Осипов, Борис Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергей Иванович Осипов ( 22 сентября 1915 , Степаньково , Тверская губерния — 12 октября 1985 , Ленинград ) — советский живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР .
Родился в деревне Степанково Бежецкого уезда в крестьянской семье. Отец с дореволюционных лет работал по строительству в Петрограде. Учиться начал в школе села Поречье. В 1927 году приехал к отцу в Ленинград. Здесь окончил семь классов средней школы и поступил учеником на завод «Электроприбор». Затем работал с отцом на строительстве.
Ещё в школе учитель литературы подметил у него любовь и способности к рисованию и помог подростку определиться в вечернюю художественную школу на Таврической улице, где будущий художник стал заниматься у известных педагогов В. В. Сукова и С. Л. Абугова , сыгравших заметную роль в становлении ленинградской живописной школы .
В 1932 году поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств , а в 1935 стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры . Занимался у С. Л. Абугова , М. Д. Бернштейна .
После второго курса А. А. Осмеркин пригласил молодого художника продолжить обучение в его мастерской. О четырёх годах, проведённых в мастерской А. А. Осмёркина, Осипов вспоминал:
"Александр Александрович был, по-моему, прирождённый педагог, умевший, как никто, объяснить трудности, возникавшие в работе, находя при этом удивительно точные, порой не прямые, но дающие пищу для размышлений слова. Писали модель. Я бился над холстом, стремясь собрать в целое всю постановку, и наносил тысячи дробных мазков маленькими кистями. Осмеркин сказал: «Осипов, неплохо бы Вам немного Фешина…» И как-то всё стало ясно.
—
Впоследствии С. Осипов будет использовать эти наблюдения и опыт в собственной многолетней педагогической практике во время работы на кафедре общей живописи в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной .
Война застала его на дипломном курсе в мастерской А. Осмеркина . Оставив учёбу, он добровольцем ушёл в народное ополчение. Участвовал в боях под Ленинградом. В декабре 1941 при разминировании проходов для наступающего матросского батальона из Кронштадта в районе Старого Петергофа был тяжело ранен, потерял ногу. Больше года провел в госпиталях на излечении. Демобилизовался в 1943 как инвалид Великой Отечественной войны . Награждён Орденом Славы III степени , медалями « За оборону Ленинграда » и «[За победу над Германией]]» .
Спустя почти полвека обстоятельства ранения и лечения С. Осипова были описаны в воспоминаниях начальника хирургического отделения военного госпиталя.
В самую тяжелую пору жизни нашего госпиталя в конце 1941 года, в холоде и темноте пришлось сделать первую ампутацию голени. В седьмое хирургическое отделение поступил раненый Осипов. Молодой, истощенный, с рыжеватой шевелюрой и бородой. Художник. Как я узнала 50 лет спустя, он был на последнем курсе Академии художеств, ополченец. Осипов был ранен в бедро. Ранка небольшая, но был поврежден крупный кровеносный сосуд и началась гангрена стопы. Для спасения жизни раненого нужно было пожертвовать ногой. Раненный медленно поправлялся. После улучшения состояния Осипов был эвакуирован самолётом в тыл для долечивания. К сожалению, дальнейшая судьба его мне была неизвестна. И вдруг, случайно включенное радио 19 сентября 1991 года принесло мне ответ на вопрос полувековой давности. Искусствовед Н. Б. Нешатаева рассказывала о жизни художника Осипова Сергея Ивановича в связи с персональной выставкой его картин… Получив через многие справки сведения, я позвонила вдове Сергея Ивановича, Антонине Ивановне. Она подтвердила, что Сергей Иванович оперирован в 1941 году в нашем госпитале. Рассказала, что он познакомился с ней в госпитале в Свердловске. Художественное образование Осипов закончил в Самарканде, куда была эвакуирована из Ленинграда Академия художеств.
—
В 1943 году демобилизовался по инвалидности и уехал в Самарканд для продолжения учёбы в институте и в декабре того же года окончил его по мастерской А. А. Осмеркина с присвоением квалификации художника живописи. Его дипломной работой стала картина «Партизаны» .
В 1944 году после полного снятия блокады вернулся в Ленинград и работал по договорам с Ленизо . В апреле 1945 года его принимают в члены Ленинградского Союза советских художников . С 1945 года он неизменный участник выставок ленинградских художников, он пробует себя в портрете, пишет жанровые композиции, натюрморты, но ведущим в его творчестве становится лирический пейзаж.
В 1945 году начинается его многолетняя педагогическая работа, сначала в ЛХПУ , затем в 1946—1949 гг. в изостудии при ДК имени М. Горького , а с 1949 и до конца 1970-х на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной .
Об Осипове — педагоге вспоминал его ученик художник А. А. Наумов :
Воспоминания о Сергее Ивановиче Осипове переносят меня в далекие 1960-е годы, когда, вернувшись из армии, я поступил в училище имени В. И. Мухиной… Первым моими учителями были прекрасные ленинградские художники С. И. Осипов, Я. И. Крестовский , А. Н. Семёнов . Традиции мастерской А. А. Осмеркина Сергей Иванович старался передать своим ученикам в дискуссиях, в тактичном умении подсказать студенту, не вмешиваясь в живописный процесс. Педагогическая работа отнимала много времени, не оставляя его для творчества, поэтому в июне, когда заканчивались обходы в институте, С. И. Осипов начинал готовиться к очередной поездке. Как-то он пригласил меня сопровождать его в Изборск. А потом были Суздаль, Ферапонтово, Кирилло-Белозерский монастырь и другие. Проводя много времени в совместных с Осиповым поездках, я как бы находился под гипнозом этого очень своеобразного художника и начинал смотреть на мир его глазами. Глядя, как он работает, многое понимаешь лучше, чем целые лекции об искусстве. Акварельный прием, ритмическая организация холста, колорит, необыкновенная музыкальность — все это делает картины С. И. Осипова удивительно притягательными, «осиповскими». На этюдах нас частенько обступали любопытные ребятишки. С интересом разглядывая углы и плоскости на холсте Осипова, они серьёзно допытывались: «Дядя, а вы чертежник»? Сергей Иванович улыбался и направлял их ко мне. Посмотрев мою работу, они возвращались к Осипову: «Дядь, а у него лучше!» Сергей Иванович смеялся…
—
Как позднее будут отмечать исследователи творчества С. Осипова, оно было неразрывно связано с темой Родины — Тверской землей, её природой, старинными русскими городами, крестьянским укладом. С конца 1940-х годов ежегодно, а нередко и по несколько раз он будет ездить в Старую Ладогу , Изборск , Старицы , Торжок , Псков , Ферапонтово , привозя из этих поездок многочисленные этюды, зарисовки и картины. Затем работа продолжалась в мастерской. И так год за годом на протяжении сорока лет. На занятия со студентами Осипов приносил альбомы с репродукциями, в особенности своего любимого художника Дионисия. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Сергей Иванович считал наивысшим достижением в живописи. Приверженность утонченным сочетаниям локальных тонов проявилась в его собственных произведениях.
Произведения 1960—1970-х годов выдвинули его в число ведущих ленинградских живописцев со своею самобытной оригинальной манерой. В 1983 году при поддержке Е. Е. Моисеенко в Москве в ЦДХ была показана большая выставка произведений Сергея Осипова. .
С. И. Осипов скончался 12 октября 1985 года в Ленинграде на 71-м году жизни. В 1990 году в ЛОСХ была показана посмертная выставка произведений мастера, позволившая впервые представить его художественное наследие .
В творчестве С. Осипова, начавшемся с работы над дипломной картиной, развивавшемся поступательно, без видимых зигзагов и скачков, исследователи выделяют несколько периодов.
Свой узнаваемый индивидуальный стиль живописи С. Осипов обретал постепенно. Поездки с конца 1940-х годов в Старую Ладогу, Изборск, Псков, в Старицу помогли художнику восстановить творческие навыки и утвердится в круге близких тем. К середине 1950-х годов в техническом отношении он вполне сложился как мастер. Об этом свидетельствуют произведения тех лет, в том числе показанные на ленинградских выставках: от 26 марта 2016 на Wayback Machine (1950), «Сбор урожая» (1950) , от 27 марта 2016 на Wayback Machine (1951), «На Волге» (1951) , «Последний снег» (1954) , «Сжатое поле» (1954) , «На Волхове» (1955), «Ручеек» (1956) и другие.
«Моя творческая жизнь началась с работы над пейзажем, — напишет Осипов в 1968 году. — Пейзаж всегда интересовал и волновал меня как художника. Работая над ним, я стремился выразить свои чувства и любовь к родной природе».
О манере живописи этого периода можно судить по картине от 27 марта 2016 на Wayback Machine (1951). Сам художник считал её весьма характерной для своего раннего творчества, включив работу в числе немногих произведений начала 1950-х в экспозицию московской выставки 1983 года. Её отличают некоторая условность формы, робкие попытки ухода от иллюзорного натурализма к более обобщённой манере живописи. В дальнейшем Осипов практически откажется от присутствия в пейзажах фигур людей и детального воспроизведения панорамных архитектурных видов.
Простое следование натуре уже не удовлетворяло художника, он ощущал потребность идти дальше. Но как, каким путём? Новая творческая командировка 1958 года в Псков и его окрестности дала Осипову, по его собственному выражению, «некоторый толчок». Пейзажи, написанные в результате этой поездки, были положительно встречены критикой.
Настоящий поворот в творчестве художника обозначился в произведениях самого конца 1950-х — начала 1960-х годов. Доверяясь собственному замыслу, стремясь к достижению гармонии и усилению выразительности, Осипов всё реже теперь идёт на поводу у натуры, а сочиняет композицию, населяя её подсмотренным ранее в жизни и природе. При этом он смелее использует художественное обобщение, жертвуя второстепенными деталями и подробностями ради усиления цельности образа. Одной из первых работ, в которой Осипову удаётся наиболее полно воплотить новые идеи, стала картина «Домики на Волге» (1959). Чтобы оценить произошедший в творчестве художника поворот, достаточно сравнить эту картину с упоминавшейся выше работой 1951 года «Улица. Псков» .
Среди произведений, открывающих новый период в творчестве художника, картины «Лодки» , «Мостик» (обе 1960), «Окраина деревни» (1960) , от 26 марта 2016 на Wayback Machine (1960) , «В Старой Ладоге» (1961), «Псковщина» , «Псков. Улица» (1962) , «Труворово городище» (1962), «Крепостная башня» , «Стожок. Осень» , «Крепость. Старый Изборск» (все 1963) , «Сторожок Осель» (1963), «Сенокос» (1964) , от 27 марта 2016 на Wayback Machine (1965) и другие.
По мнению Г. Ф. Голенького, ленинградского искусствоведа и первого исследователя творчества С. Осипова, новые поездки в Псков , Изборск , Суздаль , работа на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге обогащали художника бесценными уроками древних строителей соборов и крепостей, помогали понять, что овраги, холмы, русла рек, деревья, избы надо писать как элементы единой пространственной среды, как малые величины целого, активно участвующие в образовании его особенностей. И тогда появилась в пейзажах Осипова русская мягкая мелодичность, ясный ритм и та неповторимая соразмерность, по которой безошибочно узнаётся национальный характер ландшафта. А в его натюрмортах возникла крепкая «сколоченность», ладная выстроенность, «притертость», пригнанность всех элементов друг к другу, как в дедовском бревенчатом срубе.
Упрощая, а порой несколько деформируя предметы, Осипов подчеркивал их трёхмерную конструкцию и те внутренние силы, то напряжение, с которым их создала природа или человек. «Надо напомнить зрителю о скрытой энергии, наполнявшей каждую вещь. Для меня именно здесь родник поэзии, а не в рассказах о действии или событии», — признавался художник.
Другими примечательными особенностями живописи Осипова становятся большая условность формы и всей композиции картины, заметное стремление к обобщениям, иносказанию, желание уйти от созерцательного натурализма к философской глубине и некоторой символике, не переходя однако грани, за которой живопись порывает с реальным миром. Стиль работ этого периода напоминает легкий «полукубизм», форму образуют плоскости и грани. Самый распространенный цвет — лиловый, в лиловых тонах Осипов пишет небо, воду, нейтральный фон, стену дома, удивительно тонко передавая настроение пейзажа.
Вершина творчества Осипова приходится на 1970-е — начало 1980-х годов. В этот период им создан ряд лучших произведений, главным образом в жанре пейзажа и натюрморта, который теперь занимает не меньшее место в творчестве художника. Среди них «Городок Старица» (1967), «Пора сенокосная» (1967), «Изборск. Башня XVII века» (1967), «Переход через речку» , «В Изборске» , «В Суздале» (все 1968), «Серебристые ивы» , «Дикие цветы» , «Погост Сенно» , «Натюрморт с балалайкой» , «Натюрморт с балалайкой и полочкой» (все 1970), «Дом с аркой» (1972) , «Заснеженный дворик», «Пейзаж с крепостью. Старый Изборск» , «Осенняя ветка» (все 1974) , «Городок Старица. Зима» (1974) , «Натюрморт с белым кувшином» (1972), «Натюрморт с васильками» (1976) , «Северная речка» (1976), «Розовый дом» (1977), «Изборские откосы» (1978), «Стожок. Дождливый день» (1980), «Ранняя зелень» (1982), «Одуванчики» (1985) и другие.
Традиционная для С. Осипова тема духовных истоков, звучавшая и ранее в его натюрмортах, в «Васильках» (1976), «Натюрморте с белым кувшином» (1972), «Осенней ветке» (1974), «Одуванчиках» (1985) и некоторых других воплощается с большим изяществом и артистическим вкусом. Уйдя от некоторой перегруженности композиции, встречавшейся в более ранних работах, Осипов добивается в натюрморте большой глубины образа и ассоциативного подтекста.
Произведения С. И. Осипова внесли в ленинградскую живопись 1970-х свою лепту, самобытность и значительность . В его картинах многое напоминает искусство древнерусских мастеров: лаконизм художественного языка, условность формы и выверенность композиции, находчивость в деталях, целостность и выразительность образа, построенного на незатейливом крестьянском материале.
По мнению С. Т. Махлиной, «небольшие по размеру пейзажи Осипова наделены необычайной силой воздействия на зрителей. И дело здесь не только в том, что живописец, используя изображение природы в её многочисленных проявлениях, создаёт пейзажи, созвучные душевному состоянию человека. Во всех его работах выявлена тема Родины, воспеваемой художником с огромной сыновней любовью. А это достаточно сложно, ибо поднять большую тему и сделать её близкой и понятной в жанре пейзажа очень и очень непросто».
Через все творчество Осипова проходит мысль о преемственности, о духовном и культурном наследовании. В его работах национальное прошлое не разлучено с современностью. Своими произведениями автор как бы утверждает идею о том, что красота, сотворенная предками, не утрачивает своего значения с течением времени. Она сохраняет способность благотворно влиять на людей и должна входить в духовный обиход современников. «Искренность, мудрая простота, ясная гармония форм и цвета позволяют ощутить древние традиции русского искусства, воспринятые автором не как бездумное использование приёма, а понятые во всей их сути нашим современником», — писали в 1971 году об Осипове искусствоведы А. Губарев и А. Дмитренко .
Произведения Сергея Осипова находятся в Государственном Русском музее , в музеях Томска, Волгограда, Петропавловска-Камчатска, Чебоксар, Абрамцево , в частных собраниях в России, Италии, Великобритании, США , Австрии, Финляндии и других странах.
В 2016 году Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко передал в дар Ямало-Ненецкому музейно-выставочному комплексу имени И. С. Шемановского (Салехард) десять картин С. И. Осипова с характерными видами старинных русских городов и архитектурных памятников .
В 2017 году картина С. И. Осипова от 1 июля 2021 на Wayback Machine (1974) появилась в американском 20-серийном психологическом триллере CHANCE (в российском прокате « Доктор ШАНС »), снятом компанией 20 Century Fox Film Corporation по мотивам одноимённого романа Кема Нанна по заказу американского видеостримингового сервиса Hulu с популярным английским актёром Хью Лори в главной роли. В двух заключительных сериях фильма картина С. И. Осипова «Осенняя ветка» показана в интерьере дома главного героя. На фоне картины, которой в этих сценах отведена сюжетообразующая роль, разворачиваются ключевые драматические диалоги с участием главных героев фильма.