Interested Article - Антонин (Капустин)

Архимандри́т Антони́н (в миру Андре́й Ива́нович Капу́стин ; 12 [24] августа 1817 или 1817 , Батурино , Пермская губерния 24 марта [ 5 апреля ] 1894 или 1894 , Иерусалим ) — выдающийся церковный деятель на Востоке , священнослужитель Русской православной церкви , учёный—византинист, археолог, начальник Русской духовной миссии на Святой Земле (1865—1894) , магистр богословия , создатель «Русской Палестины » .

За многолетние труды архимандрит Антонин был избран в разное время почётным членом Императорского православного палестинского общества , почётным членом Императорского археологического общества , Одесского общества истории и древностей , Афинского археологического общества , Немецкого восточного археологического общества и др.

В январе 2024 года Комиссия Священного Синода РПЦ по канонизации святых начала изучение материалов для возможной канонизации архимандрита Антонина .

Детство и юность

Архимандрит Антонин происходил из семьи священнослужителей .

Андрей Капустин родился 12 ( 24 ) августа 1817 года в селе Батурино Батуринской волости Шадринского уезда Пермской губернии , ныне село — административный центр Батуринского сельсовета Шадринский район Курганской области . В семье было 13 детей: шестеро сыновей, в том числе Платон , Александр, Михаил.

Грамоте обучал по Псалтири его отец Иоанн Леонтьевич Капустин, настоятель церкви Преображения Господня в селе Батурино, ныне восстановлен при содействии своих земляков. Строителем храма был дед Иоанна, Василий Тимофеевич Капустин (1732—1808). В 1826 году Андрей Иванович Капустин ушёл учиться в Далматовское духовное училище при Далматовском Успенско—Исетском мужском монастыре . Закончив его через 5 лет, в 1831 году Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию . В 1836 году перевёлся в Екатеринославскую духовную семинарию , ректором которой был его дядя Иона (магистр Московской духовной академии ).

Оттуда в 1839 году он получил назначение в Киевскую духовную Академию . После окончания в 1843 году со степенью магистра богословия его определяют учителем немецкого и греческого языков. В октябре 1845 года стал бакалавром академии.

После принятия монашества

7 ноября 1845 года Андрей принял монашеский постриг , в пещерах митрополитом Киевским Филаретом и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. Затем последовало рукоположение во иеродиакона и иеромонаха .

С 1846 года занимал различные административные должности в Киевской Духовной Академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим, по поручению академии, в 1845—1850 годы занимался исправлением русского перевода гомилий святителя Иоанна Златоуста , писал статьи и проповеди.

15 мая 1850 года назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах , где на протяжении трёх лет изучал древние христианские надписи и Парфенон .

По представлению МИДа Святейшим Синодом был награждён саном архимандрита . Само возведение 5 апреля 1853 года совершил митрополит Аттикийский Неофит (Метаксас) .

В 1859 году , митрополит Московский Филарет (Дроздов) , рекомендовал Синоду перевести его в Константинополь на настоятельское место . Архимандриту Антонину было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Вселенский престол патриарха Софрония III и продолжить изучение Синайского кодекса Библии. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности.

В 1865 году , к 100-летию непрерывного священствования рода Капустиных Антонин пожертвовал Батуринскому Спасо-Преображенскому храму топазовый, в серебряной оправе напрестольный крест, украшенный драгоценными камнями. У подножия распятия была вложена частица Животворящего древа креста. Крест изъят при советской власти, храм закрыт до 1999 года .

На Святой земле

Антонин в преклонном возрасте

В 1865 году он был командирован в Иерусалим в качестве следователя и временно заведующего Русской духовной миссией после вынужденного ухода архимандрита Леонида (Кавелина) .

3 августа 1868 года Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Кирилл наградил отца Антонина высшей наградой Иерусалимской Православной Церкви орденом Живоносного Гроба Господня «Большим крестом Святогробского братства » и возвёл его в рыцари этого ордена «за горячее благочестие и пламенную ревность о Гробе Господнем » .

5 июня 1869 года, по ходатайству патриарха Кирилла , архимандрит Антонин был утверждён в должности Начальника Миссии .

Он явился одним из инициаторов создания Православного Палестинского Общества , целью которого явилось системное развитие научно-археологических исследований и всесторонняя помощь русским паломникам Святой Земли. Антонин Капустин увлёк этой идеей Василия Николаевича Хитрово и они вместе разработали структуру будущего Общества.

За время пребывания в должности архимандрит Антонин оказывал массу услуг прибывавшим из России паломникам, а также способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской империи. Поскольку закон Османской империи до 1873 года не разрешал приобретение земли в собственность российским поданным, в качестве покупателя выступал главный помощник и близкий друг отца Антонина драгоман Миссии Якуб Халеби , которого Антонин называл Яковом Егоровичем. По турецким законам (Палестина в тот период входила в Османскую империю) иностранным подданным нельзя было владеть земельной собственностью. Приходилось действовать в обход: Яков Егорович приобретал землю на своё имя, а уже затем переводил её на своего начальника — под видом фиктивного долга, в возмещение которого он был якобы вынужден отдать ему свой участок. За 29 лет трудов в качестве начальника РДМ (1865—1894 гг.) отцом Антонином была создана Русская Палестина — уникальная инфраструктура русских храмов, монастырей, подворий и участков земли, ставшая материальной основой русского присутствия. К 1914 г., согласно «Сводному каталогу русских недвижимостей в Святой Земле», Россия владела более чем 70 объектами недвижимости, общей стоимостью почти в два миллиона рублей, из которых около половины принадлежало Палестинскому Обществу, остальные — Русской Духовной Миссии (а значит, Священному Синоду ) и консульству (то есть правительству) .

Помимо выполнения служебных обязанностей отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой , до глубокой старости писал стихи и рисовал. В 1870 г. архимандрит Антонин организовал масштабную научную экспедицию. В поездках его сопровождал ориенталист Фадлалла Сарруф [ источник не указан 2517 дней ] .

В 1883 году , под руководством Антонина, были произведены раскопки около Храма Гроба Господня , в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат . Сергей Александрович выделил из своих сумм тысячу рублей золотом и обратился к архимандриту Антонину (Капустину) с просьбой принять на себя руководство раскопками и контроль за расходом денег. На этом месте позднее было построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского . Данное открытие, по мнению историка Н. Лисового обессмертило имя отца Антонина в истории библейской археологии . Он осуществил целый ряд археологических раскопок и создал в Иерусалиме при Русской Миссии музей христианских древностей .

Он был одним из первых исследователей греческих и славянских рукописей Иерусалима, Афона и Синая . Собранная им коллекция древних манускриптов (ныне хранится в библиотеке РАН в Петербурге) включает греческие, славянские и арабские рукописи.

Все научные открытия и исследования осуществлялись Антонином в свободное от основных служебных обязанностей время.

Антонин Капустин умер 24 марта ( 5 апреля ) 1894 года в городе Иерусалиме ( тур. ) Османской империи . Согласно завещанию, погребён в Вознесенской церкви на вершине Елеонской (Масличной) горы . .

Приобретённые участки

Мамврийский дуб

В 1869 году усилиями архимандрита и его верного помощника драгомана Русской Духовной Миссии Якуба Халеби был приобретён Мамврийский дуб , а чуть позднее были выкуплены близлежащие земли (около 72 355 м²). 12 июня 1869 года начальник миссии совершил первую Божественную литургию на месте явления Святой Троицы Аврааму . В 1870 году была приобретена вершина Елеонской горы . Знаток библейской археологии, Антонин начинал переговоры с главами арабских семейств, во владении которых находилась преемственно недвижимость, связанная с местами новозаветных и ветхозаветных событий, священных для православных верующих. Дело по приобретению отдельных участков он вёл постепенно, экономно и терпеливо. Так, участок на горе Елеон, где ныне в сотне шагов от места Вознесения Господня, находится Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь , был куплен по частям в 1870-х гг. (первые купчии оформлены в 1871 г.) в условиях острой конкуренции с кармелитским католическим монастырем Pater Noster. Причем, в отличие от вельможных французских покупателей (основательницей монастыря была личная приятельница Наполеона III герцогиня Латур д’Овернь ), за русским монахом не было ни государственной поддержки, ни больших денег. Весь годовой бюджет миссии составлял около 14,5 тыс.рублей (включая 217 содержание храмов и подворий, оклады сотрудников, материальную помощь паломникам и православным арабам). Сегодня на территории, объединившей 11 разновременно приобретенных участков, общей площадью 53748 м², находятся: соборный храм во имя Вознесения Господня (строился с 1873 г., султанский фирман на строительство выдан в июне 1882 г., храм освящен в 1886 г.), храм—трапезная во имя Филарета Милостивого , часовня в честь Обретения главы Иоанна Предтечи , колокольня «Русская Свеча», гостиница для паломников и корпуса для сестер обители. Монастырь официально учрежден Св. Синодом в 1906 г., с 1924 г. находится в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей . Главный храм монастыря Вознесенский и 64 — метровую колокольню (самое высокое здание Иерусалима) спроектировал Антонин Капустин.

Тогда же было приобретено самое большое владение Российской Империи на Святой Земле в предместье Иерусалима в посёлке Эйн Карем («источник в винограднике») на месте дома родителей Иоанна Крестителя Захарии и Елизаветы . Этот район в Евангелиях назван Нагорной страной или Горней. Здесь произошли описанные в Евангелиях события — Рождество Иоанна Крестителя и встреча Богородицы с Елизаветой . Владельцем крупного участка с двухэтажным домом и садом, на склоне холма, был араб Ханна-Карло Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, согласился продать свою землю Русской Миссии за четыре тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Конкуренция была жесткой, с участком граничили: с одной стороны католический монастырь, с другой — католический сиротский приют. Тот и другой из соседей предлагали бывшему драгоману больше, чем мог дать русский архимандрит . Почему хозяин предпочел Антонина, не ясно. У Антонина, наличных (тем более, личных) средств не было. Но ему удалось увлечь идеей приобретения участка бывшего министра путей сообщения Петра Петровича Мельникова, который по возвращении из Иерусалима в Петербург основал специальный комитет для сбора необходимых средств. Они были затем высланы в Иерусалим. В числе жертвователей были видные российские предприниматели — Путилов , Поляков, братья Елисеевы (владельцы известных гастрономов). Пять тысяч пожертвовал К.Ф. фон Мекк — муж Надежды Филаретовны , друга и покровительницы П. И. Чайковского . В феврале 1871 года купчая была оформлена. Х. К. Джель-Яд умер через несколько дней. Очевидцы этих событий были убеждены, что отставного драгомана отравили католики: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружён владениями русского священника .

Первая временная церковь в Горней была открыта в 1880 году по благословению иерусалимского патриарха Иерофея . 14 февраля 1883 года Антонин освятил каменный храм в честь Казанской иконы Богородицы, который спроектировал он сам.

Помимо главного престольного праздника Казанской иконы, отец Антонин по благословению Святейшего Синода установил местный праздник, связанный с происходившими на этом месте 2000 лет назад евангельскими событиями — «Прихождения Божией Матери в Горний град Иудов» 30 марта, в шестой день по Благовещении . Сегодня в Горненском женском монастыре этот день называют праздником Целования (взаимного приветствия Девы Марии и Елизаветы ). После праздника Благовещения по замыслу отца Антонина, икона Благовещения, стоящая в правом крыле трансепта Троицкого собора РДМ в Иерусалиме , переносится в Горнюю, в Горненский женский монастырь, где ставится на игуменском месте и пребывает там до дня Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 н. ст.), три месяца в память о трёхмесячном пребывании Богородицы в доме Захарии и Елизаветы . Антонин составил тропарь и кондак праздника.

В те же годы (1869 году) Капустин приобрел имение около Яффы по дороге в Иерусалим — место погребения святой Тавифы , где была построена Церковь апостола Петра .

Подворье для отдыха паломников было также приобретено в Тивериаде (нынешний г. Тверия).

В Бейт-Джале Антонин выкупил два владения, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария .

В Гефсимании при его содействии Российским правительством было удачно приобретено место, где по инициативе Антонина членами царской семьи была построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины в память почившей императрицы Марии Александровны .

Всего архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков площадью около 425 000 м², стоимостью до миллиона рублей золотом.

12 сентября 1889 года Антонин завакуфил свою недвижимость, то есть, согласно османскому праву, стал учредителем вакфа, направив все приобретённые участки на религиозные цели в вечное пользование храму или монастырю. Собственность вакфа не подлежит продаже, обмену и иным операциям, ведущим к её отчуждению вплоть до кончины учредителя, в частности, Антонина, а после его смерти переходит во владение Синода ; если же Синод перестанет существовать, то эти земли становятся достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то земли поступают в распоряжение Иерусалимского кадия .

Именно благодаря учрежденному Антонином вакфу храмы, монастыри и земельные владения Русской Духовной Миссии и сегодня принадлежат России (в отличие, например, от объектов недвижимости, принадлежавших государству и проданных в 1964 г. Н. С. Хрущёвым за 4,5 млн долларов государству Израиль в результате так называемой « апельсиновой сделки ») .

Деятельность Антонина вызывала раздражение русских консулов в Иерусалиме и руководства Министерства иностранных дел , предпринимавших попытки удалить его из Палестины и даже закрыть Русскую Духовную Миссию.

Земельные владения, находившиеся в собственности Антонина, послужили «якорем», который помог ему почти на 30 лет закрепиться в Иерусалиме, не смотря на попытки недоброжелателей как в России, так и в иерусалимском консульстве, если не уничтожить Миссию вообще (такая попытка была предпринята МИДом в 1879 г.), то свести её деятельность к минимуму. Но как только ставился вопрос о перемещении непокорного архимандрита из Палестины (в том числе, в 1870 г., с назначением его епископом в Северную Америку), возникала проблема с его палестинскими недвижимостями. И в этом вопросе тот же МИД активно возражал против изменения статуса Миссии, чтобы не повредить русскому политическому и духовному влиянию в Иерусалиме, не утратить приобретенной Антонином собственности .

Высоко отозвался о роли архимандрита Антонина (Капустина) в создании Русской Палестины председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин в своем выступлении на международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня кончины о. Антонина: «Палестинское общество всегда считало архимандрита Антонина своим учителем, образцом и наставником, как писал основатель и руководитель ИППО Василий Николаевич Хитрово , „только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Русь обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба “. Главной его заслугой более чем за четверть века пребывания на посту начальника Миссии стало приобретение многочисленных земельных участков Святой Земли, связанных с преданиями о важнейших событиях палестинской истории, строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения. Наследство, которое Антонин оставил России и Русской Церкви, — Дуб Мамврийский , вершина Елеона, Горняя, участки в Иерихоне, Яффе, Тивериаде — не только по духовному, но и по историческому и материальному значению своему неоценимо» .

В рамках торжеств в честь 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина патриарх Кирилл освятил его бюст в селе Батурино Курганской области. «Когда его назначили служить на Святую Землю он сотворил чудо. По местным законам иностранцам нельзя было покупать там земли, но отцу Антонину удалось купить самые лучшие участки исторической Палестины…Если бы не отец Антонин, то не было бы сегодня русского присутствия в Святой Земле»— подчеркнул патриарх .

Как отмечает доктор исторических наук Н. Н. Лисовой , «имя отца Антонина входит в золотой фонд истории Русской Церкви XIX века. Именно ему, подвижнику—одиночке, не оценённому современниками и лишь теперь во всём своём скромном величии предстающему пред потомками, мы обязаны в первую очередь тем уникальным историческим наследием, которое называется Русской Палестиной и является главным итогом полуторавековой работы Русской Духовной Миссии в Святой Земле» .

Литературная деятельность

В студенческие годы писал как светские, так и духовные стихи, переводил псалмы. В автобиографии он написал: «Обучаясь в Пермской духовной семинарии, я слыл за „поэта“. В Екатеринославле написал в стихах „Седмицу Страстей Христовых“, которую напечатал отдельной брошюрой в Киеве в 1850 году» .

При жизни Антонин Капустин печатался в «Трудах Киевской духовной академии», «Воскресном чтении», «Духовной беседе», «Душеполезном чтении», «Церковном вестнике», «Христианском чтении» (под псевдонимом А. ). Важным источником о деятельности русской духовной миссии в Палестине является личный дневник (30 томов), озаглавленный «Повесть временных лет», в котором Антонин писал на протяжении тридцати лет, начиная с 1841 года .

Публикации

  • Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни постной и цветной Триоди. — Киев, 1850. — Т. 1, — 2-е изд., испр. — , в 2-х кн. — М., 1867 (под псевдонимом А. А. )
  • от 13 ноября 2018 на Wayback Machine СПб., 1874.
  • от 16 апреля 2021 на Wayback Machine М., 1866; Второе издание: Архимандрит Антонин Капустин. Пять дней на Святой Земле. М.: « Индрик », 2007. — 256 с., ил. ISBN 978-5-85759-430-8
  • Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю. // ЗООИД.- т.6 — Одесса, 1867. — с. 445—473. от 27 октября 2014 на Wayback Machine
  • Из записок синайского богомольца. Киев, 1872. (под псевдонимом А. )
  • // « ТКДА ». 1860, кн. 1; 1861. № 2, II, 12; 1862. № 5-6; 1863. № 1, 4-5, 7. Второе издание: Архимандрит Антонин Капустин. Заметки поклонника Святой Горы / Предисл. и комментарии А. А. Турилова . — М.: «Индрик», 2017. — 368 с.; ил. ISBN 978-5-91674-178-0
  • От Босфора до Яффы. // «ТКДА». 1869. № 3-5.
  • 26-е января 1868 г.: (В лавре св. Саввы). // «ТКДА». 1868. № 4.
  • Христианские древности в Греции. СПб., 1854.
  • Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме. СПб., 1884.
  • Древний канонарь синайской библиотеки. // «ТКДА». 1874. № 5-6; Киев. 1874.
  • Седмица страстей Христовых. Киев, 1850. — написана в стихах во время обучения в семинарии
  • Фараон, Моисей и Исход. // «ТКДА». 1875. № 11-12.
  • от 8 февраля 2021 на Wayback Machine // «ТКДА». 1889. № 1.
  • от 21 августа 2017 на Wayback Machine // «ТКДА». 1869. № 6.
  • от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // «ТКДА». 1870. № 5.
  • Св. преподобномученица Сусанна Палестинская. // «ТКДА». 1877. № 2.
  • от 16 апреля 2021 на Wayback Machine М.: Индрик, 2007.— 128 с. ISBN 978-5-85759-437-7
  • от 16 апреля 2021 на Wayback Machine / Составление, вступительная статья Л. А. Герд . М.: «Индрик», 2013. — 224 с. ISBN 978-5-91674-259-6
  • / Издание подготовили Л. А. Герд, К. А. Вах. — М.: «Индрик», 2013. — 184 с., илл. ISBN 978-5-91674-276-3
  • Дневник. Годы 1851—1855 / Издание подготовили Л. А. Герд, К. А. Вах. — М.: «Индрик», 2015. — 536 с., илл. ISBN 978-5-91674-364-7
  • Дневник. Годы 1856—1860 / Издание подготовили Л. А. Герд, К. А. Вах. — М.: «Индрик», 2017. — 712 с., илл. ISBN 978-5-91674-466-8
  • от 16 апреля 2021 на Wayback Machine / Издание подготовили Н. Н. Лисовой , Р. Б. Бутова; Отв. ред. член корр. РАН Я. Н. Щапов . — М.: « Индрик », 2011. — 384 c., илл. ISBN 978-5-91674-131-5
  • В. Н. Хитрово, Антонин Капустин. К. П. Победоносцев и Русская Духовная Миссия в Иерусалиме в царствование императора Александра III. К 170-летию основания. — М.: « Индрик », 2017. — 536 с.; ил. ISBN 978-5-91674-471-2

Награды

Память

Почтовый конверт Россия
Почтовая марка Россия
  • Губернатор А. Г. Кокорин объявил 2017 год в Курганской области Годом 200-летия архимандрита Антонина (Капустина).
  • 25 августа 2017 года в селе Батурино Шадринского района Курганской области прошёл фестиваль в честь празднования 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина «Батуринская святыня». В юбилейных торжествах приняли участие Губернатор Курганской области А. Г. Кокорин , председатель Императорского Православного Палестинского Общества С. В. Степашин , Министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский , полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном Округе И. Р. Холманских , депутаты Государственной Думы А. В. Ильтяков и В. М. Шишкоедов , представители региональных органов власти и управлений, представители Русской Православной Церкви и более пяти тысяч паломников. Патриарх Кирилл освятил бронзовый бюст архимандрита Антонина. Бюст установлен на гранитном постаменте с южной стороны Спасо-Преображенского храма, в яблоневом саду. Автор памятника скульптор . Отлили бюст в мастерской Ивана Дубровина в Екатеринбурге .
  • В 2017 году, к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина, выпущен почтовый художественный маркированный конверт тиражом 50000 экз.
  • В 2017 году, к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина, выпущена почтовая марка тиражом 192000 экз и марочный лист с оформленными полями из 8 (2×4) марок тиражом 24000 экз .

Примечания

  1. Н.Н. Лисовой, доктор исторических наук. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.. — М.,: Индрик, 2006. — С. 17. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  2. Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской духовной миссии в Иерусалиме. 1997, С.323
  3. Ритта Бутова, Николай Лисовой. . Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата (25 августа 2017). Дата обращения: 28 июля 2023. 10 августа 2023 года.
  4. . (29 января 2024). Дата обращения: 7 февраля 2024. 7 февраля 2024 года.
  5. Ежкова Л. от 2 февраля 2016 на Wayback Machine // Православная газета. Екатеринбург. — 2010.
  6. . Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано из 23 марта 2019 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 4 сентября 2019. Архивировано из 4 сентября 2019 года.
  9. 12 ноября 2013 года.
  10. Архимандрит Киприан (Керн). Отец Антонин Капустин архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). — М.,: Издательство Крутицкого подворья Общество любителей церковной истории, 2005. — С. 160—161. — Печ. л. 14,5 с.
  11. Н.Н. Лисовой. "Президенты Палестины" // Православный Палестинский сборник : журнал. — 2003. — № выпуск 100 . — С. 107 .
  12. Н.Н. Лисовой, доктор исторических наук. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.. — М.,: Индрик, 2006. — С. 19. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  13. Н.Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.. — М.,: Индрик, 2006. — С. 301. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  14. . Дата обращения: 12 декабря 2009. Архивировано из 14 января 2012 года.
  15. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. — М.,: Индрик, 2006. — С. 218—219. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  16. Н.Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале ХХ в. — М.,: Индрик, 2006. — С. 220—221. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  17. от 5 июля 2015 на Wayback Machine . Павел Викторович Платонов . Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. 2 июля 2011 г.
  18. . Дата обращения: 9 декабря 2009. 26 апреля 2010 года.
  19. Н.Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале ХХ в. — М.,: Индрик, 2006. — С. 223. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  20. Н.Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале ХХ в. — М.,: Индрик, 2006. — С. 221. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  21. Председатель ИППО Сергей Степашин приветствовал участников научной конференции памяти архимандрита Антонина (Капустина). от 26 апреля 2014 на Wayback Machine от 23 апреля 2014 г.
  22. Валентина Пичурина. . Российская газета (28 августа 2017). Дата обращения: 28 июля 2023. 28 июля 2023 года.
  23. Н.Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.. — М.,: Индрик, 2006. — С. 208. — 510 с. — ISBN 5-85759-327-1 .
  24. Краснопёров Д. А. от 29 апреля 2016 на Wayback Machine — 195 с. — С. 22
  25. Венгеров С. А. А. // . — СПб. : Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 1. 12 ноября 2011 года. . Дата обращения: 18 ноября 2011. Архивировано 12 ноября 2011 года.
  26. . Дата обращения: 24 июля 2016. 6 августа 2016 года.
  27. Архимандрит Киприан (Керн). Отец Антонин Капустин архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). — М.,: Издательство Крутицкого подворья Общество любителей церковной истории, 2005. — С. 160—161. — Печ. л. 14,5 с. — ISBN ISSN 1728-0168.
  28. Дата обращения: 28 августа 2017. Архивировано из 9 сентября 2017 года.
  29. Дата обращения: 28 августа 2017. Архивировано из 5 сентября 2017 года.
  30. Дата обращения: 10 октября 2017. 10 октября 2017 года.

Литература

  • Из истории русской светописи : Архимандрит Антонин и его фотографические опыты в Греции : (1856—1860 гг.) // Православный Палестинский сборник. — Вып. 115 : К 100-летию мученической кончины Председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Федоровны / отв. ред. Н. Н. Лисовой. — М.: Индрик, 2018. — С. 61—100.
  • Вах К. А. Монашество Андрея Капустина, или Архимандрит Антонин как монах // Православный Палестинский сборник. — Вып. 114 : К 200-летию архимандрита Антонина (Капустина) / Императорское Православное Палестинское Общество; редкол.: В. Н. Ганичев, А. И. Долинин, С. Ю. Житенев; отв. ред. Н. Н. Лисовой. — М.: Индрик, 2017. — С. 50—63.
  • Герд Л. А. Архимандрит Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов) // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. — СПб., 1999. — С. 8—35.
  • Герд Л. А. Письма архимандрита Антонина (Капустина) к профессору И. В. Помяловскому // Православный Палестинский сборник. — М., Индрик, 2018. — Вып. 115. — С. 368—386.
  • Дмитриевский А. А. . — СПб. : Тип. В. Кирпиваума, 1904. — 56 с.
  • Занемонец А. В. , диак. Служение архимандрита Антонина Капустина (1817—1894) на христианском Востоке: Афины и Константинополь // Святая Земля в славяно-русской традиции. Сб. ст. по материалам VII международного круглого стола 22 мая 2017. — 2018. — Вып. 2. — С. 19—26.
  • , иеромонах. Исследования архимандрита Антонина (Капустина) на Синае // Богословские труды . — 1985. — Вып. 26. — С. 326—333.
  • Потапов В. , протоиерей. Деятели русского духовного возрождения прошлого: Архимандрит Антонин Капустин, начальник Русской Духовной Миссии в Палестине // Русское Возрождение : Независимый русский православный национальный орган. — 1986. — № 34. — С. 106—117.
  • Киприан (Керн) , архим. . — Белград, 1934. — 195 с.
    • Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. — 2-е изд. — М., 1997. — 195 с.
  • Киприан (Керн), архим. О. Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817—1894). — М., 1997. — 215 с.
  • Киприан (Керн), архим. Памяти архимандрита Антонина Капустина. — Париж. — 1965. — 16 с.
  • Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин Капустин — исследователь синайских рукописей (По страницам дневника) // Церковь в истории России. Сборник 4. — М.: Институт российской истории РАН, 2000. — С. 197—207.
  • Марина, инокиня. Памяти архимандрита Антонина Капустина, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Вестник Германской епархии Русской православной церкви заграницей. — Мюнхен. — 1994. — № 4, 5, 6.
  • Регель В. Э. // Византийский временник. — 1894. — Т. I. — Вып. 1. — C. 260—261.
  • Сухова Н. Ю. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2017. — №  3 (19) . — С. 77—82 .
  • Сухова Н. Ю. Ученый инок, богослов, миссионер, поэт: к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина). — Екатеринбург : Екатеринбургская духовная семинария, 2017. — 46 с. — ISBN 978-5-9908364-6-4 — 200 экз.
  • Фонкич Б. Л., Э. П. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 684-686. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  • Церпицкая О. Л. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2000. — Вып. 21—22 . — С. 47—62 .

Ссылки

  • от 8 августа 2014 на Wayback Machine // Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения ИППО
Источник —

Same as Антонин (Капустин)