Interested Article - Иустин Философ

Иусти́н Филосо́ф ( Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик ; др.-греч. Ἰουστίνος ὁ Φιλόσοφος ; ок. 100—165 гг.) — раннехристианский мученик и апологет . Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях. Часто напоминал про необходимость заботы христиан о нуждающихся . Первым из христианских богословов привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории . По Иустину, древние философы разъясняли язычникам истины Ветхого Завета, а философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Новому Завету). Несмотря на присутствие в одной из работ, адресованных грекам, взглядов, которые можно понять как тварность Логоса, что позднее было названо субординационизмом (Логос-Слово — активная часть материи и присутствие Бога в этом мире — творение Бога-Отца), Философ-Мученик в остальном в этой работе и во всех других работах без этой, возможно, обусловленной цензурой, оговорки точно излагает учение о Пресвятой Троице. С другой стороны, если принять объяснение о. Иоанна Мейендорфа, что здесь Иустин имел в виду проявление Отца в тварном мире через Его Сына Слово, его богословие можно считать вполне православным. Иустин развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе его существования, о Том, Кто является в Теофании , с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» с другой. Иустин Философ — не только поборник научной картины мира и учитель древнего радикального материалиста Татиана , но и предвосхититель того богословия , которое найдёт своё завершение в современном православном исихазме , начиная с работ Григория Паламы .

Биография

Родился около 100 года в городе Флавия Неаполис в римской провинции Сирии Палестинской . Его дед носил латинское имя Вакх (Вакхий), а его отец — латинское имя Приск , что дало повод предположить, что родители Иустина принадлежали к числу римских колонистов, восстанавливавших город после его разрушения во время Иудейской войны 70 г. Его родители были язычниками, а сам Иустин указывает на своё языческое происхождение и называет себя « необрезанным » .

Иустин в книге «Диалог с Трифоном иудеем» подробно описывает своё обучение. Сначала он занимался философией у стоического философа, но вскоре разочаровался в стоической школе ввиду того, что она, по мнению Иустина, не считала познания о Боге необходимыми. Тем не менее, уже став христианином, Иустин считал Сократа и стоиков до Рождества Христова христианами до Христа. Заимствуя у стоиков отдельные элементы учения о «семенном Логосе», Иустин отвергает и атеизм, и пантеизм стоиков: вместо Логоса как некоего безликого мирового Закона, действующего с фатальной неизбежностью, является Логос-Христос, то есть второе Лицо Святой Троицы, по безмерному Человеколюбию Своему принявшее всю полноту человеческого естества, и тем самым открывшее Своей благодатью Истину во всей её совокупности. Точно так же и третье Лицо — Святой Дух — воплощает все «духи»-добродетели, в то время как ранее, например, Соломон обладал лишь даром мудрости, а пророк Даниил — лишь даром разума и совета и т. д. Христос — Логос и Святой Дух — раздаёт таланты своим последователям по их достоинству, но и спросит с каждого в соответствии с полученным им от Господа даром. Затем Иустин познакомился с перипатетиком , но ушёл от него после того, как тот потребовал плату за обучение. Иустин беседовал с неким знаменитым пифагорейцем , но не был допущен к обучению в этой школе ввиду отсутствия у Иустина познаний в области музыки, астрономии и геометрии. После этого он познакомился с платоником , с которым занимался философией долгое время . Таким образом, на Иустина оказал значительное влияние платонизм промежуточного периода ( Средний платонизм ) . Но наиболее важной в жизни Иустина оказалась встреча с пожилым человеком, вероятно, палестинским или сирийским христианином . Во время диспута старец критикует ряд положений распространённых философских школ и убеждает Иустина, что для познания Бога следует обращаться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам разума . Иустин как платоник считал, что душа наша — божественна, бессмертна и есть «часть царственного Ума», то есть Бога. Поэтому она и может зреть Его «оком ума». Старец противопоставляет такой идее иное понятие о душе: она не является «жизнью самой по себе», но жизнь получает от Бога и лишь «сопричаствует» этой жизни. Поэтому душа имеет начало и перестаёт существовать, когда у неё отнимается «жизненный дух», дарованный Богом. Иустин описывает и другой повод, заставивший его принять христианство. Во Второй апологии он пишет, что в то время, когда он учился у платоника, то « слышал, как поносят христиан, но видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтоб они были преданы пороку и распутству » . Иустин принимает крещение , вероятно, в промежуток между 132 и 137 г. и занимается активной миссионерской деятельностью. Поскольку иудеи считали, что Мессия родится от людей, а не от Бога, в диалоге с Трифоном иудеем Иустин Философ доказывает рождение Христа от Девственницы ссылкой на греческий перевод слов пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис 7.14). Но Трифон ссылается на еврейский текст Библии, где употреблено слово «alma», которое может означать не только девственницу, но и «молодую женщину», хотя в Септуагинте используется только перевод «дева». Иустин же настаивает на том, что пророк Исаия говорил именно о рождении Иисуса от Девственницы.

Иустин много путешествует, в частности, он посещает Александрию и Эфес. В правление Антонина Пия прибывает в Рим, где основывает собственную официально — философскую школу, но фактически — катехизическую школу, среди учеников которой был Татиан . Вступил в диспут с киником Кресцентом , обвинявшим христиан в атеизме , и, по утверждению самого Иустина, « доказал, что Кресцент вовсе ничего не знает » , а также предложил повторить диспут в присутствии императора.

Юний Рустик председательствует на суде над Иустином Философом. Фра Анджелико , 1447—1450.

Уже во Второй апологии Иустин предполагает, что будет « повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом » . Татиан также упоминает, что Кресцент преследовал его самого и Иустина , но он не говорит о том, чем это преследование закончилось, так как, вероятно, писал ещё до кончины Иустина. Евсевий тоже считает, что к смерти Иустина причастен Кресцент , но его источниками являются упомянутые выше два отрывка из сочинений Иустина и Татиана . Этого же мнения придерживается и Иероним Стридонский . Но так как все достоверные источники, включая «Акты Иустина», хранят на эту тему молчание, то становится невозможно достоверно определить, причастен ли Кресцент к казни Иустина .

Согласно «Мученическим актам», сохранившимся в сборнике Симеона Метафраста , римский префект Рустик расспрашивал Иустина о его вере и христианском образе жизни, а также убеждал вернуться к почитанию эллинских богов, на что получил отказ. Тогда « за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора » Иустин вместе с шестью своими учениками (Харитон, Харито, Эвелпист, Иеракс, Пеон, Либериан) подверглись бичеванию, а затем были обезглавлены . Таким образом, Иустин был казнён около 165 г.

Сочинения

Согласно самому Иустину, он является автором трактата «против всех ересей» . Ириней Лионский цитирует фрагмент из недошедшего до нас сочинения Иустина «Против Маркиона » . Евсевий Кесарийский упоминает обе эти работы , но сам, похоже, не читал их. Также у него представлен известный ему список работ Иустина: «речь, обращенная к Антонину, именуемому Благочестивым, к его детям и к римскому сенату»; апология «к Антонину Веру» (к Марку Аврелию ); «К эллинам»; ещё одно сочинение к эллинам, называющееся «Обличение»; «О Божественном единодержавии»; «Лирник»; сочинение о природе души; «Диалог с Трифоном иудеем»; «Против Маркиона»; в конце добавляет, что « существует много и других его трудов у многих братьев » . Более поздние авторы ничего не прибавляли к этому списку.

Первая апология

Иустин Философ вручает императору свою «Апологию». Бумага, гравюра. Автор: Жак Калло. Франция, 1632—1635.

Из сохранившихся работ «Первая апология» — наиболее ранний труд Иустина. Атрибуция этой работы не вызывает сомнений, а датировка, по разным оценкам, варьируется от 149 до 155 года . Главный адресат апологии — император Антонин Пий , известный как честный и склонный к философии человек. Иустин ставит своей задачей защитить христиан от обвинений, связанных с непочитанием эллинских богов , что рассматривалось как безбожие и считалось уголовно наказуемым преступлением ; от обвинений в политическом перевороте ; в бытовых преступлениях , безнравственности и даже в подкидывании новорождённых младенцев . Во второй части сочинения Иустин излагает христианское вероучение: описывает ветхозаветные пророчества, которые, по его мнению, сбылись , и которые сбудутся , а также приводит схожие элементы иудео-христианской и эллинских религий, обосновывая это сходство заимствованием греками этих элементов из Библии . Иустин завершает текст прошением о прекращении преследования и приложением нескольких правительственных писем, свидетельствующих о благонадёжности христиан.

Вторая апология

Вторая апология состоит из пятнадцати глав и дополняет Первую. Ряд учёных предполагает, что изначально обе апологии представляли собой единое произведение , но свидетельство Евсевия Кесарийского говорит против такого утверждения . Время написания точно определить невозможно, но, вероятно, она была написана в скором времени после написания Первой, то есть около 155 года .

Поводом для написания этого письма к римскому Сенату стал следующий инцидент. В Риме ведущая распутную жизнь женщина приняла христианство. Её муж не отказался вместе с ней от прежнего образа жизни, и женщина подала разводное письмо. В отместку, муж через своего друга сотника убедил префекта заключить в тюрьму наставника своей жены — некоего Птоломея за то, что он был христианином. Когда Птоломея было приказано казнить, другой христианин по имени Лукий указал Урбику, что он осуждает ни в чём не повинного человека. Тогда Урбик, узнав, что Лукий тоже христианин, приказывает казнить его вместе с Птоломеем .

Иустин излагает сенату христианское учение, чтобы тот обнародовал его и избавил христиан от ложных обвинений. В частности, Иустин затрагивает тему самоубийства и дачи ложного показания , теодицеи , эсхатологии , гонений и смерти . Как и в Первой апологии, Иустин на протяжении всего повествования проводит параллели с греческой литературой и философией.

Диалог с иудеем Трифоном

Ещё одно сочинение, не вызывающее сомнений в авторстве , — это «Диалог с Трифоном иудеем». Вероятнее всего, диалог записан около 160 года . В отличие от Апологии Иустин отступает от монолога и выбирает жанр диалога. Его оппонентом является эллинизированный иудей по имени Трифон. Некоторые учёные считают, что в действительности диалога не было, и Трифон — лишь литературный герой Иустина. В частности, сомнение вызывает способность Иустина столь подробно передать детали диалога спустя 30 лет (либо спустя 20 лет ) . Согласно другой точке зрения, дебаты могли иметь место в истории ок. 132 г., и к 160 г. Иустин тщательно собрал все аргументы, которые в полемике накопила его Церковь . Также существует мнение, что Трифон, являющийся оппонентом Иустина, — это . Относительно целевой аудитории сочинения единогласного мнения тоже нет. Среди учёных XIX в. было распространено традиционное мнение, что ею являются евреи. Но в XX веке ряд учёных стал придерживаться мнения, что целевая аудитория Диалога — греки . Вероятный адресат сочинения — некий Марк Помпей, упомянутый в 141 главе .

Композиционно сочинение можно поделить на три части:

  • В первой части (гл. 11 — 31) рассматривается вопрос о роли Моисеева Закона .
  • Во второй части (гл. 32 — 110) идёт речь о значении и природе Иисуса Христа .
  • В третьей части (гл. 111 −142) Иустин дискутирует о спасении язычников.

Спорные, подложные и утраченные сочинения

Сохранились многие другие сочинения, приписываемые Иустину, атрибуция которых подвергается серьёзной критике. Среди них: «Увещательное слово к эллинам» , «Речь к эллинам» , «О единовластительстве» («О монархии») , «О воскресении» , «Послание к Диогнету» .

Сохранилось несколько сочинений, однозначно не принадлежащих Иустину: «Вопросы христиан к язычникам» , «Вопросы язычников к христианам» , «Вопросы и ответы к православным» , «Опровержение некоторых аристотелевских мнений» , «Изложение правого исповедания» , «Послание к Зене и Серену» .

Ряд сочинений утерян: « Синтагма против всех ересей», «Против Маркиона», «К эллинам», «Обличение», «Лирник», «О Божественном единодержавии».

Учение

Учение о Боге: Триадология

На вопрос Трифона иудея, что есть Бог, Иустин отвечает: « То, что всегда пребывает одним и тем же и есть причина бытия прочих существ, подлинно есть Бог » . Говоря о Боге, Иустин ссылается на Платона и даёт следующее определение: Бог « есть существо тождественное себе, высшее всякой сущности, неизреченное, неизъяснимое, единое, прекрасное и благое, внезапно проявляющееся в благородных душах по причине их сродства и желания видеть Его » .

Иустин подчеркивает трансцендентность Бога, характеризуя Его в популярных терминах позднеантичной философии как «нерождённого» (ἀγέννητος) , «неизречённого» (ἄρρητος) , «неизменного» (ἄτρεπτος) и «вечного» (ἀίδιος) . У трансцендентного Бога « нет определенного имени, ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя » . Он никому не является и никогда прямо не беседует, только через посредство Сына или ангелов . В то же время Иустин подчёркивает и имманентность Бога, указывая, что Бог « ясно видит и слышит, не глазами или ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает, и никто из нас не скрыт от Него » .

В отличие от греческих философов, Иустин говорит о личном Боге. Бог является не только творцом Бытия, принципом духовных и нравственных сил и законодательной власти, но Он есть личность, вступающая в определённые отношения с людьми, заботясь о них , причём о каждом человеке в отдельности, а не только о целом мире . Для этого Он управляет спасением человечества в истории, устанавливая различные жертвы, субботы и закон . Бог способен слышать молитвы . К личностному Богу можно применять такие эпитеты как «милостив» , «человеколюбив» . Можно говорить об Его сострадании или гневе .

Почитание

Церковь Св. Иустина ( Лилиенфельд , Нижняя Австрия )

«Акты Иустина», сохранившиеся в трёх редакциях на греческом языке, свидетельствуют о раннем почитании Иустина Философа как мученика. По мнению исследователей, «Акты Иустина» являются копиями судебного допроса с добавлением вводной и заключительной части .

Тем не менее, имя Иустина Философа не встречается в латинских календарях. Лишь в середине IX века впервые указал в мартирологе имя Иустина под 12 апреля . Вероятно, дата была выбрана на том основании, что в под 12 апреля указана память мучеников Карпа, Папилы и Агафоника, пострадавших схожим путём (путём обезглавливания) и при схожих обстоятельствах во время преследования христиан при императоре Деции . Позже Иустин упоминается в мартирологе Адона Виеннского , в и в мартирологе Цезаря Барония . Почитание Иустина получило широкое распространение при Пие IX , который 11 июня 1874 года утвердил решение Конгрегации обрядов о наделении Иустина Философа статусом «duplex minus» и об установлении на 14 апреля дня его памяти . Но, так как этот день перегружен в связи с пасхальным циклом, Иустин впоследствии стал поминаться 1 июня, в соответствии с греческими календарями.

в квартале (Рим).

В византийских синаксарях , начиная с IX века, под датой 1 июня указывалась память двух святых с именем Иустин: первый — вместе с учениками Харитоном, Харито, Эвелпистом, Иераксом, Пеоном, Либерианом; второй — Иустин Философ. Это, вероятно, связано с тем, что Евсевий Кесарийский и Иероним Стридонский описывают кончину Иустина иначе, чем «Акты Иустина» , что дало византийским агиографам повод предположить двух мучеников с одинаковым именем . По мнению болландистов , дата 1 июня была выбрана лишь на том основании, что в этот день не было службы другим святым . Празднование 1 июня памяти двух Иустинов прочно вошло в практику греческого православия . Так в «Новом Синаксаристе» Никодима Святогорца приводится два рассказа о мученичестве Иустина: в одном упоминаются ученики, а в другом — нет . Только в XX веке митрополит Софроний (Евстратиадис) указал на то, что в синаксарях подразумевается один человек . Сейчас Элладская Православная Церковь празднует 1 июня память только одного Иустина.

В славянской агиографии также сложилась традиция празднования памяти двух Иустинов. Так сведения об Иустине с учениками и Иустине Философе содержатся в стишном Прологе (XIV в.) , в Великих Макарьевских Четьи-Минеях (XVI в.) , в Житиях Святых Димитрия Ростовского и в современном церковном календаре Русской Православной Церкви.

В дошедших до нас источниках сведения о месте погребения Иустина Философа отсутствуют. Папа Урбан VIII (1623—1644) подарил монастырю Санта-Мария-делла-Кончеционе мощи Иустина, происхождение которых неизвестно. В 1992 г. мощи были перенесены в в квартале в Риме .

Иконография

Традиция изображения

Согласно греческому иконописному подлиннику иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730—1733 гг.) Иустин Философ описывается как « молодой, с круглой бородой, говорящий: Иже во Отце и Сыне и Божественном Духе, Бог Святый » . В другом разделе этого подлинника Иустин описан как « старец с длинной бородой » .

В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII век) говорится, что Иустин « подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Козмина , около шеи плат белый, в руках книга, риза лазорева, испод светлокрасная » . Здесь же описывается другой Иустин (сказывается традиция отмечания памяти двух Иустинов): « подобием темнорус, власы кратки и просты, брада аки Богоотца Иоакима , риза багряная, испод дикая, в руке крест » .

В начале XX века академик В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев говорит об Иустине следующее: « типа самарян, но из язычников; 61 года, у него небольшая борода, волосы рассыпаны по плечам; одежда — длинная туника и длинный плащ, закинутый за плечо. В руках хартия с его изречением „Добре ведый, яко часто народным неразсудным судом неповинные осуждаются, яко повинные, и чистые, аки сквернители, обезславляемые бывают, и праведники аки грешники вменяются“ ». Фартусов предлагает и другой вариант надписи на хартии: « Есть Существо выше всех существ, непостижимое, Неисповедимое, едино Доброе и Красное, Егоже знания желание благородным душам из начала от Того же Самого есть всаждено: любит бо То от оных познано и видено быти ». Так же он допускает изображение на хартии слов, обращённых старцем к Иустину: « Ум человеческий, не наставленный от Духа Святаго, и верою непросвещенный, Бога никакоже имать ведати и разумети » .

Изображения Иустина Философа на минеях, храмовых росписях и иконах

Изображения Иустина Философа получили наибольшее распространение в связи с включением его в минейные циклы. Наиболее ранним памятником календарного типа, содержащим изображение Иустина, является Синайский гексаптих (конец XI — начало XII века) из монастыря вмц. Екатерины на Синае . В полный рост Иустин изображён в Минологии Димитрия Солунского (1327—1340 гг., Фессалоники) и в «Афонской книге образцов» (греко-грузинская рукопись, кон. XV в.) .

Один из первых примеров русской иконописи представлен на годовой минее первой половины XVI в. ( музей икон в Рекклингхаузене ). Здесь Иустин изображён с тёмными короткими волосами и округлой небольшой бородой. Одет в сине-зелёный хитон и красный плащ. В правой руке держит крест, левая прижата к груди. Иустин также изображён на майских иконах на комплектах годовых миней XVI века ( ВГИАХМЗ ); на комплектах годовых миней конца XVI века ( КОГИАМЗ ); на годовых минеях XVIII века работы И. Ф. Липина ( КОГИАМЗ ); на иконе на май и июнь XVII века (старообрядческая реставрация первой четверти XIX века; хранится в ГРМ ); на гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (1714 и 1722 гг. издания) и И. К. Любецкого (1730 г.).

Галерея

Примечания

  1. Диакон Павел Сержантов. . Православие.Ru (14 июня 2012). Дата обращения: 15 июня 2016. 18 ноября 2015 года.
  2. Иоанн Мейендорф. . Дата обращения: 15 июня 2016. 10 сентября 2016 года.
  3. Иустин Философ. . Благотворительный фонд «Предание». Дата обращения: 31 августа 2014. 3 сентября 2014 года.
  4. . от 15 мая 2011 на Wayback Machine // А. И. Сидоров . Курс патрологии.
  5. Иустин Философ . Первая апология, 1.
  6. Reinhold Plummer . Early Christian authors on Samaritans and Samaritanism. — Mohr Siebeck, 2002. — p.14.
  7. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 28, 2; 29, 41; Первая апология, 53.
  8. Сидоров А. И. . Дата обращения: 28 августа 2014. 14 июля 2014 года.
  9. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 2.
  10. . от 10 марта 2016 на Wayback Machine . — Cambridge University Press, 1967.
  11. Oskar Skarsaune . The proof from prophecy: a study in Justin Martyr’s proof-text tradition: text-type, provenance, theological profile, Brill, 1987 p.246.
  12. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 3; 7.
  13. Иустин Философ . Вторая апология, 12.
  14. Митрополит Иларион (Алфеев) . Богородица. Православие. т. 1 от 15 августа 2014 на Wayback Machine
  15. Marian Hillar . From Logos to Trinity: The Evolution of Religious Beliefs from Pythagoras to Tertullian. — Cambridge University Press, 2012. — p. 139.
  16. Иероним Стридонский . О знаменитых мужах . Глава 23
  17. Вторая апология, 3.
  18. Иустин Философ. Вторая апология, 3.
  19. Слово к эллинам, 19
  20. Евсевий Кесарийский . Церковная история, IV.16.7-8.
  21. . от 4 августа 2017 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia.
  22. Osborn E. F. Justin Martyr. — Tubingen, 1973. P. 8—10.
  23. См. также Епифаний Кипрский . Панарион , XLVI.
  24. . от 5 мая 2012 на Wayback Machine // ANF — Vol. I. pp. 504—507.
  25. Иустин Философ . I апология, 26:8.
  26. Ириней Лионский . Против ересей,IV,6:2.
  27. Евсевий Кессарийский . Церковная история, IV.11.8-10.
  28. Евсевий Кессарийский . Церковная история, IV.18.
  29. / ed. — Oxford, 1861. — Vol. 40., pp. I — xxii.
  30. David Rokeah . Justin Martyr and the Jews — Leiden : Brill, 2002. p.2.
  31. Иустин Философ . I апология, 5 −6; 8-10; 13; 18-26.
  32. . от 11 октября 2012 на Wayback Machine // В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. — Т. 2, Москва, 1994.
  33. Иустин Философ . I апология, 11.
  34. Иустин Философ . I апология, 7; 12.
  35. Иустин Философ . I апология, 14-17.
  36. Иустин Философ . I апология, 27-29.
  37. Иустин Философ . I апология, 30 — 51.
  38. Иустин Философ . I апология, 52 — 53.
  39. Иустин Философ . I апология, 54 — 67.
  40. J. Tixeront . . от 17 февраля 2012 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 19-05-2013 [3935 дней] — ) / engl. trans. by S. A. Raemers, — St. Louis, MO: Herder Book Co. — p.38.
  41. Иустин Философ . II апология, 1—2.
  42. Иустин Философ . II апология, 4.
  43. Иустин Философ . II апология, 5—7.
  44. Иустин Философ . II апология, 7—9.
  45. Иустин Философ . II апология, 10—13.
  46. F.L. Cross . The Early Christian Fathers — London, 1960. — p. 51
  47. Winden J. С. М., van . An Early Christian Philosopher: Justin Martyr’s Dialogue with Trypho Chapters One to Nine. — Leiden, 1971. — p. 127
  48. . — Jena, Frommann, 1923. — pp. 90-3.
  49. . Дата обращения: 9 октября 2014. 14 октября 2014 года.
  50. T. Stylianopoulos . Justin Martyr and the Mosaic Law. — SBL Disserations 20; Missoula: Scholars Press, 1972. — pp. 10-20; 169—195.
  51. J. Nilson . To whom is Justin’s dialogue with Trypho Addressed // Theological Studies . — 1977. — № 38.
  52. . от 17 января 2012 на Wayback Machine // Ante-Nicene Fathers, Vol. 1. Edited by Alexander Roberts, James Donaldson, and A. Cleveland Coxe. — Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885. (англ.)
  53. . от 17 января 2012 на Wayback Machine // Ante-Nicene Fathers, Vol. 1. Edited by Alexander Roberts, James Donaldson, and A. Cleveland Coxe. — Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885. (англ.)
  54. . от 6 мая 2012 на Wayback Machine // Ante-Nicene Fathers, Vol. 1. Edited by Alexander Roberts, James Donaldson, and A. Cleveland Coxe. — Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885. (англ.)
  55. . от 22 февраля 2012 на Wayback Machine на www.earlychristianwritings.com (англ.)
  56. . от 15 мая 2012 на Wayback Machine // Иустин Философ и мученик. Творения. — М.: «Паломник», 1995. — С. 371—384.
  57. . от 13 июля 2019 на Wayback Machine на www.khazarzar.skeptik.net ( др.-греч. ).
  58. (недоступная ссылка) на (др.-греч.) от 18 января 2012 на Wayback Machine
  59. . от 13 ноября 2019 на Wayback Machine на www.khazarzar.skeptik.net ( др.-греч. ).
  60. . от 13 ноября 2019 на Wayback Machine на www.khazarzar.skeptik.net ( др.-греч. ).
  61. . от 13 ноября 2019 на Wayback Machine на www.khazarzar.skeptik.net ( др.-греч. ).
  62. . от 4 марта 2016 на Wayback Machine на www.khazarzar.skeptik.net ( др.-греч. ).
  63. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 3.
  64. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 4.
  65. Иустин Философ . Вторая апология, 6.
  66. Иустин Философ . Вторая апология, 10.
  67. Иустин Философ . Первая апология, 13.
  68. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 56; 127.
  69. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 127.
  70. Иустин Философ . Первая апология, 28.
  71. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 22; 45; 55.
  72. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 7; 105.
  73. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 55; 106.
  74. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 23; 107.
  75. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 96; 108.
  76. Иустин Философ . Диалог с Трифоном, 136.
  77. Bardenhewer O. Patrologie. — Freiburg, 1901. P. 201.
  78. Freudenberger R. Die Acta Justini als historisches Dokument // Humanitas — Christianitas. — Witten, 1968. S. 24.
  79. Quentin, H. Les martyrologes historiques du moyen âge: Étude sur la formation du Martyrologe romain. —- Paris, 1908. P. 248, 290, 292, 305, 308, 379.
  80. PL. 123. Col. 246.
  81. PL. 124. Col. 929.
  82. Martyrologium Romanum. P. 136.
  83. Acta Sanctae Sedis. — R., 1874—1875. Vol. 8. P. 64.
  84. Евсевий Кесарийский . Церковная история, IV, 16; Иероним Стридонский , О знаменитых мужах, 23; Acta Iustini. AB 5.6 — 6; C. 5.1 — 6.1.
  85. Hamman A. La confession de la foi dans les premiers actes des martyrs // Epektasis: Mélanges patristiques offerts au cardinal Jean Daniélou. — Paris 1972. P. 436.
  86. Acta Sanctorum , Iunii, T. I, P. 18.
  87. Νικόδημος ο Αγιορείτης. Συναξαριστής. Т. 5. Σ. 157—159.
  88. Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 222.
  89. Петков Г. В. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV—XV век): Археография, текстология и издание на проложните стихове / Г. В. Петков. — Пловдив, 2000. С. 411.
  90. Иосиф, арх. Оглавление ВМЧ. Стб. 204, 208 (2-я паг.).
  91. .
  92. Православная Энциклопедия . Т. XXVIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. С. 635.
  93. Дионисий Фурноаграфит . Ерминии, Ч. 3. § 15. № 29.
  94. Дионисий Фурноаграфит . Ерминии, Ч. 3. § 22. Июнь. 1.
  95. Большаков С. Т. . Подлинник иконописный. — М.: Паломник, 1998. С. 104; Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.: Общество древнерусского искусства, 1874. С. 358.
  96. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.: Общество древнерусского искусства, 1874. С. 358.
  97. Фартусов В. Д. . от 11 декабря 2014 на Wayback Machine . — М., 1910
  98. Galavaris G. An eleventh century hexaptych of the Saint Catherine’s monastery at Mount Sinai. —- Athens: Hellenic Inst. of Byzantine and post-Byzantine studies in Venice: Mount Sinai Foundation, 2009.
  99. РНБ . О. I. 58. Л. 116.

Литература

Iustini opera, 1636

Издания:

  • Estienne R. , ed. Opera omnia. — Paris, 1551 [editio principes].
  • , ed. Opera. — Heidelberg, 1593.
  • , ed. Apologia prima pro Christianis. — Oxoniae, 1700.
  • Styani Thirlbii, ed. Justini Philosophi & Martyris Apologiae Duae et Dialogus cum Tryphone Judaeo — Impensis R. — Sare, 1722.
  • , ed. Opera quae extant omnia, necnon Tatiani, Athenagoae S. Theophili, Hermiae. — Paris, 1742. (Издание Бенедиктинцев, переизданное в патрологии Миня )
  • Otto, J. C. Th., von, ed. Opera quae ferunrur omnia. — Jena, 1842—1843. T. 1—2 (1847—1850 — второе изд-е; 1876—1881 — третье изд-е).
  • Trollope W. S. Justini philosophi et martyris, cum Trypnone Judaeo dialogus. — Cambridge J. Hall, 1846. , .
  • Migne J. P., ed. Patrologia Graeca . Vol. VI. — Paris, 1857.
  • Krüger, G. Die Apologien Justinis des Märtyrers. — Freiburg, 1891 (Tübingen, 1896, 1904, 1915 — второе, третье и четвёртое изд-я; Frankfurt, 1968 — пятое изд-е).
  • Pautigny L. Apologies // . — Paris, 1904.
  • Archambault G., ed. Dialogue avec Tryphon: Texte grec, trad., introd. — Paris, 1909. 2 vol.
  • Blunt A. W. F., ed. The Apologies of Justin Martyr. — Cambridge, 1911.
  • Goodspeed, E. J. Die ältesten Apologeten. — Göttingen, 1914.
  • Winden J. C. M., van. An Early Chritian Philosopher: Justin Martyr’s Dialogue with Trypho. — Leiden, 1971.
  • Musorillo H., ed. The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 1972.
  • Wartelle A., ed. Apologies. — Paris, 1987.
  • Cohortatio Ad Graecos ; De Monarchia ; Oratio Ad Graecos. — Walter de Gruyter, Inc., 1990. — Vol. 32.
  • Iustini Martyris Apologiae Pro Christianis. — Walter de Gruyter, Inc, 1995. — Vol. 38.
  • Iustini Martyris Dialogus Cum Tryphone. — Walter de Gruyter, Inc., 1997. — Vol. 47.
  • Munier Ch., ed. Apologie pour les chrétiens. — Fribourg, 1995 (Paris, 2006 — второе изд-е).
  • Goodspeed, E. J., ed. Index Apologeticus: Iustini Martyris Operum: Aliorumuque Apologetarum Pristinorum. — Wipf & Stock Publishers, 2003.
  • Bobichon Ph., ed. Dialogue avec Tryphon: Edition critique, trad., comment. — Fribourg, 2003.

Русские переводы:

  • Христомафиа, или Выбранные места из св. мученика и философа Иустина , служащие полезным нравоучением. — М., 1783. — 147 с. (включает две апологии)
  • Святого мученика Иустина философа Разговор с Трифоном Иудеанином о истине христианского закона. / Пер. Иринея (Климентьевского). — СПб., 1797. — 176 с.
  • Преображенский П. А. Памятники древнехристианской письменности в русском переводе. Т. 3—4. М., 1862—1863 (переиздания: 1864; 1891—1892; 1895; репринтное изд-е 1891—1892 гг. под названием: Св. Иустин — Философ и Мученик: Творения. / пред. А. И. Сидорова. — М., Благовест, 1995).

Исследования:

На русском:

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 1. — С. 5.
  • Гагинский А. М. Имя Бога и бытие: Филон Александрийский и Иустин Философ // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 2 (2). С. 26-33.
  • Гусев Д. В . Св. Иустин Мученик и Философ. — Казань, 1898.
  • Керн К. Э. / Патрология. Т.1. Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже . — М.-Париж, 1996.
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). — М.: Мысль, 1979. — С. 57-62.
  • Преображенский П. А. . Т. 3. М., 1862.
  • Преображенский П. А. . Т. 4. М., 1863.
  • Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I—IV века — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 235—277. (лекции прочтены в 1910—1911 гг.)
  • // А. И. Сидоров . Курс патрологии. М. — : Изд-во ПСТБИ, 1994 (переиздан: М.: Рус. огни, 1996; Бровары, 2005; Бровары, 2007).

На английском:

  • Kaye J. Some Account of the Life and Writings of Justin Martyr. — Cambridge, 1853.
  • Donaldson J. A critical history of Christian literature and doctrine from the death of thé Apostles to the Nicene conncil. — London, 1866. — pp. 62-344.
  • Drummond J. Study in Theological Review, XII (1875), 471 sqq., XIV (1877), 155 sqq., XVI (1879), 360 eqq.
  • , i . 283—428, ii. 271—316, iii. 15-17 — London, 1875.
  • . — 1875. — pp. 59-177.
  • — Boston, 1877-87 — Vol III, pp. 560—587.
  • Farrar F. W. Lives of the Fathers, I. 93-117. — New York, 1889.
  • . — ib. 1889.
  • Martin M. E. Life of Justin Martyr. — London, 1890.
  • . — II. 682 687, ib. 1890.
  • Waterman L. The Post-Apostolic Age, pp. 141—156 et passim, New York, 1898.
  • . — Chicago, 1908.
  • // Vigiliae Christianae — Vol. 17, No. 2 (Jun., 1963), pp. 65-70.
  • Barnard L. W. Justin Martyr: His Life and Thought. — Cambridge, 1967. — P. 1-13.
  • Bobichon, Ph., " Œuvres de Justin Martyr : Le manuscrit de Londres (Musei Britannici Loan 36/13) apographon du manuscrit de Paris (Parisinus Graecus 450) " , Scriptorium 57/2 (2004), pp. 157—172
  • Bobichon Ph., " L’enseignement juif, païen, hérétique et chrétien dans l'œuvre de Justin Martyr ", Revue des Études Augustiniennes 45/2 (1999), pp. 233—259
  • Bobichon Ph., " Justin Martyr : étude stylistique du Dialogue avec Tryphon suivie d’une comparaison avec l’Apologie et le De resurrectione " (60 p.), Recherches augustiniennes et patristiques 34 (2005), pp. 1-61

На немецком:

  • Semisch K. Justin der Martyrer. — 2 vols., Breslau, 1840-42; Eng. transl. — Edinburgh, 1844.
  • . — Hamburg, 1848.
  • Kritische Untersuchungen über die Evangelien Justin’s, der clementinischen Homilien und Marcion’s. — Halle, 1850.
  • Volkmar G. Ueber Justin den Märtyrer und sein Verhdltniss zu unsern Evangelien. — Zurich, 1853.
  • Seibert C. G. Justinue der Vertheidiger des Chriatenthums war dem Thron der Caesaren. — Elberfeld, 1859.
  • — Halle, 1860. — pp. 112—188.
  • Puiseau D. H. De Chris tolopie van Justin Martyr. — Leyden, 1864.
  • Engelhard M. Das Christentum Justins des Märtyrers. Eine Untersuchung über die Anfänge der katholischen Glaubenslehre. — Deichert, Erlangen, 1878.
  • — Leipsic, 1880.
  • Clemen C. Die religions-philosophische Bedeutung des stoisch — christlichen Eudàmonismus in Justins Apologie. — Leipsic, 1891.
  • Bardenhewer O. Patrologie. — Freiburg, 1901.
  • Feder A. L. Justins des Märtyrers Lehre von Jesus Christus. — Freiburg, 1908.
  • Freudenberger R. Die Acta Justini als historisches Dokument // Humanitas — Christianitas. — Witten, 1968.
  • Osborn E. F. Justin Martyr.- Tubingen, 1973.

На французском:

  • . — Jena, 1841.
  • — Paris, 1860.
  • Aubé B. Saint Justin : philosophe et martyr : étude critique sur l’apologétique chrétienne au IIe si`ecle. — Paris, 1875.
  • Riviere J. S. Justin et les Apologistes du Il' Siecle. — Paris, 1907.
  • Wertelle A. Saint Justin. Apologie: Introduction, texte critique, traduction et index par. — Paris, 1987.

На грузинском:

  • Sulieri Venakhi, I, The First and Second Apology of Saint Justin Philosopher and Martyr, translated from Old Greek into Georgian, submitted with preface and comments by a monk Ekvtime Krupitski, Tbilisi Theological Academy, Tsalka, Sameba village, Cross Monastery, "Sulieri venakhi" Publishers, Tbilisi, 2022, ISBN 978-9941-9676-1-0 .
  • Sulieri Venakhi, II, Saint Justin Martyr's dialogue with Trypho the Jew, translated from Old Greek into Georgian, submitted with preface and comments by a monk Ekvtime Krupitski, Tbilisi Theological Academy, Tsalka, Sameba village, Cross Monastery, "Sulieri venakhi" Publishers, Tbilisi, 2019, ISBN 978-9941-8-1570-6 .
Источник —

Same as Иустин Философ