Британская православная церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Кафоли́ческая правосла́вная це́рковь Фра́нции ( фр. Église catholique orthodoxe de France , сокращённо ECOF , также известна как Православная церковь Франции , фр. l’Église Orthodoxe de France ) — неканоническая юрисдикция , использующая в богослужении модифицированный галликанский обряд . В разное время пребывала в составе Московского патрирхата , РПЦЗ , Румынского патриархата .
Появление и становление данной юрисдикции связано с именем Евграфа Евграфовича Ковалевского (впоследствии епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария), который в 1937 году, будучи священником, возглавил общину умершего архимандрита Иренея (Винэра) , принятого незадолго до кончины в Русскую православную церковь с правом служить местным обрядом, пользоваться григорианским календарём , западными облачениями и т. д. Евграф Ковалевский, а также его брат Максим активно выступали с лекциями, много проповедовали, число общин росло.
В 1944 году Ковалевский создал Богословский институт святого Дионисия , взяв за образец Свято-Сергиевский богословский институт . Состав преподавателей достаточно представителен — члены Православной миссии Франции, созданной Евграфом Ковалевским и Владимиром Лосским , французские светские профессора различных христианских вероисповеданий.
В 1948 году объединение, возглавляемое Евграфом Ковалевским, стало называться «Православной Церковью Франции». Священнослужители обязаны были быть французскими гражданами. Богослужение совершалось на французском языке , литургию служили восстановленным галликанским обрядом . Стал издаваться журнал Contacts.
Тем не менее, множество ошибок и прежде всего легкомысленное отношение к церковной дисциплине — причастие инославных , неканонические венчания, вторичное рукоположение, использование эзотерических практик и многое другое — стали причиной критического отношения к детищу Евграфа Ковалевского со стороны священноначалия Московского Патриархата.
В 1953 году протоиерей Евграф Ковалевский вместе со значительной частью верующих общин западного обряда вышел из-под омофора Московской Патриархии и образуют «Французскую Кафолическую Православную Церковь» («Eglise catholique orthodoxe de France (ECOF)»). Примечательно, что ещё за несколько лет до ухода в раскол протоиерей Евграф тайно зарегистрировал Устав религиозной организации и саму организацию под названием «Французская Православная Церковь». Вместе с Ковалевским из юрисдикции Московского Патриархата вышел и Богословский Институт святого Дионисия.
До 1956 года протоиерей Евграф находился в юрисдикции Русского Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата , а затем в течение нескольких лет общины, подчинявшиеся протоиерею Евграфу, оставались независимыми.
В 1960 году «Французская Православная Церковь» вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей , где получила наименование «Православная Кафолическая Церковь Франции». Присоединение к РПЦЗ осуществлял епископ Брюссельский и Западноевропейский Иоанн (Максимович) , который с большим пиететом относился к древней галликанской литургической традиции и усматривал в её возрождении не только возврат к богослужебному многообразию древней нераздёленной Церкви, но и видел огромный потенциал для православной миссии в западном мире.
В 1961 году комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ одобрила представленные протоиереем Евграфом Ковалевским богослужебные тексты галликанского обряда и допустила использование в общинах Французской Православной Кафолической Церкви григорианского календаря с сохранением старого стиля только в Пасхалии .
11 ноября 1964 года протоиерея Евграфа Ковалевского с согласия Синода РПЦЗ рукополагают в Скорбященском соборе Сан-Франциско во епископа Сен-Денийского. Хиротонию совершили архиепископ Иоанн (Максимович) и епископ Феофил (Ионеску) . Епископ Иоанн-Нектарий возглавил 5-тысячную паству православных французов западного обряда .
После кончины архиепископа Иоанна (Максимовича) в 1966 году, Архиерейский Синод РПЦЗ в сентябре 1966 года поручил руководство делами Французской Православной Кафолической Церкви архиепископу Канадскому Виталию (Устинову) . 9 октября архиепископ Виталий присутствовал на Генеральной ассамблее ФПКЦ, где он заявил о необходимости прекращения совершения западного чина литургии и настаивал на полном принятии византийского обряда . В знак протеста 19 октября епископ Иоанн-Нектарий заявил о выходе из РПЦЗ. Часть общин ФПКЦ отказалась покинуть РПЦЗ, они были оформлены как Французская миссия РПЦЗ, при этом галликанский обряд сохранялся в них при условии совершения византийского обряда как основного. В 1986 году часть этих приходов во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие) присоединилась к одной из неканонический старостильный , другие полностью перешли на восточный обряд.
В конце того же года епископ Иоанн-Нектарий обратился к предстоятелям Православных Поместных Церквей с просьбой о принятии ECOF с сохранением галликанского обряда . По докладу епископа Виталия (Устинова), епископ Иоанн-Нектарий «за несоответствующее поведение» был лишён сана, чего не признал. В 1967 году он был отлучён от Церкви Архиерейским собором РПЦЗ.
По предложению румынского священника-эмигранта Виргиля Георгиу, епископ Иоанн-Нектарий Ковалевский предпринял новые попытки урегулирования канонического статуса своей юрисдикции и в 1967 году начал переговоры с Румынским патриархом Юстинианом , но не успел их завершить, скончавшись в 1970 году. Присоединение «Православной Католической Церкви Франции» к канонической Румынской Православной Церкви состоялось только в 1972 году.
11 июня 1972 года для ПКЦФ был рукоположён епископ Герман (Бертран-Харди) с титулом Сен-Денийский .
В 1988 году из-за позиции Константинопольского патриархата возник конфликт с Румынским патриархатом, в марте 1993 года отозвавшим своё благословения на деятельность ECOF, и большинство приходов последней вышли из состава Румынской церкви. Приходы, которые не пожелали уходить в раскол, были организованы в особый деканат галликанского обряда, во главе которого встал протоиерей Григорий Бертран-Харди, брат низложенного епископа Германа. Эти приходы фактически стали биритуальными — по галликанскому обряду им разрешено служить только шесть раз в году .
3 апреля 1997 года Ассамблея православных епископов Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF.
В 2001 году ECOF потряс скандал — выяснилось, что епископ Герман Бертран-Харди тайно женился в 1995 году. 10 приходов после этого покинули ECOF и образовали «Союз Культовый Православных Ассоциаций Западного Обряда» ( Union des Associations Cultuelles Orthodoxes de Rite Occidental , сокр. UACORO ). Около 50-ти приходов и общин, тем не менее, остались верными своему епископу.
В скором времени Союз UACORO начал искать соединения с Православной Церковью. Один из приходов в Страсбурге присоединился к Корсунской епархии Московского Патриархата. В 2004 году UACORO начал переговоры с Сербским Патриархатом . 20 марта 2005 года епископ Афанасий (Евтич) , председатель комиссии при Священном Синоде Сербской Церкви по переговорам с UACORO , призвал всех верующих Союза к незамедлительному обращению в Православную Церковь (любой юрисдикции) . 15 июня Архиерейский Синод Сербской Церкви постановил, что члены UACORO могут быть приняты в общение только в индивидуальном порядке, но не как каноническая общность, а также при условии полного признания богослужебной традиции Православной Церкви, в частности Божественной литургии . В 2006 году многие члены UACORO в индивидуальном порядке (как духовенство, так и миряне) были приняты в Западноевропейскую епархию Сербского Патриархата . Остальные члены UACORO в декабре того же года учредили неканоническую « » ( l’Église Orthodoxe des Gaules ). Сама «Кафолическая Православная Церковь Франции» по состоянию на 2006 год насчитывала около 30 приходов и 1 монастырь.
29 января 2016 года был создан Синод, в который помимо главы данной юрисдикции, епископа Германа (Бертрана-Харди), вошёл епископ Марсельский Кассиан (Мухин) , перешедший из неканонической РПЦЗ(В-Ф) . 31 января они рукоположили во епископа священника Жана-Луи Гийо, постриженного в монашество с именем Венедикт .
На начало 2013 года церковь насчитывала 22 прихода во Франции, два в США и по одному в Германии , Аргентине и на Гаити .
Приходы ECOF используют литургию Святого Германа, представляющую собой переработку Галликанского обряда с элементами византийского , кельтского и мозарабского обрядов. Согласно исследованию епископа Афанасия (Евтича) , обряд, практикуемый ECOF , нельзя назвать западным в полном смысле этого слова . Никита Кривошеин в 2010 году сказал о КПЦФ: «Это странное формирование <…> в итоге оно оказалось бесхозным и стало практически сектой» .