Interested Article - Шестеричная служба
- 2020-10-11
- 1
Шестери́чная слу́жба , шестири́чное богослуже́ние , последование, пое́мое на ҃s (на 6) , шестири́к — вид православного богослужения малого праздника , имеющее отличие от вседневной службы . Шестеричная служба отличается от вседневной службы на вечерни и на .
На вечерни на вседневной службе как и на шестеричной службе, на „Господи воззвах“, согласно Типикону , положено петь шесть стихир . Отличие от вседневной службы от шестеричной в следующем: на „Господи воззвах“ вседневной службы, согласно Типикону, положено петь три стихиры из Октоиха и три стихиры из Месячной минеи , а на шестеричной службе, согласно Типикону, все стихиры на „Господи воззвах“ положено петь только из Месячной минеи «на шесть». «На шесть» означает следующее: на „Господи воззвах“ в Месячной минеи могут быть написаны как шесть стихир, так и три стихиры, в первом случае поется каждая стихира по одному разу и получается 6 × 1 = 6, то есть «на шесть», а во втором случае поются стихиры по два раза и получается 3 × 2 = 6, то есть «на шесть».
На утрени на вседневной службе как и на шестеричной службе, согласно Типикону, канон положено петь «на четырнадцать», каждая песнь канона это 1 ирмос + 13 тропарей . Отличие в следующем: на вседневной службе «на четырнадцать» это 1 ирмос и 9 тропарей все из Октоиха + 4 тропаря из Месячной минеи, а на шестеричной службе канон «на четырнадцать» это 1 ирмос и 7 тропарей все из Октоиха + 6 тропарей из Месячной минеи.
Благодаря тому, что шесть стихир должны петься из Месячной минеи на вечерни на „Господи воззвах“ и шесть тропарей должны петься из Месячной минеи на утрени на каноне, служба и называется шестеричной .
В Типиконе , в Месяцеслове следованной Псалтири и в некоторых редакциях Минеи шестеричные праздники обозначаются значком — чёрные три точки, несовершенно окружённые чёрной скобкой. Однако в более древних богослужебных книгах применялись и другие обозначения различных степеней торжественности церковных памятей . Святой, которому поется шестеричная служба, называется шестеричным .
Шестеричная вечерня
- Открывается завеса за Царскими вратами ;
- Священник на амвоне возглашает : « Благослове́н Бог наш… » и тайно читает семь светильничных молитв;
- Чтец глаго́лет псалом 103 ;
- Диакон (чаще — сам священник) возглашает мирную ектению ;
- Рядовая кафизма , за которой — малая ектения и каждение всего храма ;
- Псалом 140 : « Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя… », : « Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х… », псалом 129 : « Из глубины́ воззва́х к Тебе́ Го́споди… » и псалом 116 : « Хвали́те Го́спода вси язы́цы… ». Обычно из всех этих псалмов используется только несколько стихов ;
- Все шесть стихир поются только по Минее: каждая из трёх напечатанных в Минее стихир святого поётся по два раза. Если же в Минее напечатано четыре стихиры, то первая и вторая из них поются по два раза, а третья и четвёртая — по одному разу, чтобы в сумме получалось шесть стихир, а если в Минее пять стихир, то тогда только первая стихира поётся дважды, а остальные — по одному разу . Из Минеи поётся также стихира на Сла́ву , после которой на « И ны́не… » богородичен « от ме́ньших » из 2-го приложения Минеи по гласу « сла́вника » или из Ирмология . Накануне среды и пятницы вместо богородична должен петься рядовой крестобогородичен. Входа с кадилом нет;
- « Све́те ти́хий …» произносится чтецом. Перед прокименом не возглашается « Мир всем! »;
- Прокимен дня седмицы ;
- Чтец: « Сподо́би, Го́споди …»;
- Просительная ектения;
- На стихо́вне поются стихиры обычно только по Октоиху , но в некоторых шестеричных службах в Минее имеется одна стиховная стихира святого (иногда даже две стихиры) со своими стихами- запевами и стихира после возглашения «Славы». В таких случаях стихиры поются в следующем порядке:
- 1-я стихира Октоиха,
- вседневный стих « К Тебе́ возведо́х… », за которым следует 2-я стихира Октоиха,
- стих « Поми́луй нас, Го́споди… », за ним — 3-я стихира Октоиха,
- стих святого из Минеи, и — стихира святого из Минеи,
- « Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху », и — стихира святого на «Сла́ву» — «сла́вник»,
- « И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь », и — богородичен 2-го приложения («от ме́ньших») в конце Минеи по гласу предыдущей стихиры «Славы». В среду и в пятницу поётся рядовой крестобогородичен Минеи. В некоторые шестеричные службы вместо богородична поётся особая стихира на « Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. » — например, в день воспоминания чуда от архистрати́га Михаила в Колосса́ех-Хо́нех 6 (19) сентября и в день памяти пророка Даниила и святы́х трие́х отроко́в 17 (30) декабря ;
- Произносится « Ны́не отпуща́еши … » и трисвятое по « О́тче наш … »;
- После возгласа священника поётся: « Ами́нь », тропарь святого, « Сла́ва, и ны́не… », и богородичен «от ме́ньших» по гласу тропаря из 4-го приложения в конце Минеи;
- Отпуст вседневный.
Помимо богородичного канона из Октоиха, на малое повечерие иногда переносится вся служба второму святому. После Трисвятого: тропари храма, дня и святых исполняются в зависимости от того, кому посвящён храм . Но ни повечерие, ни вседневная полунощница в приходской практике Русской православной церкви обычно не совершаются.
Утреня
Начало утрени шестеричного праздника ничем не отличается от вседневной утрени.
- Отличия появляются только в распределении тропарей канона : из первого канона Октоиха берутся только 4 тропаря (а не 6), но из Минеи обычные три тропаря произносятся по два раза, чтобы их количество стало равным шести.
- Также на утрени шестеричного праздника могут оказаться Хвалительные стихиры , перед которыми хор должен пропеть хвалительные псалмы (в реальности же из тех псалмов поётся только несколько первых и последних стихов).
- Как и на вечерних стиховных, на утренних стиховных в Минее так же могут быть стихиры святым со своими стихами-запевами.
Литургия
- На Литургии оглашенных в шестеричный праздник должны петься изобразительные антифоны со вставками четырёх блаженных — особых строф из Октоиха, а за ними следуют четыре блаженны (тропари) из третьей песни канона утрени .
- После входа с Евангелием, порядок пения тропарей и кондаков храма, дней седмицы , календарных святых, « Со святы́ми упоко́й… » и « Предста́тельсво христиа́н… » такой же, как и в день памяти святого без праздничного знака, и так же зависит от престольного праздника .
- К рядовому (дневному) прокимену , а также к апостольскому зачалу , к аллилуиарию , к евангельскому зачалу и к запричастному стиху добавляются прокимен, апостол, аллилуиарий, евангельское зачало и причастен, соответствующие празднуемому в этот день шестеричному святому.
- Отпуст вседневный.
В субботу
В обычные субботы при совершении памяти шестеричных святых:
- после шести стихир святому (обычно трёх имеющихся в Минее стихир, повторяемых по два раза) на « Го́споди воззва́х… » поётся догматик уходящего гласа, так как в субботу отдание гласа Октоиха;
- « стихо́вны » — « му́ченичны » из стихир Октоиха на « Го́споди воззва́х… », так как субботние стиховны Октоиха заупокойные (« ме́ртвенные » или « поко́йные ») ;
- в конце вечерни после тропаря рядовому святому поётся воскресный богородичен отдаваемого гласа;
- в субботней полунощнице 9-я кафизма (вместо 17-й ), другие тропари и некоторые молитвы;
- по «Бог Господь…» поётся воскресный богородичен (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря рядового святого,
- стихословятся кафизмы 16-я и 17-я (заупокойная),
- состав канона:
- в храме Господском или Богородичном: четыре тропаря канона храма , шесть тропарей канона Минеи и четыре тропаря первого канона Октоиха;
- в храме святого: шесть тропарей канона Минеи, четыре тропаря канона святому храма и четыре тропаря первого канона Октоиха.
- катавасия (ирмос первого канона Октоиха) поется только после третьей, шестой, восьмой и девятой песен.
- вместо заупокойных стиховных стихир Октоиха поются предшествующие им « хвали́тные » стихиры;
- на Литургии после входа с Евангелием пение тропаря и кондака субботы (всем святым) заменяет тропарь и кондак святому храма. От Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее прокимен, аллилуиарий и причастен — святому и дня седмицы, апостольские и евангельские зачала — святому и рядовые.
В неделю
При шестеричном святом в воскресенье богослужение совершается так же , как и в обычное воскресенье с памятью святого без праздничного знака , за исключением:
- на « Го́споди, воззва́х… »: 6 воскресных стихир Октоиха и 4 стихиры святому (вместо семи и трёх);
- в стиховных стихирах после « Сла́ва… »: стихира святому, « И ны́не… », стиховный богородичен первого приложения по гласу стихиры « Славы »;
- из крестовоскресного и богородичного канонов читается только по 2 тропаря (а не по 3), за то святому читается 6 тропарей (а не 4);
- шестеричному святому практически всегда есть светилен, который читается после евангельского ексапостилария;
- шестеричному святому могут посвящаться 4 хвалитные стихиры, которые поются после четырёх стихир Октоиха;
- на Литургии 6 « блаже́н » Октоиха и 4 тропаря третьей песни канона святому, которому может полагаться отдельные прокимен, аллилуиарий, причастен, апостольское и евангельское зачала.
В предпразднства и попразднства
Особенности шестеричной службы в предпразднства и попразднства :
- на « Го́споди, воззва́х… »: 3 стихиры праздника и 3 стихиры святому (не повторяются дважды);
- в первый день попразднства господских праздников великий прокимен « Кто Бог ве́лий… » или « Бог наш на небеси́ и на земли́… »;
- на стиховне стихиры праздника с праздничными запевами, « Сла́ва… », стихира святому, « И ны́не… », стихира праздника;
- по «Ны́не отпуща́еши…»: тропарь святому, « Сла́ва… и ны́не… », тропарь праздника;
- отпуст в конце вечерни (когда служится повечерие, а также на первом часе и в конце Литургии) полный праздничный (в попразднства господских праздников начинается с вводной фразы);
- на повечерии нет канона Октоиха (в предпразднства Рождества Христова и Богоявления бывают особые трипеснцы праздника), по девятой песни « Достойно есть … » не поётся. По Трисвятом кондак праздника;
- по «Бог Госпо́дь…»: тропарь праздника дважды, « Сла́ва… », тропарь святому, « И ны́не… », тропарь праздника;
- после отдания Воздвижения третья кафизма утрени переносится на вечерню следующего дня. После кафизм — седален праздника, « Сла́ва… и ны́не… », и ещё раз этот же седален;
- в каноне праздничный вид стихов библейских песен. В песнях по 6 тропарей праздника и по 6 тропарей святому. После каждой песни поётся ирмос канона святому. По третьей песни — кондак с икосом праздника, седален святому дважды, « Сла́ва… и ны́не… », седален праздника. По шестой песни: кондак и икос святому. По девятой песни: « Досто́йно есть… » не поётся;
- светилен святому дважды, « Сла́ва… и ны́не… », светилен праздника;
- могут быть 4 хвалитные стихиры святому, после которых: « Сла́ва… », ещё одна стихира святому, « И ны́не… », стихира праздника;
- на стиховне: стихиры праздника с праздничными запевами, « Сла́ва… », стихира святому, « И ны́не… », стихира праздника.
- по « Бла́го есть… »: тропарь святому, « Сла́ва… и ны́не… », тропарь праздника.
- на часах: тропарь праздника, « Сла́ва… », тропарь святому, « И ны́не… », богородичен часа. По « Отче наш… » кондак праздника;
Литургия
В период предпразднства
На блаженных четыре тропаря третьей песни канона предпразднства и 4 тропаря шестой песни канона святому. По входе:
- в храме Господском:
- в предпразднство господских праздников — тропари: предпразднства, святому, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак предпразднства;
- в предпразднство богородичных праздников — тропари: храма, предпразднства, святому, кондак храма, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак предпразднства;
- в храме Богородичном:
- в предпразднство господских праздников — тропари: предпразднства, храма и святому, кондак храма, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак предпразднства;
- в предпразднство богородичных праздников — тропари: предпразднства, святому, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак предпразднства;
- в храме святого — тропари: предпразднства, храма, святому, кондак храма; « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак предпразднства.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и святому. Апостол и Евангелие — рядовые (накануне праздника читаются два рядовых зачала: данного дня и грядущего под зачало) и святому.
В период попразднства
На блаженных четыре тропаря рядовой песни канона праздника и 4 тропаря шестой песни канона святому. В попразднство господских праздников в « Прииди́те, поклони́мся… » вставляется припев второго антифона праздника, а богородичных — « …во святы́х ди́вен Сы́й… » По входе:
- в храме Господском:
- в попразднство господских праздников — тропари: праздника и святому, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак праздника;
- в попразднство богородичных праздников — тропари: храма, праздника, святому, кондак храма, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак праздника;
- в храме Богородичном:
- в попразднство господских праздников — тропари: праздника, храма и святому, кондак храма, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак праздника;
- в попразднство Богородичного праздника — тропари: праздника, святому, « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак праздника;
- в храме святого — тропари: праздника, храма, святому, кондак храма; « Сла́ва… », кондак святому, « И ны́не… », кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника и святому. Зачала Апостола и Евангелия — рядовые и святому. Задостойник праздника.
В период пения Триоди
В период пения Триоди цветной, богослужения святым, помеченным праздничным знаком , совершаются точно так же, как в этот же период исполняются службы святым без праздничного знака . Отличие шестеричных святых только в том, что они дополнительно имеют стиховную стихиру Славы , светилен по девятой песни канона утрени, тропари на блаженных Литургии, прокимен, аллилуиарий, причастен, чтение из Апостола и Евангелия.
Примечания
- от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 29 июля 2021 на Wayback Machine Православная энциклопедия.
- от 16 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- Кашкин А. С. от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 17 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- Кашкин А. С. от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 17 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- Кашкин А. С. от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 15 августа 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 5 августа 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- от 29 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры.
- 2020-10-11
- 1