Богатырец, Кассиан Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоа́нн Кассиа́н Ри́млянин ( лат. Ioannes Cassianus , или Иоа́нн Массали́йский , лат. Ioannes Massiliensis ; ок. 360 , Малая Скифия, ныне Добруджа — ок. 435 , Массилия, ныне Марсель ) — христианский монах и богослов , один из основателей монашества в Галлии , видный теоретик монашеской жизни.
Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи ), он прибыл в Палестину и в принял монашество . С 390 года около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта , изучая правила и обычаи монашества. Около 400 года прибыл в Константинополь , где Иоанном Златоустом был посвящён в диаконы .
В 405 году отправлен Константинопольской Церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста . Затем поселился в Марселе. Был рукоположён в пресвитеры . Основал в Марселе два монастыря — мужской и женский, по типу египетских монастырей.
Написал 12 книг «О правилах общежительных монастырей» ( лат. De coenobiorum institutis ) и 24 «Собеседования» ( лат. Collationes ) с египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. Сочинение Иоанна «О воплощении Господа, против Нестория » ( лат. De incarnatione Domini contra Nestorium ) в семи книгах — догматико-полемический трактат, написанный Кассианом в 429—430 гг. по просьбе римского архидиакона Льва (будущего папы). Несмотря на некоторые терминологические неточности и повторы, является одним из самых ранних западных сочинений против ереси несторианства.
Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия» (« Добротолюбие »), изданный в 1782 году в Греции и переведённый в России в 1793 году на славянский Паисием Величковским , и затем на русский язык Феофаном Затворником , и содержащий писания и речения Отцов церкви с III века н. э.
В Православной Церкви прославлен как святой, у католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские , однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V (1362—1370).
Почитание православной церковью — в невисокосные годы 28 февраля ( 13 марта ), в високосные годы 29 февраля ( 13 марта ) .
Кассиан много писал о монашеской жизни. В частности, в «Уставе иноческого общежития» он детально описывает монашескую одежду, которая состояла из кукуля (чепчик), коловия (κολοβος), нарамника (αναβολὴ), мафория (плаща) и милоти (кожаной куртки). Также монахи носили жезл и сандалии. Прежде всего, монах отказывается от всего мирского (в том числе имущества) и поступает в распоряжение старца. Пребывание в монастыре состоит из общих молитв (включая славословие и пение псалмов). Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Также производится чтение Писания и участие в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений .
Из-за скачков даты памяти Иоанна Кассиана в невисокосные годы, возникали суеверия и народные приметы связанные с этим святым . Иногда встречаются версии о переносе на Касьянов день обрядов и представлений, связанных с языческими проводами зимы и Кащея , но строгих научных обоснований этой теории нет.