатская работа «Следует ли совершать священнодействие брака над лицами, обращающимися из раскола и жившими до обращения в супружестве (Опыт решения вопроса на догматико-канонической основе)» была удостоена премии митрополита Иосифа. Был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре церковного права.

С сентября 1894 года преподавал историю и обличение русского раскола и местных сект в Пензенской духовной семинарии .

С декабря 1894 года исправлял должность доцента Московской духовной академии, одновременно в 1900—1910 годах преподавал английский язык. В октябре 1908 года защитил магистерскую диссертацию «Определения брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. Вып. I. Определения брака в 48 главе Кормчей», удостоенную премии митрополита Макария .

Экстраординарный профессор по кафедре истории церковного раскола Московской духовной академии (1909—1911). В 1911 году уволен как принадлежащий «к числу профессоров, примкнувших к так называемому освободительному движению» по инициативе епископа Феодора (Поздеевского) , воспрепятствовавшего его переходу на освободившуюся после ухода на пенсию профессора Н. А. Заозерского кафедру церковного права.

В 1909—1912 годах — инспектор классов Мариинского женского училища . В 1912—1916 годах — помощник заведующего Училищным отделением Московской городской управы, заведующего училищным отделением. Преподавал также русскую словесность и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его супруга, дочь князя Николая Фёдоровича Дулова , Лидия.

Член обществ: Педагогического, Истории и древностей российских при Московском университете (1904), Русского археологического (член-корреспондент с 1909 г.), Любителей духовного просвещения (товарищ председателя с 1917 г.), Русского библиографического, Археологического при Историческом музее (1911).

В 1914 году окончил экстерном юридический факультет Московского университета с дипломом первой степени, кандидат юридических наук. В 1916 году выдержал устные экзамены по церковному и государственному праву на степень магистра церковного права .

С 1916 года — приват-доцент юридического факультета Московского университета по кафедре церковного права и преподаватель церковного права Высших юридических женских курсов Полторацкой .

В 1917 году, после Февральской революции , был восстановлен в звании профессора Московской духовной академии по кафедре церковного права, оставаясь в то же время профессором Московского университета (до 1921 года, когда был уволен из-за идеологических разногласий с советской властью) и преподавателем школы второй ступени. В 1920 году был избран штатным профессором академии, которая к тому времени функционировала уже неофициально.

Летом 1917 года как эксперт по сектантским вопросам Чрезвычайной комиссии Временного правительства дал отрицательный отзыв на предъявленное Г. Распутину обвинение в « хлыстовстве ».

В 1917 году делегат Московского епархиального съезда, член Совета при управляющем Московской епархией, председатель секции Церковного управления Всероссийского съезда духовенства и мирян.

Член Поместного собора

С мая 1917 года работал во II, III, V и VIII отделах Предсоборного совета.

Член Поместного Собора 1917—1918 годов , участвовал во всех трёх сессиях, заместитель председателя III, член II, V, VI, VIII, X, XII отделов. Избран членом Высшего церковного совета от мирян. Был активным сторонником движения за участие мирян в делах Церкви и за проведение соборного принципа в её управлении. Первоначально выступал за синодальное управление Церковью, против восстановления Патриаршества .

При обсуждении воззвания Патриарха Тихона от 19 января 1918 года, в котором анафематствовались «безумцы» (под которыми понимались большевики), поддержал этот документ, заявив: «Настал момент нашего самоопределения; каждый должен пред лицом своей совести и Церкви решить сам за себя, сказать, кто он — христианин или нет, остался ли он верен Церкви или изменил Христу, верен он знамени Церкви или бросил его, топчет ногами и идёт за теми, кто попирает наши святыни». Высказался против разрешения второго брака для духовенства, отстаивал незыблемость церковных канонов.

Священник

В 1921 году уволен из Московского университета из-за идеологических разногласий с советской властью.

18 февраля 1922 года был рукоположён Патриархом Тихоном в сан диакона ко храму священномученика Антипы в Москве , а 20 февраля — в сан священника того же храма.

22 марта 1922 года был арестован. На процессе по изъятию церковных ценностей приговорён к полутора годам заключения, которые затем заменили годом ссылки. Однако был оставлен в Москве — содержался в Бутырской тюрьме , Сокольническом исправительном доме и во внутренней тюрьме ГПУ. После освобождения 1 августа 1923 года был временно назначен настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах , а 30 сентября прихожане избрали его на эту должность.

Был вновь арестован 8 марта 1924 года и приговорён коллегией ОГПУ к трём годам ссылки на Урал ; исполнение приговора было отсрочено.

19 мая 1925 году арестован в третий раз и выслан на три года в село Сургут Тобольского округа. По окончании ссылки ему было запрещено проживать в Москве и в ряде других крупных городов. Поселился в Твери , где служил в .

Был почитателем Патриарха Тихона. После его кончины в апреле 1925 года был одним из первых, кто предсказал его канонизацию : «Мы верим и знаем, что он, как непостыдный делатель Церкви, будет стоять пред престолом Всевышнего и ходатайствовать воздыханиями неизглаголанными о Церкви Русской, ангелом которой он был среди нас. И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего отца нашего Патриарха Тихона».

Фото из следственного дела. 1925 год

Арест и мученическая кончина

В ночь со 2 на 3 ноября 1937 года был арестован в четвёртый раз. Обвинён в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», якобы возглавлявшейся архиепископом Фаддеем (Успенским) . Виновным себя не признал, все обвинения отверг, никаких имён «сообщников» не назвал; 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение через два дня. Погребён в общей могиле на Волынском кладбище Твери .

Канонизирован 19 сентября 1999 года как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сочинения

  • Речь во время отпевания В. Д. Кудрявцева-Платонова // Богословский вестник. 1892. № 1.
  • // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. № 2–3.
  • // БВ. 1895. № 10.
  • // Богословский вестник. 1895. Т. 2.
  • Кое-что о современном расколе и сектантстве и о борьбе с ними // Богословский вестник. 1897. № 1–2.
  • Русский раскол и вселенское православие // Богословский вестник. 1898. № 4–5.
  • — Сергиев Посад, 1898.
  • Памяти Алексея Степановича Павлова. М., 1898.
  • Профессор А. С. Павлов // Археологические известия и заметки. 1899. Т. 7. № 1/2.
  • Несколько слов об издании лекций по церковному праву профессора А. С. Павлова // Богословский вестник. 1899. № 10.
  • К вопросу о прекращении брака по добровольному согласию супругов ради принятия ими монашества // Богословский вестник. 1900. № 6.
  • Обзор русских журналов. Статьи по расколо- и сектоведению за 1900 и 1902 гг. // Богословский вестник. 1901. № 2, 4; 1902. № 7/8; 1903. № 6.
  • // Богословский вестник. 1902. Т. 3.
  • Культурный разлад и религиозное разномыслие // Миссионерский сборник. 1903. № 2–3.
  • Новая апология раскольнического австрийского священства // Православный путеводитель. 1903. Кн. 1, 2, 5, 6.
  • — М., 1904.
  • К 300-летию рождения свт. Патриарха Никона // Душеполезное чтение. 1905. Т. 2. № 5.
  • Рязань, 1905.
  • Первый биограф свт. Патриарха Никона (Иоанн Корнилиевич Шушерин).
  • Чудо Воскресения Иисуса Христа из мертвых // Душеполезное чтение. 1905. № 3, 6–7.
  • Новые книги о русском расколе; // Богословский вестник. 1905. № 6–8.
  • Бастилия духа; О предполагаемом издании Св. Синодом церковных правил с толкованиями; Ответ г. Боголюбову // Богословский вестник. 1906. № 3, 5, 11.
  • Наше общественно-политическое обновление и современные задачи Церкви; До каких же пор? (Об отношении Церкви к амнистии) // Московский еженедельник. 1906. № 5, 10.
  • // Богословский вестник. 1907. Т. 1, 2, 3.
  • . (Магистерская диссертация).
  • Иоанн Шушерин; Иоасаф II; Иудействующие; Иудействующие сектанты в России; Кабанов; Кадушечники; Калиновцы; Кашменский С. Н.; Квасники; Кельсиев В. И.; Керженец; Кладбища раскольнические // Православная богословская энциклопедия . Т. 7–9, 11.
  • Освободительное движение и Православная Церковь // Перед Церковным Собором. М., 1906. С. 18–28.
  • Странный придаток к веротерпимости; «Быть или не быть?» (К вопросу о созыве Собора)// Голос Москвы. 1906. № 200, 222.
  • М., 1907.
  • Тираспольское дело. Сергиев Посад, 1908.
  • // Сергиев Посад, 1908.
  • Журналы заседаний Совета МДА за 1909 г. Сергиев Посад, 1910. С. 479–488.
  • Московские трезвенники // Сб. речей о трезвенническом движении. М., 1913. С. 10–25.
  • Канонизация; Каноник; Каноническое право; Канон; Консистория; Кормчая книга // Гранат . 1914. Т. 23; 1916. Т. 25.
  • О найденных в собрании графа А. С. Уварова двух старообрядческих портретах // Слово Церкви. 1916. № 19.
  • [Стихи] // Поэзия узников ГУЛАГа. Антология. М., 2005.
  • Письма Н. Н. Глубоковскому // Вестник церковной истории. 2007. № 1 (5). С. 40–46.

Литература

  • Свящ. Александр Берташ, И. А. Маякова. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона Иннокентий ». — С. 264—271. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-040-0 .
  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. . — М. : Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006. — С. —83. — 300 с. — 2000 экз. ISBN 5-8037-0164-5 .

Ссылки

  • на сайте «Летопись Московского университета»
Источник —

Same as Громогласов, Илья Михайлович