Interested Article - Валадье, Джузеппе

Джузеппе Валадье ( итал. Giuseppe Valadier , фр. Joseph-Louis-Pierre Valadie 14 апреля 1762 , Рим 1 февраля 1839 , Рим) — итальянский художник французского происхождения: архитектор , градостроитель , теоретик архитектуры, ювелир , археолог и реставратор . Один из главных представителей неоклассицизма в Италии. Исследователь творчества Андреа Палладио и французской неоклассической архитектуры .

Биография

Джузеппе Валадье — наиболее известный представитель большой семьи художников XVIII—XIX веков. Основатель семьи — Андре Валадье (1695—1759), французский ювелир родом из Прованса , с 1714 года работал в Италии, в Риме . Его сын — Луиджи Мария Валадье (1726—1785), бронзовщик и серебряных дел мастер, в 1754—1756 годах учился ювелирному делу в Париже . В Риме стал официальным поставщиком папы Пия VI . Выполнял многие заказы: позолоченные алтари и реликварии , церковную утварь, дорогую посуду, сочетая элементы классицизма , маньеризма и барокко .

Сын Луиджи Валадье, Джузеппе, также начинал как ювелир. Первые уроки мастерства получил у отца, затем выполнял образцы мебели и мелкой бронзовой пластики . Позднее учился живописи и архитектуре в римской Академии Святого Луки . Совершенствовал навыки архитектурного проектирования в Милане и Марселе .

В 1781 году Джузеппе Валадье был назначен архитектором Священных дворцов Ватикана . В 1786 году папа Пий VI назначил его главным архитектором папского двора (architetto camerale). Валадье был руководителем восстановительных работ после землетрясения 1789 года в Эмилии-Романье и Марке , восстанавливал кафедральный собор в Урбино . С 1814 года Джузеппе Валадье — главный архитектор Рима . В 1821—1837 годах преподавал теорию архитектуры в Академии Святого Луки .

19 августа 1824 года Джузеппе Валадье стал кавалером ордена Почётного легиона . Скончался 1 февраля 1839 года в Риме в возрасте 76 лет. Портрет архитектора выполнен в 1827 году живописцем Жан-Батист Жозефом Викаром .

Творческая деятельность

Его первой важной работой была реконструкция купола собора в Урбино, обрушившегося после землетрясения (1789—1801). В Риме Валадье разработал проект Палаццо Браски (1788—1790), реставрировал арки Мульвиева моста (Понте Мильвио), дополнив мост ступенчатыми башнями-павильонами (1805), создал новые фасады церквей Сан-Панталео (1806) и Сан-Рокко (1833). В 1800—1817 годах Валадье выстроил виллу князя Станислава Понятовского на Фламиниевой дороге в Риме (частично перестроена в середине XIX века). В 1819 году проектировал здание оперного Театра Валле (Teatro Valle) .

Значительным достижением Валадье-архитектора и градостроителя стало завершение в 1816—1824 годах ансамбля римской Пьяцца-дель-Пополо и примыкающих к площади террас холма Пинчио в Риме. Завершению ансамбля предшествовала длительная проектная разработка, от первых проектов 1793 и 1805 годов до вариантов 1810—1811 годов и окончательного решения 1815 года. Ансамбль включает египетский обелиск , скульптуру, фонтаны, две ростральные колонны . В результате осуществления этого проекта многие постройки XV—XVII веков были объединены в классицистический ансамбль, композиционно связанный с осевой улицей Корсо с эффектными перспективами раскрывающихся в разных направлениях.

Валадье разрабатывал множество проектов, относящихся к другим районам города: озеленение территории между Виа Фламиния и Тибром, от моста Мильвио до порта Рипетты; создание круглой площади с аркадами и лоджиями вокруг колонны Траяна ; кольцевой дороги снаружи и внутри стен Аврелиана . Для папы Пия VII он построил церковь Святой Кристины (la chiesa di Santa Cristina) в его родном городе Чезене (1814—1825). Валадье работал вместе с Бертелем Торвальдсеном над монументальной гробницей Пия VII в соборе Сан-Пьетро в Ватикане (1724—1731). Он создал скульптурное обрамление циферблата часов на фасаде Ватиканской базилики Святого Петра (1786—1790), построил «Домик Валадье» (Casina Valadier, 1816—1817) в садах холма Пинчио .

В последний период жизни Валадье посвятил себя реставрации античных памятников, стремясь при этом максимально сохранить их подлинные части: укрепление стен Колизея , обновление триумфальной арки Тита на римском Форуме (1820-е гг.), храма Фортуны Вирилис (новое название: Храм Портуна , 1829—1835), арки Августа в Римини . Валадье проектировал пригород Рима — Фьюмичино (1822), составил генеральный план площади перед Латеранской базиликой , проектировал виллу Торлония на Номентанской дороге (1802—1806), подходы к Императорским форумам в Риме, предложения по воссозданию базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура после пожара 1823 года и многое другое .

В подходах к проектированию Джузеппе Валадье ощущается влияние Андреа Палладио , творчество которого он внимательно изучал. Валадье публиковал свои лекции, прочитанные в Академии Святого Луки, в виде трактатов под названием «Практическая архитектура, продиктованная школой и кафедрой выдающейся Академии Святого Луки» (L’architettura pratica dettata nella scuola e cattedra dell’insigne Accademia di S. Luca, 1828—1839. Vol. 1-5) . Эти лекции имеют важное значение для истории архитектуроведения .

Помимо архитектуры Валадье продолжал заниматься ювелирным делом. Он разрабатывал образцы мебели, дорогую посуду, например серебряный сервиз для архиепископа Одескальки (1795—1797), сервиз для Палаццо Паллавичини-Роспильози , реликварии и литургические предметы, такие как купель для крещения из позолоченного серебра (La grande fonte battesimale) c фигурами Иоанна Крестителя и ангелов для зала баптистерия (La grande sala del Battistero), также им оформленного, в папской базилике Санта-Мария-Маджоре по заказу папы Пия IX (1825). Среди подобных произведений, известна так называемая «Йоркская чаша», изготовленная в 1800 году для герцога Йоркского, куриального кардинала Генриха (Энрико) Бенедикта Стюарта и переданная в Ватикан по завещанию владельца . На самом деле это литургический набор — потир и дискос , изготовленные из чистого золота с 130-ю бриллиантами. Ныне хранится в музее: Сокровищнице Святого Петра в Ватикане . В крипте базилики Санта-Мария-Маджоре в драгоценном ковчеге находится «Sacra Culla» («Святая колыбель») — пять деревянных планок, по преданию, оставшихся от яслей Иисуса Христа в Вифлееме. Реликварий из хрусталя, золота и серебра изготовлен Валадье в 1802 году . Opere di architettura e ornamento (1833).

Избранные историко-теоретические труды

  • Сборник различных изобретений (Raccolta di diverse invenzioni, 1796)
  • Архитектурные проекты (Progetti architettonici, 1807)
  • О базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура на Виа Остиензе (Della basilica di S. Paolo sulla via Ostiense, 1823)
  • Художественный рассказ о реставрации Арки Тита (Narrazione artistica dell’operato finora nel ristauro dell’Arco di Tito, 1822)
  • Произведения архитектуры и орнамента (Opere di architettura е di ornamento, 1833).

Галерея

Примечания

  1. Giuseppe Valadier (1762—1839). — URL:
  2. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 166
  3. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  4. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 665
  5. Neoclassical architect Giuseppe Valadier died on 1st February 1839 in Rome. — URL: от 8 февраля 2021 на Wayback Machine
  6. Enciclopedia on line. — URL: от 4 декабря 2020 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 16 ноября 2017. 7 мая 2017 года.
  8. Сокровищница Св. Петра в Ватикане. Путеводитель по историко-художественному музею. ATS — Edizioni Capitolo Vaticano, 2009. — C. 48—49
  9. Santa Maria Maggiore. Basilica Patriarcale. Roma: Trento, 1983, p. 16. № 28

Литература

  • Новая Российская энциклопедия в 12 т.
  • Marconi Р. G. Valadier. Roma, 1964;
  • Debenedetti Е. Valadier: diario architettonico. Roma, 1979.
Источник —

Same as Валадье, Джузеппе