Interested Article - Литургия верных

Литургия верных — основная и завершающая часть литургии византийского , латинского (Missa fidelium) и других традиционных обрядов. Получила своё название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение . В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия , приготовлением к которым были предыдущие части литургии ( проскомидия и литургия оглашенных ). По учению церкви, на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение ( пресуществление ) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя — Святые Дары . Затем верующие во исполнение слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. ) приобщаются Святыми Дарами, входя, по учению церкви, в единение со Спасителем.

На литургии верных священнодействие символически напоминает о страданиях Иисуса Христа , его смерти , погребении , Воскресении , Вознесении и втором пришествии на землю .

Состав священнодействий византийского обряда

Подготовительные действия

  • Краткая и Сокращенная великая ектении — читаются диаконом непосредственно после окончания литургии оглашенных. Во время них священником тайно читается первую и вторую молитвы верных с прошением очистить молящихся в храме от духовной нечистоты, чтобы достойно, без вины и осуждения предстоять перед престолом и неосужденно причаститься Святых Тайн.
  • Херувимская песнь — является подготовкой верующих к великому входу, который разделяет эту молитву на две части. Включение данной молитвы в чин литургии относят к 573 году .

Первая часть: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение
Вторая часть:
Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Великий вход
(С. Шухвостов, 1866 год)
  • Великий вход — во время него происходит перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол . После каждения Даров священник полагает на левое плечо диакона возду́х, а на голову дискос , сам берёт потир и оба в предшествии свещеносца выходят из алтаря северными дверями. Остановившись на солее поминают патриарха , местного архиерея и всех православных христиан, а затем через Царские врата входят в алтарь и ставят Святые Дары на антиминс , развернутый на престоле. После этого Царские врата закрываются и задергивается алтарная завеса .
  • Просительная ектения к которой добавляется прошение « О предложенных Честных Дарех Господу помолимся ». Во время этой ектении священник тайно читает молитву, в которой просит Бога удостоить его принести Святые Дары.
  • Возглашение диаконом мира и любви — как необходимое условие получения благодати возглашается диаконом после слов священника «мир всем» в форме: « возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы ». После этого хор поёт: « Отца и Сына и Святого Духа; Троицу Единосущную и Нераздельную ». Внешним выражением взаимной любви верующих в древней церкви был обычай при этих словах лобызаться (целовать) друг с другом, сообразно пола молящихся. Сейчас этот обычай сохранился только в алтаре между священнослужителями, если они совершают литургию соборно.
  • Исповедание Символа Веры предваряется возгласом диакона: « Двери, двери, премудростию вонмем ». В древности этот возглас относился к привратникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверями и не вошёл кто-нибудь из оглашенных или кающихся, а также не имеющих права присутствовать при таинстве . Пение Символа Веры происходит при открытой завесе . Во время пения священник берёт возду́х и колеблет им над Святыми Дарами, то есть опускает и поднимает его.

Преложение Святых Даров

Священник во время произнесения анафоры
  • Начало пения « Милость мира » .
  • Анафора — евхаристическая молитва, читаемая священником, во время которой происходит преложение Святых Даров . Молитва состоит из трёх частей: благодарственной ( префация ), исторической ( анамнесис ) и просительной ( эпиклеза ). Первые две разделяются пением Серафимской песни : « Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних ». В этих частях евхаристической молитвы вспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям, включая восстановление их греховной природы через Иисуса Христа, а также евангельские слова, сказанные Христом на Тайной вечери своим ученикам. Основу третьей части молитвы составляют следующие молитвенные прошения, после которых происходит преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа:

И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.

Этот момент является важнейшим во всей литургии. В это время священнослужители совершают перед Святыми Дарами земной поклон.

  • Чтение « Отче наш » — после преложения Святых Даров происходит воспоминание Божией Матери , ходатайственные молитвы о живых и умерших; диаконом возглашается просительная ектения о готовящихся причаститься. После ектении все молящиеся поют «Отче наш».
  • Возношение Святых Даров — До реформы Патриарха Никона царские врата и завеса при архиерейском и иерейском служении отверзались и затворялись по одному и тому же порядку. Так же, судя по свидетельствам святителя Симеона Солунского, было и в Греческой Церкви, по крайней мере в Фессалониках. Но Патриарх Никон ввел новый устав архиерейской Литургии, основываясь на тех сведениях, которые он лично в 1653 году получил от святителя Афанасия III Пателлария, бывшего Патриарха Константинопольского. Этот устав архиерейского служения положен в основу нового Чиновника (первое издание — 1668 г.), в соответствии с которым в целом совершаются архи­ерейские богослужения в Русской Православной Церкви поныне. Согласно ему царские врата и завеса на архиерейском служении пребывают отверстыми до возгласа «Святая святым», после чего закрываются и отверзаются вновь от причащения мирян до окончания богослужения. Таким образом, совершение Литургии с отверстыми царскими вратами и завесой стало элементом архиерейского служения.

Причащение верующих

Причащение мирян
  • Причащение священнослужителей происходит в алтаре. Священнослужители принимают Святые Дары, вкушая тело Христово отдельно от Божественной крови, как это было на Тайной вечере. Таким же образом причащались и миряне до конца IV века . Но Иоанн Златоуст , когда заметил, что одна женщина, взяв в руки тело Христово, отнесла его домой и употребляла для волхвования, то заповедовал всем церквам преподавать мирянам тело и кровь Христовы вместе из лжицы , вкладывая их прямо в рот причащающихся. Во время причащения священнослужителей для назидания верующих поются молитвы, называемые причастными стихами , а иногда произносятся проповеди .
  • Вынос Святых Даров и причащение мирян — после причащения священнослужителей Агнец вкладывается в потир и раздробляется. Священник через Царские врата выходит из алтаря и причащает мирян под пение стиха: « Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите ».

Прочие действия

После причащения мирян священник со словами: « Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих » вкладывает в потир все вынутые частицы из просфор , а затем переносит его на жертвенник . После читается просительная ектения, происходит благодарение за причащение и отпуст .

Состав священнодействий латинского обряда

Тридентский чин

Символическое значение литургии верных

Большинство священнодействий литургии напоминают верующим о евангельских событиях:

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М. : , 2005.
  • Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии . — М. , 1889.
  • Т. 1. — М.: Издательский Совет РПЦ, 1992 г.

Ссылки

Источник —

Same as Литургия верных