Interested Article - Борромини, Франческо

Франческо Борромини , Франческо Кастелли ( итал. Francesco Borromini ; Francesco Castelli , 25 сентября 1599 , Биссоне , Тичино 2 августа 1667 , Рим ) — итальянский архитектор, работавший в Риме . Наиболее радикальный представитель зрелого римского барокко .

Биография

Франческо Кастелли родился в Биссоне, недалеко от Лугано в Тичино , который в то время был под юрисдикцией Швейцарской Конфедерации. Борромини происходил из семьи потомственных каменщиков и строителей, какими славился Тессинский кантон. Он был старшим из четырёх детей. О его отце Джованни Доменико сохранилось немного данных, но известно, что он был скромным архитектором или мастером-строителем на службе у герцогов Висконти в Милане ; его мать, Анастасия Гарове, происходила из богатой семьи, которая занималась строительством и имела отдалённое отношение к Доменико Фонтане , который в то время считался одним из самых престижных архитекторов в западном мире .

Вскоре он отправился в Милан , чтобы учиться и совершенствоваться в строительном ремесле . С 1619 года работал в Риме, помощником Карло Мадерна , своего дальнего родственника, на строительстве собора Святого Петра , а затем Палаццо Барберини . Когда Мадерна умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжали работать над строительством дворца под руководством Джованни Лоренцо Бернини .

С 1628 года он стал подписываться: «Борромини», чтобы его отличали от других римских строителей, которых называли Кастелли. Псевдоним происходит от семьи его матери или, как предполагают его итальянские биографы, в честь миланского святого Карло Борромео . После смерти Мадерна Борромини присоединился к группе Дж. Л. Бернини, достраивавшей Палаццо Барберини . В дальнейшем Франческо Борромини работал в Риме в постоянном соперничестве с Джан Лоренцо Бернини за папское внимание и получение выгодных заказов.

Однако карьера Борромини не была удачной. Он работал вдумчиво и медленно. Часто заказчики теряли терпение и отзывали свой заказ, передавали его Дж. Л. Бернини. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини , 22 июля 1667 года Борромини почувствовал себя тяжело больным и больше не выходил из дома. Он сжёг рукописи и рисунки, а затем проткнул себя шпагой, но ещё долго мучился, истекая кровью, прежде чем умер. Смерть не была быстрой, но произошла «в десять часов утра»; таким образом, Борромини успел объяснить причины этого безумного жеста, продиктовать завещательное распоряжение и просьбу похоронить его в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини рядом с могилой своего учителя Карло Мадерна . Его просьбу выполнили, однако, согласно правилу, на плите нет надписи, поскольку захоронение самоубийц не может быть обозначено и даже не может находиться в храме, хотя для Борромини сделали исключение.

В недавнее время имя архитектора было добавлено на мраморной плите захоронения Карло Мадерна, а на колонне церкви по заказу посольства Швейцарии в Риме установлена памятная доска. Латинская надпись гласит: «Франческо Борромини из Тичино, рыцарь Христа, архитектор с вечной репутацией, божественный в силе своего искусства, он посвятил себя украшению великолепных зданий Рима, среди которых: Ораторио деи Филиппини, церкви Сант-Иво, Сант-Аньезе ин Агоне, перестройка Латеранской базилики, Сант-Андреа делле Фратте, Сан-Карло на Квиринале, здание конгрегации Пропаганды Веры, а также в этом храме (Сан-Джованни деи Фиорентини) он украсил Высокий Алтарь недалеко от этого могильного камня, рядом с останками Карло Мадерно он был найден, недалеко от города и его родственника (Карло Мадерно), в мире он покоится с Господом».

Творчество

Франческо Борромини вышел из «низшего круга» ломбардских мастеров, и наследовал традиции ремесленного уклада строителей-каменщиков Севера Италии в отличие от столичной школы римского барокко, которую возглавлял Джан Лоренцо Бернини. У него были навыки мастера-каменотёса и организатора практических работ, которые он приобрёл в период работы в Милане и ученичества у Карло Мадерна в Риме. «Глубокое знание технических секретов мастерства, — писал об архитекторе А. К. Якимович , — совершенный и абсолютный архитектурный профессионализм, ставший редкостью в эпоху разносторонних гениев Возрождения… естественно сочетаются у Борромини с внутренней свободой от многих традиционных рамок, канонов и запретов в архитектуре». Борромини знает своё дело так, как знали его средневековые ремесленники. Далее Якимович писал, пересказывая суждение М. Дворжака : «Необыкновенный талант Борромини оживлять архитектуру, заставлять её двигаться, волноваться, расти ввысь остался бы бесполезным, да и вообще не смог бы развиться без совершенного освоения вековых традиций строительного ремесла». Его рационализм, точный расчёт и инженерное мастерство противостояли фантазиям Бернини, «театральной эффектности его скульптур и безграмотной с точки зрения тектоники архитектуры» .

Архитектор вполне сознательно формировал напряжённое пространство вокруг своих построек, как например в знаменитой «застывшей волне» фасада церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане . Окружности он неизменно предпочитал эллипс . Прямой линии и плоскости — изгиб. Так и церковь Сан-Карло имеет свой «секрет»: овальное подкупольное пространство с сияющим в световых лучах голубем Святого Духа, неожиданно контрастирующее с построенным по всем правилам классицистической архитектуры интерьером.

Борромини занимался математикой и самостоятельно осваивал многие науки. Собрал выдающуюся библиотеку. Следуя тенденциям формообразования стиля римского барокко, он всегда предлагал самые необычные, экстравагантные решения и мало кто мог догадаться, что за такими решениями кроется математика и геометрия. Он выстраивал свои замысловатые композиции не на основе классических пропорциональных модулей в один или два квадрата, а использовал иррациональные отношения и необычные геометрические фигуры, придавая им символическое значение.

Так композиция церкви Сант-Иво алла Сапиенца (1642—1660) строится на контрастном чередовании вогнутого фасада, шестилепесткового барабана , имеющего сложную выпукло-вогнутую форму, высокой лантерны со сдвоенными колонками и спиралеобразного пандуса необычайного шатра, заменяющего традиционный купол. Вдоль пандуса шатра высятся высеченные из камня факелы с языками пламени — символ пламенеющего Духа . Лантерна несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару . Эта ажурная конструкция, увенчанная золотистым шаром и крестом , как бы парит в небе, резко контрастируя с множеством полусферических и параболических куполов Рима.

В плане церкви, нашедшем как в зеркале отражение в структуре купола, Борромини применил осесимметричную схему, наложив друг на друга два равных правильных треугольника . В результате в композиции интерьера церкви оказалась зашифрованной Звезда Давида , совмещённая с тремя полукружиями, что создает типичный готический трифолий (трилистник). Внутренний свод повторяет мотив трифолия, плавно перетекая через «лепестки» фигурного плафона в окружность лантерны. Звезда Давида напоминает историю храма Соломона в Иерусалиме, который, в том числе согласно идеологии ордена иезуитов, считался символическим прообразом всех христианских церквей Рима и Католического мира. Кроме того, готический трифолий отражает идею преемственности стиля римского барокко, или «стиля иезуитов», непосредственно от средневековой готики .

В фасаде Палаццо Барберини , над проектом которого работали все три знаменитых архитектора: Мадерна, Бернини и Борромини, последнему, вероятно, принадлежит идея необычных «перспективных» окон третьего этажа, а внутри — столь же необычная овальная в плане спиральная лестница со сдвоенными колоннами.

В Палаццо Спада помимо общей перестройки здания Борромини в 1652—1653 годах создал необычную «перспективную галерею», названную впоследствии его именем, создающую эффект усиленной перспективы. Она представляет собой типичную для эпохи маньеризма и барокко причуду, относящуюся к жанру обманки , или тромплёя ( фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость»), но также отражает научный интерес архитектора к архитектурной геометрии.

Борромини был «конструктивно мыслящим скульптором зданий». То, что сделал для архитектуры Борромини иногда сравнивают с тем, что сделал для славы живописи Рембрандт . Принцип непрерывного «перетекания» внутреннего и внешнего пространств в дальнейшем развивали его последователи Г. Гварини и Б. Нойман . Новации Борромини оказали особенно значительное влияние на архитектуру стран Северной Европы, на австрийское, чешское и немецкое барокко. Свои взгляды Борромини изложил в книге «Опус об архитектуре» (Opus Architectonicum, 1559—1667). Книга была опубликована только в 1735 году.

Захоронение Ф. Борромини в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини в Риме
Борромини на банкноте 100 швейцарских франков

Франческо Борромини был изображён на 6-й серии банкнот 100 швейцарских франков, которая была в обращении с 1976 по 2000 год . Это решение в то время вызвало полемику в Швейцарии, начатую швейцарским итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони. По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов (кондоминиумов двенадцати кантонов), Борромини нельзя было ни назвать ни тичианцем, ни швейцарцем .

Об архитекторе Борромини французским режиссёром Эженом Грином снят кинофильм , выпущен на экраны в 2015 году.

Основные стройки и реконструкции, связанные с именем Борромини

На родине архитектора в Лугано поставлена модель церкви Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане в разрезе ( ).

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Borsi S. Borromini in Art dossier. — Giunti Editore, 2000. — ISBN 88-09-01554-1
  3. Morrissey J. The Genius in the Design: Bernini, Borromini and the Rivalry That Transformed Rome. — 2006, ISBN 0-06-052534-7
  4. Carboneri, Nino . Dizionario biografico degli Italiani . Treccani. Дата обращения: 22 мая 2014. 29 октября 2019 года.
  5. от 25 сентября 2017 на Wayback Machine // la Repubblica of the Arts
  6. Blunt A. Borromini. — Harvard University Press, 1979, p. 13
  7. от 26 февраля 2019 на Wayback Machine // web.comhem.se
  8. Archivio di Stato di Roma: . Дата обращения: 24 августа 2016. 20 сентября 2016 года.
  9. Якимович А. К. Бернини и Борромини. Становление двух типов художественного сознания барокко // Искусство Западной Европы и Византии. — М.: Наука, 1978. — С. 104—106
  10. Власов В. Г. Сант Иво алла Сапиенца // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 523—524
  11. Власов В. Г. Стили в искусстве: В 3-х т. — Борромини, Франческо // Т. 2. Словарь имен. — СПб.: Кольна, 1996. — С. 116
  12. от 28 августа 2011 на Wayback Machine // www.snb.ch
  13. De Bernardis, Edy. (итал.) // La Terra Racconta : diario / Bettosini, Luca. — 2006. — Giugno ( n. 34 ). 18 мая 2015 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Борромини, Франческо