Святая лестница
- 1 year ago
- 0
- 0
О католической святой см. Вероника Джулиани
О католической блаженной см. Вероника из Бинаско
Свята́я Верони́ка — христианская святая I века. В католической традиции Вероника является женщиной, которая, согласно средневековому преданию, отерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Крестного пути на Голгофу . В православии под именем Вероника почитается женщина, которая, согласно Евангелию, исцелилась, прикоснувшись к одеждам Иисуса Христа .
В Православной церкви ( Элладская , Сербская , Православная церковь в Америке ) память Вероники отмечена 12 (25) июля. В месяцеслове Русской Православной Церкви нет упоминания о святой Веронике . В Католической церкви память Вероники отмечалась 4 февраля , но отсутствует в современном Римском мартирологе .
Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Актах Пилата , относящихся к III или IV веку, где она была той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа ( Мф. , Мк. , Лк. ) . Согласно историку Евсевию Кесарийскому , она жила в городе Панеаде и в благодарность за исцеление сделала статую Иисуса Христа, которую поставила перед своим домом . Эта статуя была уничтожена по приказу Юлиана Отступника . Согласно житию, оставшиеся годы святая Вероника провела в святости и богоугодных делах, скончавшись в мире .
Один из апокрифов (датируется примерно IV веком) «Смерть Пилата» изображает Понтия Пилата соучастником в казни Христа, где его обличает некая Вероника, а за смерть Христа мстит римский император Тиберий . Согласно этому апокрифу, Вероника исцелила императора Тиберия с помощью холста, который Иисус Христос приложил к Своему лику и на котором запечатлелся Его образ .
История о Веронике как о женщине, которая вытерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Его шествия на Голгофу, появилась не ранее XII—XIII веков в католической традиции, вероятнее всего, во францисканской среде . По этому преданию, на ткани осталось «истинное изображение» ( лат. icona vera ) лица Иисуса. Это изображение называют Платом Вероники . Предполагают, что от этого латинского названия и произошло имя Вероника . При устройстве мраморного кивория в базилике Святого Петра (1197) было свидетельство почитания плата Вероники. Известна также «вуаль Вероники» — «Лик из Манопелло» . О. О. Козарезова отмечает, что icona vera служила указанием на догмат об истинности икон ( иконопочитание ), так как об этом свидетельствует изображение лика Христа, чудесным образом отпечатлевшееся на ткани .
Согласно Гервасию из Тилбери (около 1210 года), Вероника отождествляется с Марфой, сестрой Лазаря . В другой средневековой легенде Вероника названа женой мытаря Закхея и повествуется о проповеди ими Евангелия в Центральной Галлии .
Средневековые легенды представляют также вариант с Вероникой-принцессой, ведущей переписку с Иродом .
Немецкий ботаник Леонарт Фукс (1501—1566) назвал в 1542 году в честь святой Вероники род растений Veronica .
В цикле «Легенды о Христе» (1904) Сельмы Лагерлёф кульминационное место занимает легенда «Плат святой Вероники», где автор объединяет несколько сюжетов из разных христианских источников, относимых к легенде о Веронике, в единую историю об одном персонаже, подающем платок Иисусу во время несения креста . Здесь Вероника по сюжету является кормилицей римского императора Тиберия, который, заболев проказой , послал её за пророком из Назарета, исцелившим прокаженного. Кормилица увидела шествие с преступником, осуждённым на распятие. Когда преступник упал, она сжалилась над ним и отёрла его слёзы и кровь своим платком. Кормилица получила имя Вероника («потому что ей было суждено принести людям истинное изображение Спасителя») при крещении перед смертью .