Каприччио (живопись)
- 1 year ago
- 0
- 0
Метафизическая живопись ( итал. Pittura metafisica ) — направление в итальянской живописи начала XX века .
Родоначальником метафизической живописи является Джорджо де Кирико , который ещё в период своего пребывания в Париже в 1913 — 1914 годах создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизизма; его серия «Площади Италии» придавала фантастическое измерение условной итальянской классической архитектуре, воссозданной им на картинах. В 1915 году Италия вступила в первую мировую войну, художник вынужден был вернуться в Феррару , где ожидал мобилизации. Формирование группы художников, исповедовавших эстетику метафизизма, произошло в 1916 году , когда в госпитале в Ферраре сошлись судьбы Джорджо Де Кирико, порвавшего с футуризмом Карло Карра , Филиппо де Пизиса и младшего брата Де Кирико, Андреа, который взял себе псевдоним Альберто Савинио . В 1920х годах к ним ненадолго присоединился Джорджо Моранди .
В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.
Метафизическое движение родилось на основе этого нового подхода к живописи, и в 1916 — 1922 годах объединило художников и писателей вокруг журнала «Valori Plastici» (Пластические ценности), в котором была опубликована серия теоретических работ Де Кирико и Савинио, посвященных метафизической живописи. В своей работе «Анадиомен» Альберто Савинио формулирует два основных принципа метафизической поэтики: «призрачность» и «ирония». Тема «манекена», которая становится лейтмотивом картин Де Кирико и Карра, также впервые появилась в записях Савинио. Метафизическая живопись опиралась на образы предшествующего искусства, и включала в себя различные культурные элементы прошлого. Савинио и Де Кирико испытывали явное влияние неоклассической живописи Арнольда Бёклина ; Карло Карра , отошедший от футуристических экспериментов, вернулся к старинной классической традиции — живописи треченто и кватроченто (это видно у него в построениях перспективы в пейзажах). Известный итальянский искусствовед Роберто Лонги как-то остроумно подметил, что «кватроченто стало для метафизических марионеток и каменных гостей оперной сценой». Художники стремились найти метафизическую грань между миром живого и неживого , поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью. Вообще «тайна» — любимое слово Джорджо Де Кирико.
В метафизическом движении выделились две тенденции: одна особенно богата символическими и литературными смыслами и реминисценциями (Де Кирико, Савинио), вторая менее доктринерская, но более обусловленная живописной фантазией. (Карра, Моранди). Движение не создало ни своей школы, ни определённой группы, оно скорее было реакцией на футуризм , выражением его кризиса, и именно в этом качестве имело влияние в Италии, где схожую эстетику в это время стали исповедовать некоторые другие художники ( Марио Сирони , Арденго Соффичи , Массимо Кампильи, Атаназио Сольдати), а также во всей Европе.
Метафизическое движение довольно быстро сошло со сцены. Последнюю картину в этом стиле Де Кирико написал в 1918 году , Моранди в 1920 , а Карра в 1921 . Однако ряд идей метафизиков были подхвачены сюрреалистами . Метафизическому движению в живописи были посвящены две большие выставки в Германии, состоявшиеся в 1921 и в 1924 годах .
Работы метафизических художников особенно полно представлены в миланских музеях и частных собраниях (собрания Юккера, Тонинелли, Маттиоли); в Лондоне (собрание Роланда Пенроуза); в Нью-Йорке (Музей современного искусства); в Чикаго (Художественный институт); в Стокгольме (Национальный музей) и в Венеции (фонд Пегги Гугенхейм).