Александр фон Цемлинский родился в Вене, куда его дед, Антон, женившийся на австрийке, иммигрировал из
Жилины
(ныне в
Словакии
, а тогда — в
Венгрии
). Адольф фон Цемлинский (1845—1900), отец Александра, был крещён
католиком
. Мать Цемлинского Клара Земо (1848—1912) родилась в
Сараево
, в семье
сефардского
еврея
и
боснийской
мусульманки
. Перед женитьбой на Кларе Земо Адольф Цемлинский перешёл в
иудаизм
, к которому с рождения принадлежал и Александр.
Отец Цемлинского прибавил к своей фамилии аристократическое «
фон
», хотя никто из предков Цемлинского не был
аристократом
. Также он заменил начальное «S» в «Semlinski» (первоначальный вариант фамилии) на «Z».
Цемлинский обрел серьёзную поддержку в лице
Иоганнеса Брамса
, с которым его познакомил его учитель, Иоганн Фукс, по приглашению которого, Брамс посетил премьерное исполнение первой симфонии Цемлинского (в ре минор) в 1893 году. Брамс высоко оценил молодого композитора и рекомендовал его произведения издателю
Зимроку
для печати.
В 90-х годах Цемлинский знакомится с
Арнольдом Шёнбергом
, с которым заводит крепкую дружбу, а, позднее, даже роднится с ним (когда его сестра, Матильда, выходит замуж за Шёнберга). Известно, что Шёнберг брал у Цемлинского ряд уроков по
контрапункту
.
В 1897 году с большим успехом состоялась премьера Второй симфонии композитора (третьей, если считать в хронологическом порядке, от чего симфонии иногда присваивают третий номер). Успеху Цемлинского способствовал
Густав Малер
, дирижировавший премьерой его оперы «Es war einmal…» («Однажды давным-давно…») в
Венской Придворной опере
в 1900 году. В 1899 году Цемлинский получил должность капельмейстера в венском
Карл-театре
.
В 1900 году Цемлинский познакомился с
Альмой Шиндлер
, обучавшейся у него композиции. Цемлинский признался ей в любви, но получил отказ — Альма ощущала давление со стороны родственников, настаивавших на прекращении её романтических отношений с композитором. В 1902 году Альма вышла замуж за Густава Малера. В 1907 году Цемлинский женился на Иде Гутманн, однако брак оказался несчастливым. После смерти Иды, последовавшей в 1929 году, Цемлинский женился в 1930 году на Луизе Заксель, которая была на 29 лет моложе Цемлинского и которой он давал уроки пения с 1914 года. Этот брак был намного удачнее и продлился до смерти Цемлинского.
В 1906 году Цемлинский был назначен первым капельмейстером венской
Народной оперы
. С 1911 по 1927 год он дирижировал в Пражской опере, в том числе и премьерой оперы Шенберга «Erwartung» («Ожидание»); в 1920 году стал первым ректором открывшейся в Праге
Немецкой академии музыки
. После продолжительного пребывания в
Праге
он переехал в
Берлин
, где работал под началом
Отто Клемперера
как дирижёр в Опере Кроля. После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году Цемлинский переехал в Вену, где не занимал никакой официальной должности, но продолжал писать музыку и выступать в качестве приглашенного дирижёра. В 1938 году он переехал в Соединенные Штаты и обосновался в
Нью-Йорке
. Однако, в отличие от его друга Шенберга, в то же время эмигрировавшего в
США
и принятого с большим восторгом, Цемлинский в Америке не пользовался популярностью. Он прекратил писать музыку, чувствовал себя всеми забытым и никому не нужным, много болел и в 1942 году умер от пневмонии. Согласно завещанию Цемлинского, его прах был погребен в Вене, городе, который он всегда считал родным.
Sarema, опера в трёх частях (либретто композитора, Адольфа фон Цемлинского и Арнольда Шенберга, 1893-95, премьера в Мюнхене в 1897
)
Es war einmal …, опера в трёх актах с прологом (либретто Максимилиана Сингера, 1897-99, rev. 1912, первое представление в Вене в 1900 под руководством Густава Малера)
Der Traumgörge, опера в двух актах с эпилогом (либретто Leo Feld, 1904-06, премьера в Нюрнберге в 1980)
Kleider machen Leute, опера в трёх актах с прологом (либретто Leo Feld) (три версии, 1908—1909/1910/1922), первое исполнение в Вене в 1910)
Eine florentinische Tragödie (Флорентийская трагедия), опера в одном акте, op. 16 (либретто Oscar Wilde/ Max Meyerfeld, 1915/16), премьера в Штутгарте в 1917)
Der Zwerg (Карлик), опера в одном акте, op. 17 (либретто Georg C. Klaren по мотивам произведения
Оскара Уайльда
«
День рождения Инфанты
», 1919-21, премьера состоялась в Кёльне в 1922 под руководством Отто Клемперера)
Der Kreidekreis (Круг, очерченный мелом), опера в трёх актах op. 21 (либретто композитора по мотивам произведения Klabund, 1930-32, первое представление в Цюрихе в 1933)
Der König Kandaules, опера в трех актах op. 26 (либретто композитора на базе произведения
Андре Жида
в немецком переводе Franz Blei, 1935/36, оркеастровка выполнена Antony Beaumont (1992-96), премьера состоялась в Гамбурге в 1996)
Другие произведения для театра
Ein Lichtstrahl (A Ray of Light). Мимическая драма для фортепиано (сценарий Oskar Geller, 1901, rev. 1902)
Ein Tanzpoem. Танцевальная поэма в одном акте для оркестра(
Гуго фон Гофмансталь
(1901-04, final version of the ballet Der Triumph der Zeit)
Incidental music for Shakespeare’s Cymbeline for tenor, reciters and orchestra (1913-15)
Сочинения для хора
Frühlingsglaube for mixed chorus and string orchestra (T:
Людвиг Уланд
) (1896)
Geheimnis for mixed chorus and string orchestra (1896)
Minnelied (T:
Гейнрих Гейне
) for men’s choir and chamber ensemble (c. 1895)
Hochzeitgesang (T: Jewish liturgy) for tenor solo, chorus, and organ (1896)
Aurikelchen (T: Richard Dehmel) for women’s choir (c.1920)
Frühlingsbegräbnis (Text:
Пауль Гейзе
) cantata for soprano, baritone, mixed chorus and orchestra (1896/97, rev. c. 1903)
Horch! vom Hügel, welch' sanfter Klang
Schöner Jüngling
Wie lieblich er ruht
Stumm in Wehmut schaut der Mong herab'
Und ein Specht klopft an den Föhrenstamm
Als so weihevoll der Alte sprach
Horch! vom Hügel welch' ein wilder Klang?
Псалом 83 for soloists, mixed chorus, and orchestra (1900)
Псалом 23 для хора и оркестра op. 14 (1910, first performance, Vienna 1910)
Псалом 13 для хора и оркестра op. 24 (1935)
Произведения для голоса (голосов) и оркестра
Waldgespräch (T:
Йозеф фон Эйхендорф
) for soprano, two horns, harp and strings (1896)
Maiblumen blühten überall (T: Richard Dehmel) for soprano and string sextet (c. 1898)
Sechs Gesänge на стихи М.
Метерлинка
op. 13 (1913, orchestrated 1913/21))
Lyric Symphony for soprano, baritone and orchestra op. 18 (на стихи
Р. Тагора
) (1922-23)
Symphonische Gesänge for baritone or alto and orchestra op. 20. (T: from Afrika singt. Eine Auslese neuer afro-amerikanischer Lyrik, 1929)
Песни для голоса с фортепиано
Lieder op. 2 (1895-96)
Gesänge op. 5 (1896-97)
Walzer-Gesänge nach toskanischen Liedern von Ferdinand Gregorovius op. 6 (1898)
Irmelin Rose und andere Gesänge op. 7 (1898/99)
Turmwächterlied und andere Gesänge op. 8 (1898/99)
Ehetanzlied und andere Gesänge op. 10 (1899—1901)
Sechs Gesänge after poems by Maurice Maeterlinck op. 13 (1913)
Sechs Lieder op. 22 (1934; first performance, Prague 1934)
Zwölf Lieder op. 27 (1937)
Three Songs (T: Irma Stein-Firner) (1939)
Камерная музыка
Фортепианное трио a-moll (март 1888, только одна часть).
Фортепианный квартет D-dur (1892? — 1893?). Партитура утеряна, сохранились полная партия альта и первая часть партии виолончели (в Библиотеке Конгресса). Премьера состоялась 20 ноября 1893 года.
Струнный квартет e-moll (1893?)
Струнный квинтет d-moll (17 октября — 6 ноября 1894). Первая часть окончена, от других только наброски.
Струнный квинтет D-dur (11 января 1896). Только четвёртая часть. Может быть, новый финал к квинтету d-moll (1894).
Alexander Zemlinsky:
Briefwechsel mit Arnold Schönberg, Anton Webern, Alban Berg und Franz Schreker
, hrsg. von Horst Weber (= Briefwechsel der Wiener Schule, Bd. 1). Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1995,
ISBN 3-534-12508-8
This volume includes letters by Schoenberg and Zemlinsky concerning their work on
Die Seejungfrau
and
Pelleas and Melisande
.
Zemlinsky, Alexander (von)
by Alfred Clayton, in 'The
', ed. Stanley Sadie (London, 1992)
ISBN 0-333-73432-7
Brown, A. Peter.
The Second Golden Age of the Viennese Symphony: Brahms, Bruckner, Dvorák, Mahler, and Selected Contemporaries
(англ.)
. —
Indiana University Press
, 2002. — Vol. 4. — P. 780—781. — (The Symphonic Repertoire). —
ISBN 0253334888
.
Lorraine Gorrell: '
Discordant Melody: Alexander Zemlinsky, His Songs, and the Second Viennese School'
, Greenwood Press, 2002.
ISBN 0-313-32366-6
Greene, David Mason.
(англ.)
/ Petrak, Albert M.. — The Reproducing Piano Roll Foundation, 1985. — P. 986. —
ISBN 0385142781
.