Абашидзе, Деви Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Схиархиепи́скоп Анто́ний (в мантии Димитрий , в миру князь Давид Ильич Абашидзе ( груз. დავით ილიას ძე აბაშიძე ) ; 12 октября 1867 , Тифлисская губерния — 1 ноября 1942 , Киевская область ) — епископ Православной российской церкви ; с 25 июня 1912 года епископ (с 6 мая 1915 года архиепископ) Таврический и Симферопольский , почётный председатель Таврического отдела Русского собрания .
Родился в фамильном имении, селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии . Принадлежал к грузинскому аристократическому роду: по отцу происходил из князей Абашидзе , по материнской линии был в родстве с княжеским родом Багратиони .
Окончил 1-ю Тифлисскую классическую гимназию (1888) и юридический факультет Новороссийского университета (1891). Поступил 15 сентября 1891 года в Киевскую духовную академию , где 16 ноября 1891 года был пострижен в мантию с именем Димитрий ; 21 ноября рукоположён во иеродиакона .
В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия за работу «Православная Иверская Церковь в борьбе с мусульманством в XVII веке ». В том же году был рукоположён во иеромонаха и с 16 августа 1896 года стал преподавать Священное Писание в Тифлисской духовной семинарии . Затем был инспектором: с 1897 года — Кутаисской семинарии , с 1898 года — Тифлисской семинарии.
В 1900 году был назначен ректором Александровской миссионерской духовной семинарии в сане архимандрита .
16 марта 1902 года император Николай II утвердил доклад Синода о бытии архимандриту Димитрию епископом Алавердским, вторым викарием Грузинской епархии «с тем, чтобы наречение и посвящение в епископский сан произведено было в Тифлисе» ; 23 апреля 1902 года хиротонисан во епископа Алавердского , викария Мцхето-Карталинской епархии. Настоятель тифлисского Спасо-Преображенского монастыря, председатель епархиального училищного совета.
С 4 ноября 1903 года — епископ Гурийско-Мингрельский , настоятель Мартвильского Успенского монастыря.
С 16 июня 1905 года — епископ Балтский , викарий Подольской епархии .
С 20 января 1906 года — епископ Туркестанский и Ташкентский .
Добился возвращения в ведение Туркестанской епархии храмов, переданных при его предшественнике санкт-петербургскому военному протопресвитеру. Объездил все города и посёлки края, лично курировал строительство новых храмов, число которых при нём увеличилось вдвое (с 78 до 161). Основал первый в Туркестане духовный печатный орган — журнал « ». По его инициативе в епархии стали проводиться съезды духовенства. Председатель Миссионерского комитета, почётный председатель Туркестанского общества религиозно-нравственного просвещения.
Сложные личные отношения между епархиальным руководством и туркестанской администрацией мешали развитию церковного дела в крае. В адрес епископа Димитрия высказывалась критика не только представителями администрации Туркестанского края, но и депутатами Государственной думы . Сторонники епископа отреагировали на критику письмом в «Туркестанские ведомости». В нём говорилось, что «…высказанная депутатом Каменским характеристика преосвященного Димитрия не отвечает действительности… Преосвященный Димитрий, приняв в 1906 г. в управление не вполне устроенную Туркестанскую епархию, сумел… в сравнительно короткий период (1906—1910 гг.) установить в окраинной нашей епархии нормальную жизнь и заслужить глубокое уважение со стороны всего православного населения Туркестана. …Основал свой печатный орган, созвал 1-й епархиальный съезд духовенства, организовал по приходам общества трезвости, …кассу взаимопомощи, похоронную кассу, религиозно-просветительные общества (в Ташкенте и в Верном), пастырские собрания, оживил церковное проповедничество в епархии, учредил уездные соборные храмы, открыл много приходов в городах и сёлах с достаточным материальным обеспечением духовенства, поддержал православную миссию, поднял образовательный ценз духовенства привлечением лучших сил из Центральной России, возбудил ходатайство перед Св. Синодом об открытии духовной семинарии» .
С 25 июня 1912 года — епископ Таврический и Симферопольский, настоятель Корсунского Богородичного монастыря, председатель Таврической тюремной инспекции. В 1913 году инициатор открытия в Симферополе миссионерских курсов и общества трезвости.
6 мая 1915 года был возведён в сан архиепископа .
В 1915—1916 годах судовой священник на броненосце «Святой Пантелеимон» Черноморского флота.
В 1917 году — товарищ председателя V Всероссийского миссионерского съезда, член Поместного Собора Православной Российской Церкви , участвовал только в 1-й сессии, председатель XVIII, член II, III, V, VII, VIII отделов и соборной делегации в Московский военно-революционный комитет. 7 декабря 1917 года избран заместителем членов Святейшего Синода.
В 1918 году в Крыму была провозглашена советская власть, и на территории полуострова стали создаваться чрезвычайные органы власти — военно-революционные комитеты ; 14 марта архиепископ Димитрий писал Патриарху Тихону :
Одному только Богу ведомо, что терпим мы здесь в Крыму, ставшем вторым Кронштадтом . Всё население держат в страхе, не считаясь решительно ни с чем. Нас — церковных людей всячески донимают. Захватили и совершенно разорили богатый Корсунский монастырь в Днепровском уезде, ограбили Кизилталшскую обитель; завладели Георгиевским Балаклавским монастырём и отдали его в распоряжение «Союза увечных воинов»; в настоящие дни бесцеремонно грабят Херсонисский и Инкерманский монастыри (оба вблизи Севастополя); консисторское здание объявили собственностью «Таврической республики» и всем чиновникам приказали в течение недели (до 5 апреля) очистить помещения.
В 1919 году — один из организаторов и товарищ председателя Юго-Восточного Русского Церковного Собора, председатель I отдела «Об организации ВВЦУ», в 1920 году председатель Временного высшего церковного управления юго-востока России .
Перенёс инсульт и ослеп на правый глаз. С 14 сентября 1921 года пребывал на покое в Топловском Параскевиевском монастыре в Феодосийском уезде . В 1922 году был осуждён на год принудительных работ, затем амнистирован. Но уже в следующем году, 11 апреля был арестован и выслан из Крыма органами ГПУ . Поселился в Китаевской пустыни при Киево-Печерской Лавре , а после её закрытия жил на частных квартирах. В Китаевской пустыни жил в одном доме с архимандритом Ермогеном (Голубевым) , будущим архиепископом, исповедником, борцом за права Церкви .
Не принял т. н. Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и возглавил украинскую группу непоминающих. Некоторые исследователи считают его вместе с отцом Анатолием Жураковским автором антисергианского Киевского воззвания «К чадам Русской Церкви» .
В 1928 году был пострижен в великую схиму с именем Антоний — в честь Антония Печерского .
В 1933 году был арестован и приговорён к 5 годам заключения условно; жил на частной квартире на Козловской улице, близ Киево-Печерской лавры.
В 1937 году совершил тайное отпевание экзарха Украины митрополита Киевского Константина (Дьякова) , замученного в тюрьме, чья могила впоследствии была установлена на Лукьяновском кладбище .
После открытия Лавры 27 сентября 1941 года, сразу после занятия Киева немцами , переселился туда, заняв дом бывшего блюстителя Ближних пещер, где для него был восстановлен небольшой храм. С конца 1941 года заместитель председателя Архиерейского Собора автономной Украинской Церкви.
Скончался 1 ноября 1942 года , похоронен за алтарной стеной Крестовоздвиженского храма лавры у входа в Ближние пещеры . Владыка любил повторять: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать».
21 июня 2011 года решением Священного синода Украинской православной церкви канонизирован как местночтимый святой . 22 апреля 2012 года митрополит Киевский Владимир (Сабодан) совершил чин причисления схиархиепископа Антония к лику местночтимых святых Киевской епархии .