Interested Article - Григорович-Барский, Василий Григорьевич
- 2021-02-01
- 1
Василий Григорьевич Григорович-Барский ( укр. Василь Григорович Григорович-Барський ; 1 (12) января 1701, Киев , Русское царство — 7(18) октября 1747, Киев , Российская империя ) — паломник , путешественник , писатель , православный монах . Использовал следующие псевдонимы: Василий Барский, Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов.
Родной брат известного киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского .
Биография
Родился в семье купца Григория Ивановича Григоровича, который выехал из подольского местечка Бар вместе со своим отцом. Получил домашнее начальное образование, с 1708 года обучался у преподавателей Киевской духовной академии , в 1715—1723 гг. студент Киево-Могилянской Академии , куда поступил по протекции ректора Феофана Прокоповича . Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой , М. Козачинским.
В 1723 году оставил Академию по официальной причине болезни, пройдя, по его словам, «малыя школы даже до риторики… и начал философии». Его не привлекала карьера священнослужителя, и он «имел охоту видеть чужие страны». Вместе с Иустином Леницким, братом епископа Варлаама Леницкого , отправился во Львов ( Речь Посполитая ), где в начале 1724 года поступил в иезуитскую коллегию под видом униата, но обман раскрылся и он покинул школу, хотя позорное исключение было отменено по распоряжению архиерея . В 1724 году путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклониться мощам Николая Мирликийского в городе Бари , посетив по пути Рим , Неаполь , Венецию , Болонью и Флоренцию .
В 1725 году, разлучившись с Леницким, отправился на Афон . Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича , бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I . Не добравшись до Афона, Гурский умер.
В 1726—1728 годы странствовал по Палестине , посетил Иерусалим , Иордан , побывал на Мертвом море , затем направился в Каир , осмотрел Синайский монастырь и через Суэц , Дамиетту , Бейрут и Триполи добрался до Дамаска , а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. Во время путешествия по Ливану, в 1728 году посетил Монастырь Илии Пророка в Эш-Шувейре . В 1729—1731 годы жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр , Сим , Самос , Хиос , Патмос .
В 1734 году в Дамаске патриархом Антиохийским , пострижен в монашество с именем Василий и посвящен в иподиаконы. С октября 1734 по апрель 1735 года, по просьбе архиепископа Кипрского , преподавал на Кипре латинский язык в местной школе, жил на архиепископском подворье.
С 1736 по 1743 год жил на острове Патмос , где продолжал изучение языка, логики и метафизики и одновременно преподавал латинский язык в местном училище.
В 1743 году русский резидент в Константинополе А. А. Вешняков вызвал его в османскую столицу и предложил должность священника при посольской церкви и референта при дипломатической миссии, а в 1744 году направил на Афон с целью изучения православных монастырей и их библиотек.
1744—1746 годы провел на Афоне, в Афинах и на о. Крит. Вернувшись в 1746 году в Константинополь, он не поладил с новым русским резидентом А. И. Неплюевым , обвинившим его в грекофильстве и предательстве национальных интересов. Опасаясь ареста и стремясь доказать несправедливость обвинений, тяжело больной, через Болгарию, Валахию и Польшу вернулся в Киев 2 октября 1747 года, где спустя месяц скончался.
Образ его описан братом и помещен в предисловии к первому изданию его записок: «Портрета сего отца Василия нет, а приметами был он таков: возраста высокого, волосы на голове и бороде черные без всякия седины, лицем смугл, телом дороден, брови черные, высокие, большие и почти вместе сошедшиеся, глаза острые, карие, нос короткий; как одеянием, так и произношением речей и осанкою похож был на грека; почему и мать его родная по возвращении его в дом после 24 лет путешествия не могла и чрез час в разговорах узнать; в прочем был нрава веселаго и шутливаго, любопытен ко всяким наукам и художествам, а наипаче к рисованию, и имел еще с детских лет охоту видеть чужие страны, и что самым делом исполнил» .
Похоронен в Киево-Братском монастыре .
Творчество и научная деятельность
Работа Григоровича-Барского над путевыми записками началась в 1723 году и продолжалась до самой кончины писателя. Путешественник не успел завершить главный труд своей жизни и признавался: «Аще же сподобит мя возвратитися в Отечество, долженствую тогда весь „Путник“ совершенно направити». Современники, близко знавшие писателя, высоко ценили его историко-литературный труд. Игумен афонского монастыря Исайя утверждал, что «мандривник» Григорович-Барский изобразил христианский Восток «изряднее всех прежде его бывших историков», а игумен Кирилл сообщал, что киевский паломник описал «совершенно» и изобразил «истинно и неотменно сия, якоже некто же прежде его». С вниманием отнёсся к путевым заметкам А. А. Вешняков, сообщивший о нём и его трудах императрице Елизавете Петровне. После кончины паломника рукопись записок хранилась в доме матери, Марии Григорьевны, а затем младшего брата писателя И. Г. Григоровича , известного киевского архитектора, который понимал значение и ценность этого труда. Уже в это время записки Григоровича-Барского начали распространяться в списках, так как родственники паломника разрешали делать с них копии всем любителям душеполезного чтения.
Характеризуя жанр записок, сам автор назвал их «путешествием и историею разных мест», а себя «списателем» и «историком». Знакомясь с историческими достопримечательностями, древними городами, архитектурными памятниками, писатель приводил их подробное описание, ссылаясь не только на рассказы современников, но и на материалы исторических хроник, летописей, хронографов, работы античных и средневековых авторов. Наследие Барского состоит из связного повествования о странствованиях и отдельного тома несистематизированных материалов, куда входят листы с описанием отдельных объектов, письма родным, рисунки с комментариями на русском и греческом языках . В путевых заметках Барского упомянуто и описано множество византийских икон, в том числе знаменитых и почитаемых как чудотворные. Помимо них, он описывает и католические культовые образы, а также православные иконы, неожиданные по форме или способу почитания . Исторические взгляды Григоровича-Барского сформировались под воздействием просветительских концепций петровского времени. В воззрениях путешественника на историю столкнулись традиционные для Средневековья теологические концепции, идея провиденциализма и прагматическое осмысление истории, взгляд на историю как на хаотическое нагромождение событий. Паломник выступал за ответственность историка перед обществом, осуждал субъективизм, фальсификацию фактов и служение лицам.
Писатель интересовался как античной, так и современной историей. На Афоне он знакомился с содержанием монастырских архивов, в Александрии осмотрел «иглу Клеопатры» — монумент XV века до н. э. и с большой точностью срисовал иероглифическую надпись, подробно описал дамасскую мечеть. Григорович-Барский собрал большой материал о социально-политической, экономической и духовной жизни Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки второй четверти XVIII века . По богатству материала, подробности и тщательности записок им нет равных в отечественном востоковедении и палестинологии. Н. Г. Чернышевский, давая оценку путевым записка Григоровича-Барского, писал, что на протяжении столетия они «пользовались нераздельным уважением любознательных и набожных читателей».
Марки почтовой службы горы Афон с рисунками Василия Григорович-Барского были выпущены в 2017 г.
Библиография
- Барский В. Г. Письма пешехода Василия Григорьевича Барского (1723—1746) / Публ. А. Лазаревского // Русский архив, 1874. — Кн. 2. — Вып. 9 — Стб. 513—532.
- «Странствования по святым местам Востока». — Изд. СПб: Н. Барсуков, 1885. Более старое издание в редакции В. Рубана называется «Пешеходца Василия Григоровича Барскаго Плаки-Албова Уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, Путешествие к Святым Местам в Европе, Азии и Африке находящимся», Санкт-Петербург, 1793 год.
- Григорович-Барский В. Г. Странствования по святым местам Востока. Часть 1. 1723—1727. М.: ИИПК «Ихтиос», 2004. — 424 с., 5 000 экз.
Примечания
- ↑ / под ред. А. М. Панченко — 1988. — С. 361. — ISBN 5-02-027972-2
- ↑ от 20 июля 2014 на Wayback Machine . // Православная энциклопедия, Т. 13.
- [russian_xviii_centure.academic.ru/228/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Григорович-Барский Василий Григорьевич. Словарь русского языка XVIII века.]
- Григорович-Барский, Василий Григорьевич. . — Санкт-Петербург, 1819. — 411 с. с. 10 января 2023 года.
- . Бузыкина Ю. Н. Архитектурная графика Василия Григоровича-Барского. К вопросу об образцах // Вопросы Всеобщей истории архитектуры. — Вып. 15 (2/2020). — С. 103—116; Ю. Н. Василий Григорович-Барский — первооткрыватель христианской архитектуры Сирии // Российский журнал истории Церкви. — 2020. — № 1(2). — С. 22-34; Бузыкина Ю. Н. Критикуя святыню. Василий Барский — первый русский исследователь христианского Востока // Российский журнал истории Церкви. — 2020. — № 1(1). — С. 13-21
- Бузыкина Ю. Н. Византийские иконы и другие сакральные образы в записках Григоровича-Барского // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 148—166.
- (англ.) . Hellenic Philatelic Society of The Netherlands . Дата обращения: 2 апреля 2023. 2 апреля 2023 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. Va. — С. 580—581.
- Лепахин В. В. Путешествие Василия Григоровича-Барского по Венгрии в 1724 году // Между языками и культурами. Юбилейный сборник в честь Виктора Александровича Федосова. — Ньиредьхаза, 2007. — С. 109—118.
- Корнилов С.
- 2021-02-01
- 1