Болгарская церковь Святого Стефана
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святого Марцелла на виа дель Корсо или Сан-Марчелло-аль-Корсо ( итал. La chiesa di San Marcello al Corso ) — одна из старейших титулярных церквей Рима . Расположена в районе Треви , в начале Виа дель Корсо , образуя в этом месте небольшую площадь (piazzale) Сан-Марчелло. С 1369 года церковь находится в ведении монашеского ордена Сервитов . Станционная церковь Великого поста .
По легенде строительство первой церкви в 308—309 годах связывают с именем епископа Рима Марцелла I , якобы церковь возвели над тюрьмой, в которой Марцелл скончался в 309 году. По иной версии легенды Марцелл был спрятан в доме римской матроны Луцины, где ему пришлось работать узником в подвале до самой смерти. Луцина устроила его захоронение в катакомбах Присциллы, а свой дом передала христианской общине. В этом доме уже в 418 году существовала раннехристианская домовая церковь (domus ecclesia). В 499 году зафиксировано именование «Тіtulus Marcelli», в 595 — "Тіtulus Sancti Marcelli. Выбор этого места для избрания римского епископа в 418 году указывает на важность титула Марчелли в то время.
Археологи датируют первые постройки на этом месте 380—450 годами. Вероятно, церковь представляла собой трёхнефную базилику (50 × 25 м) с полукруглой апсидой , обращённой по античной традиции на запад . В VIII веке папа Адриан I восстановил базилику V века. В наше время от неё сохранились фрагменты настенной росписи, основания баптистерия к северу от входа. Сохранившееся помещение неправильной формы (ок. 7,2 × 6,8 м) находится примерно на 6 метров ниже нынешнего уровня земли. Кирпичная купель (около 4 м в ширину и 1,2 м в глубину) покрыта мраморными плитами. К концу VIII века в церковь перенесли мощи святого Марцелла из катакомб Присциллы . Во второй половине XII века была построена новая трёхнефная базилика с атриумом и кампанилой (колокольней), трансептом и полукруглой апсидой (как и прежде на западе). Внешние стены раннехристианской церкви были сохранены, а пол поднят. Остатки западного фасада трансепта сохранились и до сих пор видны по обеим сторонам современного фасада храма .
22 мая 1519 года церковь уничтожил пожар. В огне уцелело старинное деревянное распятие XIV века. Факт казался чудесным, так возникла «молитвенная группа», получившая название «Товарищество Святейшего Распятия» (Compagnia del SS. Crocifisѕо). Через три года, в 1522 году, город поразила чума. Распятие вынесли из монастыря, в котором оно находилось, и носили с процессией по городу в течение шестнадцати дней, с 4 по 20 августа, по окончании которых эпидемия прекратилась, и поэтому распятие стали называть «Чумной крест». «Процессию Распятия» (La processione del Crocifisso) стали повторять на протяжении веков в Великий Четверг по маршруту от церкви Сан-Марчелло до площади Сан-Пьетро (в 1568 году «Компания» переехала в близлежащую Молельню Распятия (Oratorio del Crocifisso) .
Для реконструкции здания после разрушений Рима в 1527 году войсками императора Карла V был начат сбор средств. Первый проект был составлен Якопо Сансовино , который, однако, бежал из города во время разграбления, но так и не вернулся. Работы были продолжены Антонио да Сангалло Младшим и только в 1597 году при Сангалло Старшем здание было завершено. Старую апсиду на западе снесли, а новую перенесли в восточную часть, чтобы сделать церковь доступной с главной улицы (Виа дель Корсо). Фасад, спроектированный Карло Фонтаной , был завершён только в 1683 году. В 1530 году разлив Тибра снова повредил церковь. Только в 1692—1697 годах церковь была завершена с фасадом, созданным Карло Фонтаной по заказу монсеньора Маркантонио Катальди Бонкомпаньи .
Необычно вогнутый двухъярусный фасад церкви соответствует «классической» композиции высокого римского барокко : сдвоенные колонны коринфского ордера , поднятые на высокие цоколи, мощно раскрепованный антаблемент , разорванный фронтон , статуи в нишах, на фронтоне и на парапете второго яруса .
Современная церковь представляет собой однонефный храм с плоским кессонным потолком. Интерьер оформлен в привычных формах римского барокко: богатство света, цвета, позолоты и разноцветных мраморов. Пять боковых капелл открываются в сторону нефа. Широкая триумфальная арка отделяет апсиду от нефа. Богато украшенный резьбой, росписью и позолотой Кессонный потолок датируется 1592 годом. Над порталом на внутренней стене находится большое Распятие, созданное в 1613 году Джованни Баттиста Риччи . Слева от входа находится двойная гробница работы Якопо Сансовино, созданная около 1519 года для Антонио Орсо и кардинала Джованни Михиеля, племянника папы Павла II .
В четвёртой капелле справа находится деревянное Распятие, происходящее из предыдущего здания и пережившее пожар 1519 года. Фрески в этой капелле, начатые Репино дель Вагой и прерванные разрушением Рима в 1527 году, были затем завершены Даниэле да Вольтеррой и Пеллегрино Тибальди .
Четвёртая капелла слева украшена росписями Таддео Цуккаро . В 1558 году его младший брат Федерико Цуккаро создал запрестольный образ «Обращение святого Павла».
В сакристии имеется картина со сценой Распятия, которую приписывают Антонису Ван Дейку .