Серапион (архиепископ Новгородский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепископ Моисей (в миру Митрофан ; род. Новгород, в Новгородской республике - ум. 25 января 1362 года, Сковородский монастырь) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Новгородский и Псковский .
Прославлен Русской православной церковью в лике святителей , память 25 января ( 7 февраля ), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в и в Соборе Псковских святых , в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых .
Родился в Новгороде, Новгородской республики в богатой и благочестивой семье. Получил хорошее образование.
С детства отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь , где принял пострижение в монашество. Родители нашли его там и умоляли перевести его в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Вняв просьбе родителей, перешёл в , который находился вблизи Новгорода .
Через некоторое время инок Моисей был рукоположён архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха , а затем возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря .
В 1325 году в Москве митрополитом Петром хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа .
В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монголы , преследующие непокорных им князей.
В 1328 году вместе с тысяцким Аврамом ездил в Псков к бежавшему туда после Тверского восстания князю Александру Михайловичу , чтобы упросить его пойти в Орду, как велел хан Узбек . Александр не захотел идти к хану в ставку [ источник не указан 2335 дней ] .
Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму.
С 1352 года по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев вторично управлял Новгородской епархией.
Отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей. За период управления епархией им основаны и обновлены пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нём каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нём храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построены несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь Святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362).
Во все время своего святительства в Новгороде он неусыпно заботился о благе своей паствы, помогая страждущим и обидимым, призревая вдов и сирот, защищая слабых от притеснений сильных. Боролся с ересью стригольников и с ещё не вымершими в Новгороде языческими обычаями.
Архиепископ Моисей отличался особенной любовью к духовному просвещению. По его благословению были собраны писцы, которые переписали множество книг, главным образом богослужебных.
В 1354 году патриарх Константинопольский Филофей в знак глубокого почитания Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом новгородских святителей — носить крещатые ризы , которые и прислал сам. Он позволил Моисею непосредственно обращаться к патриарху Константинопольскому. Император Иоанн VI Кантакузин наградил его грамотой с золотой печатью.
В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь, удалился на покой в основанную им Сковородскую обитель, несмотря на усердные просьбы всего народа.
В год удаления его с архиепископии по случаю смены посадника в Новгороде вспыхнула смута: мятежники умертвили многих бояр, разрушили Волховский мост; три дня стояли друг против друга жители Торговой и Софийской сторон, готовясь вступить в ожесточённую схватку. Тогда к враждующим вышел святитель Моисей и, благословляя, сказал: «Дети! Не поднимайте брани, не вступайте в бой! Да не будет святым церквам и месту сему пустоты!»
Скончался он в Сковородском монастыре 25 января 1362 года. Погребён в соборном храме монастыря.
Житие святителя Моисея написано по благословению святителя Новгородского Ионы иеромонахом Пахомием Логофетом .
Причислен к лику святых ранее XVII века .
19 ( 29 ) апреля 1686 года при Новгородском митрополите Корнилии обретены его нетленные мощи. В 1782 году попечением митрополита Новгородского Гавриила (Петрова) в Сковородском монастыре была устроена новая бронзовая рака и переложены в неё мощи святителя.