Пьяцца-Армерина
- 1 year ago
- 0
- 0
Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона или Сант-Анье́зе-ин-Аго́не ( итал. Sant’Agnese in Agone , лат. Sanctae Agnetis in Agone ) — титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме . Другие названия церкви: Sant’Agnese de Agone, Sant’Agnese al Circo Agonale, Sant’Agnese de Cryptis Agonis или Sant’Agnese in Piazza Navona . Выдающийся памятник архитектуры римского барокко .
Церковь построена на площади необычной удлиненной формы, поскольку ранее на этом месте существовал стадион императора Домициана . Отсюда название: агоне (по греческой традиции в Риме так называли соревнования, в частности спортивные состязания на стадионах). Со временем слово «агоне» превратили в итальянское «навона». Христианку Агнессу казнили во времена императора Диоклетиана в 304 году, римский солдат убил её мечом. Ей было около 12 лет. Согласно одной из римских легенд, вначале Агнессу выставили нагой перед толпой на стадионе Домициана, но у неё мгновенно отросли длинные волосы, скрыв наготу. Агнесса была похоронена в римских катакомбах , которые сейчас носят её имя. Череп святой Агнессы (по размеру он соответствует двенадцатилетнему ребёнку) ныне хранится в отдельной капелле церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.
На месте современной церкви ранее стояла базилика, построенная в XII в. по велению понтифика Каллиста II. В 1651 году Джованни Баттиста Памфили (в 1644—1655 годах папа римский Иннокентий X) начал строить на площади Навона фамильный дворец: Палаццо Памфили. Строительство палаццо он поручил Франческо Борромини , а Джироламо Райнальди должен был построить рядом на месте старой церкви новую базилику. Строительство барочной церкви началось в 1652 году , но вскоре папа Иннокентий отказался от услуг Райнальди, и строительство церкви по своему проекту выполнил Борромини в 1653—1655 годах. Освящение церкви состоялось 17 января 1672 года . В 1949 году церковь была основательно отреставрирована и в 1992 году отдана Римской Епархии. В 1998 г. стала титулярной диаконией. С 22 февраля 2014 года кардиналом-дьяконом является немецкий кардинал Герхард Людвиг Мюллер. Помимо богослужений в церкви, в ризнице Борромини каждый четверг и пятницу проводятся концерты духовной музыки эпохи барокко, классической камерной музыки и арий из опер .
Первый проект церкви, подготовленный архитектором семьи Памфили Джироламо Райнальди и его сыном Карло Райнальди, предусматривал план в виде греческого креста. Идея двух симметричных башен главного фасада, возможно, возникла под влиянием Дж. Л. Бернини, который строил тогда две башни-колокольни на фасаде собора Св. Петра (недостроенные, они были разобраны). Энтони Блант считал, что идея башен Сант-Аньезе повлияла на двухбашенные постройки североевропейского барокко, хотя в северных странах была своя романо-готическая традиция возведения двухбашенных соборов . Сложная история строительства церкви повествует о соперничестве архитекторов. Борромини был вынужден следовать проекту Дж. Райнальди, хотя тот был далеко не безупречен. После смерти папы Иннокентия Х в 1655 г. его племянник, Камилло Памфили, не проявил интереса к церкви, и Борромини пришлось прекратить работы в 1657 году. После этого Карло Райнальди Младший, сын Дж. Райнальди, вернулся к строительству и внес ряд изменений в проект Борромини, надстроив башни вторым ярусом. После смерти кардинала Камилло Памфили в 1666 г. его жена Олимпия Альдобрандини поручила дальнейшие работы Бернини, который упростил вогнутый фасад здания, добавил треугольный фронтон с аттиком и раскреповку антаблемента. В 1668 году сын Олимпии, Камилло, взял на себя ответственность за дальнейшее строительство церкви. Он восстановил Карло Райнальди в качестве архитектора и нанял живописца Чиро Ферри для создания росписи купола (1670). Лестница, ведущая с площади в церковь, была достроена Джузеппе Бараттой только в 1673 году.
Интерьер церкви образован сложной геометрией плана: в греческий крест вписан квадрат, в который, в свою очередь, вписана окружность. Рукава креста образуют главный вход, расположенный напротив алтарь и две капеллы. Левая капелла посвящена Св. Себастьяну, правая — Св. Агнессе.
Округлый в плане интерьер поражает величием и красотой света и цвета, сочетанием разноцветного мрамора, позолоченной бронзы, рельефов и росписей. Купол украшен росписью на тему Вознесения Марии (Ассунта), или Эмпирей , начатыми в 1670 году Чиро Ферри и завершёнными после его смерти в 1689 году Себастьяно Корбеллини. Пандативы купола расписаны Джованни Батиста Гаулли, протеже Бернини, на тему «Добродетели кардиналов» (1662—1672). В основании барабана купола начертана латинская надпись «Ingressa Agnes turpitudinis locum, angelum Domini praeparatum invenit» (Агнесса вошла в место стыда и встретила ангела Господня, ждущего ее).
В сакристии находится картина Паоло Джисмонди «Прославление Святой Агнессы». В главном алтаре — горельеф «Святое семейство с Иоанном Крестителем, его родителями Захарием и Елизаветой» работы Доменико Гвиди (1676—1683). По углам подкупольного квадрата в полукруглых арочных нишах расположены, обрамлённые колоннами и пилястрами, четыре алтаря. В них установлены мраморные, так называемые «живописные горельефы», работы учеников Дж. Л. Бернини: "Смерть Св. Алессия (Дж. Ф. Росси), Мученичество Св. Ефстафия (М. Кафа, Э. Феррата), Смерть Св. Чечилии (Э. А. Раджи), «Мученичество Св. Емеренцианы» (Э. Феррата, Л. Ретти).
Над главным входом в интерьере находится надгробие праха папы Иннокентия X , скульптурная композиция работы Дж. Б. Майни (1730).