Евангелие от Никодима
- 1 year ago
- 0
- 0
Евангелие от Никодима — одно из апокрифических евангелий , авторство которого приписывается новозаветному тайному последователю Иисуса Христа Никодиму .
Время создания «Евангелия Никодима» точно неизвестно, предположительно датируется IV — V веками , хотя некоторые элементы относятся к апостольским временам. Основные идеи апокрифа сформировались не позднее III века .
Предполагаемый ранними христианами первоисточник текста приписывался Никодиму , ученику Иисуса Христа, отсюда название текста, которое он получил не ранее XIII века — «Евангелие от Никодима» . Предполагается, что апокриф был изначально написан на греческом языке .
Автором апокрифа, возможно, был эллинизированный иудей, обращённый в христианство .
Издание «Евангелия Никодима» было сделано в составе других апокрифов К. де Тишендорфом в середине XIX века. При этом он относил создание этого апокрифа ко II веку .
«Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется « Деяния Пилата » (« Акты Пилата », лат. Acta Pilati , греч. Πράξεις Πιλάτου ), которая состоит в свою очередь из двух частей, и приложения к ней — « Сошествие во ад ».
Первая часть «Деяний Пилата» (главы 1—11) описывает суд Пилата над Иисусом Христом , Его смерть и погребение (основано на 23-й главе Евангелия от Луки ), вторая часть (главы 12—16) — о воскресение Иисуса .
В прологе к первой части указывается, что текст «Деяний Пилата» написал Анания, человек из преторианского чина, на греческом языке в 425 году. Это то, что записал Никодим в I веке и передал иудеям .
Третья часть «Сошествие во ад» (главы 17—27) описывается сошествие Иисуса во ад , сокрушение его врат и исход в рай из адских глубин всех ветхозаветных праведников , включая прародителей Адама и Еву . Также приводится рассказ о вхождении в рай раньше всех праведников разбойника Дисмаса , который, будучи распятым рядом с Христом, покаялся и попросил Иисуса помянуть его в Царстве Божием .
Рассказ «Сошествие во ад» строится как рассказ двух братьев, согласно тексту апокрифа, сыновей Симеона Богоприимца (в латинской версии их имена названы как Карин и Левкий, в греческом варианте они безымянны) .
Согласно ЭСБЕ , «Акты Пилата» — ложное известие (донесение), которое будто послал римский прокуратор Иудеи наместник Понтий Пилат императору Тиберию об осуждении и смерти Иисуса Христа .
Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование и систематизацию церковного учения по вопросу смерти Христа, его сошествия во ад и Воскресения, а также на иконографию этих событий. Вторая часть этого произведения считается литературным источником православной иконы Воскресения Христова .
Выдержки из него встречаются в сочинениях как раннехристианских богословов, так и у Отцов Церкви (например у Иоанна Златоуста ).
Наиболее древним сохранившимся текстом апокрифа является латинский текст в редакции «A», который датируется V веком. Он не содержал сказание о Сошествии во ад, которое добавляется к этой версии в списках XII века. Однако предполагается, что оно было прибавлено до Х века, но эти рукописи не сохранились. Греческий вариант «А» содержит лишь «Акты Пилата» — сказание о Сошествии во ад в нем отсутствует. Он дошёл до настоящего времени в 15 манускриптах, самый древний из которых относится к XII веку .
Латинский текст в редакции «В», содержащий «Сошествие во ад», представлен в рукописях XII—XV веков. Греческий вариант «В» представлен в 30 рукописях, самая древняя из которых относится к XIV веку. Несмотря на то, что латинский вариант сказания о Сошествии дошёл до настоящего времени в более ранних рукописях, считается, что греческий текст является первоначальным, и потом уже был сделан перевод на латынь .
Текст Евангелия от Никодима послужил одной из сюжетных основ «Романа о Граале» Робера де Борона ( XIII век ), а также сборников « Золотая легенда » и «Страсти Христовы» .