Interested Article - Вавилон великий
- 2021-08-06
- 1
Вавилон великий ( др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη ) — иносказательное выражение из книги Откровения Иоанна Богослова . Вавилон великий связан с образом Вавилонской блудницы и получил у богословов различные толкования.
Вавилон в Откровении Иоанна
Согласно рассказу Иоанна Богослова, явившийся ему ангел повёл его смотреть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» ( Откр. ). Ангел ведёт его в пустыню, где он:
увидел жену, сидящую на звере багряном , преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых , и видя её, дивился удивлением великим.
— Откр.
Далее Иоанн описывает увиденное им падение Вавилона: «пал, пал Вавилон великий» ( Откр. ). Падение города отождествляется с падением блудницы:
Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силен Господь Бог, судящий её.
— Откр.
Это объясняется тем, что по-гречески город — πόλις — женского рода и поэтому у Иоанна встречаются следующие фразы: «…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» ( Откр. )
Толкования
С образом Вавилона великого богословы чаще всего связывают указание на город Рим или Римской империи . Также существует мнение, что под этим городом показан образ отпавшей церкви. В растафарианстве термин «Вавилон» обозначает стяжательскую западную культуру, современную социально-политическую и экономическую систему вообще.
Рим
Комментируя книгу Откровения, христианские богословы обычно считают, что Вавилон и его блудница представляют собой « город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы » . Это мнение основано на словах Иоанна Богослова : «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» ( Откр. ). Традиция такого толкования является наиболее древней, её придерживались Ириней Лионский ( II век ), Ипполит Римский ( 170 — 235 ), Кирилл Иерусалимский ( 315 — 386 ), Иоанн Златоуст ( 347 — 407 ).
Уильям Баркли в своём комментарии к Новому Завету пишет :
Вавилон значит Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Всё, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму.
Иерусалим
Поскольку время написания Апокалипсиса совпадает со временем разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма , имевших большое значение для раннего христианства, это позволяет ряду авторов предположить, что в данном сочинении отражены современные автору события . Первым исследователем, выдвинувшим гипотезу, что в образе Вавилона и блудницы показан Иерусалим , стал Фермен Абози . Он увидел в семи горах, упоминаемых в Откр. , семь холмов, на которых стоит Иерусалим , а падение Вавилона счёл описанием разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70 году . Аналогичные выводы были сделаны французским богословом Жаном Гардуэном .
Церковь
Более поздние ветви христианства и новые религиозные движения стали рассматривать Вавилон и его блудницу как образ отпавшей от веры церкви. Наиболее в жёсткой форме это проявилось у свидетелей Иеговы , которые применяют этот образ ко всем религиям , кроме своей, в том числе к традиционным христианским церквям:
В соответствии с пророческим видением, великий Вавилон — великая блудница, которая вела народы, нации и племена в кровавые войны, крестовые походы и вендетты, благословляя их с заклинаниями, святой водой, молитвами… Её духовенство, особенно её священники, были послушными орудиями правителей в ведении людских масс как пушечного мяса на резню двух мировых войн и других главных конфликтов. Католик убивал католика, и протестант, исполненный сознания долга, резал протестанта…
Также свидетели Иеговы определяют Вавилон великий как «Мировую империю ложной религии» и считают, что именно с уничтожения Вавилона Великого начнётся .
См. также
Примечания
- Ириней Лионский, «Против ересей», 5
- Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 49
- Кирилл Иерусалимский, «Учение об антихристе»
- Иоанн Златоуст, «Беседа 3-я на 2-е Послание к солунянам»
- . Дата обращения: 26 апреля 2009. 30 декабря 2012 года.
- от 22 января 2009 на Wayback Machine
- от 30 марта 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 31 октября 2008 на Wayback Machine (англ.)
- Сторожевая Башня , 1 апреля 1989, с. 5
- 2021-08-06
- 1