Паикидзе, Нази Нодаровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Литурги́я преждеосвяще́нных Даро́в , или литурги́я Григо́рия Двоесло́ва ( греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων ) — вечерня , во время которой христиане причащаются Святых Даров , освященных прежде — на предыдущей полной Литургии по чину святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце , обычно на престоле или, реже, на жертвеннике . Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле Литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры , и во время этого богослужения не совершается преложение Святых Даров.
Литургия преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам . Во времена преследования христиан , заключённым за веру мученикам тайно передавались Святые Дары для предсмертного причащения . Монахи - отшельники перед уходом в безлюдные пустыни также получали Святые Дары, чтобы иметь возможность регулярно причащаться. Однако позже, из-за участившихся случаев попадания Святых Даров в руки еретиков , врагов Церкви и нерадивых христиан, Святые Дары стали храниться только в храмах , а лично причащать на дому больных получили право только епископы или священники . Освященные архиереем в кафедральном соборе Дары в древности иногда торжественно переносились в ближайшие приходские храмы. Эти и другие обычаи легли в основу Литургии преждеосвященных Даров.
Григорий Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II писал: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова» . Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии преждеосвященных Даров приписывается святителю папе римскому Григорию Двоеслову .
Трулльский (Пято-шестой) собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы , чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
В современной практике Православной церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные ( Иверской иконы Божией Матери , 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи , Сорока Севастийских мучеников ), храмовые праздники , в четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и в среду Страстной седмицы . Возможно её совершение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 24 марта (7) апреля . До 1930 года в Киево-Печерской лавре совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского устава , который господствовал в Русской церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.
Литургия Преждеосвященных Даров бывает только в дни Великого поста и, по сути, является великопостной вечерней , на которой происходит торжественное причащение . В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни (до вечернего входа и паремий), а вторая схожа с литургией верных «полной литургии», но без евхаристического канона .
Как и вечерня , литургия Преждеосвященных Даров начинается с предначинательного 103-го псалма и великой ектении . Затем следует кафизма (чаще всего 18-я) — « псалмы степени » (на церковно-слав в Синодальном переводе « псалмы восхождения ») с псалма 119-го до псалма 133-го с малыми ектениями на каждой « Сла́ве ». Традиция связывает 15 псалмов восхождения с 15-тью ступенями Иерусалимского храма , на которых они пелись ветхозаветными священниками. Последование вечерни сопровождается в алтаре литургическими действиями:
После третьей малой ектении вновь возобновляется последование вечерни — поются 140 , , 129 , 116 псалмы. К десяти последним стихам этих псалмов припеваются соответствующие 10 стихир ( стихиры на « Господи, воззвах » ). Затем поётся « сла́вник », и на « И ны́не… » — Богородичен . Осуществляется вечерний вход с кадилом (если на литургии читается Евангелие , то вход с Евангелием). Поётся « Свете тихий », произносится прокимен со стихом и читается первая паремия . В течение шести недель Четыредесятницы первая паремия берётся из Книги Бытия , вторая — из Притчей Соломоновых ; в великие Понедельник , Вторник и Среду — из Книг Исход и Иова соответственно. Затем следует второй прокимен со стихом.
Характерной особенностью литургии Преждеосвященных Даров является благословение священником молящихся зажжённой свечой и кадилом в руках со словами:
Свет Христо́в просвеща́ет всех.
По обычаю, все молящиеся принимают благословение коленопреклоненно. Это благословение связано с раннехристианским обычаем зажжения светильника на вечерне (с ним же связано название тайных молитв священника на вечерне — «светильничные»).
Завершается первая часть литургии Преждеосвященных Даров пением избранных стихов 140-го псалма с припевом :
Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло, пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю, же́ртва вече́рняя.
По Уставу стихи читает чтец, а припев исполняется клиросом . В богослужебной практике нередко стихи поёт хор, а рефрен — молящиеся в алтаре. При этом все молящиеся преклоняют колена. Вслед за этим священник в алтаре возглашает молитву Ефрема Сирина , сопровождаемую тремя земными поклонами .
В дни полиелейных праздников, а также в великие Понедельник , Вторник и Среду читается Евангелие .
Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится.
Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы Жи́зни ве́чныя бу́дем. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.
Преждеосвяще́нная Свята́я святы́м.
Причащение духовенства . Запричастный стих:
Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.
При изнесения потира , народ поёт:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, хвала́ Его́ во усте́х мои́х.
Влады́ко Вседержи́телю, И́же всю тварь Прему́дростию соде́лавый,..