Ветхий Завет
- 1 year ago
- 0
- 0
« Авраамов завет » — ветхозаветный апокриф , древний текст с легендой о смерти Авраама и небольшим авраамовым апокалиптическим видением . Существует в разных версиях и переводах, славянский перевод был издан Н. Тихонравовым (1863) .
Согласно ЕЭБЕ , текст имеет много параллелей с еврейской письменностью, поэтому, если он был составлен христианином, то источником ему служил еврейский сборник легенд о патриархе Аврааме, и написан он был не ранее 1-й половины I века и не позже времени Бар-Кохбы (135 год), после чего христианская церковь совершенно порвала с еврейством.
Греческий текст «Завета» был издан :
Имелись также эфиопский, румынский и славянский переводы; из них последний был издан Н. Тихонравовым («Памятники отреченной русской литературы», СПб., 1863, т. I, стр. 79—90) .
Английский перевод «Авраамова завета» был напечатан в издании профессора Сент-Эндрюсского университета Аллана Мензиса «Ante-Nicene Christian Library» ( ).
Изложение «Авраамова завета» по обеим греческим версиям, изданным в XIX веке Васильевым и Джеймсом, (если восполнить одну другой) .
Когда настал последний час Авраама , Бог послал архангела Михаила , чтобы подготовить его к смерти. Михаил появляется перед Авраамом на поле, в виде простого странника, и Авраам с обычным своим гостеприимством приглашает его к себе. По дороге домой Авраам, понимающий язык деревьев, слышит, как огромный тамариск (в славянской версии — дуб ), имеющий 331 ветвь, поёт песню, предвещающую несчастье.
Когда Авраам, придя домой, омывает ноги архангелу, у него выступают слёзы на глаза; он говорит Исааку , что совершает омовение в последний раз. Исаак плачет, и Михаил плачет с ним, причём слезы его превращаются в перлы , которые Авраам быстро подбирает и прячет под мантию.
Перед закатом солнца, когда в доме Авраама готовятся к вечерней трапезе, Михаил удаляется, так как он должен руководить пением ангелов ( ивр. שירהּ ) на небе; он заявляет Всевышнему, что поручения не исполнил, ибо не решился объявить о близкой смерти Аврааму, которому по доброте сердечной нет равного на земле. Бог тогда обещает сам сообщить Исааку во сне о предстоящей кончине его отца, так, чтобы патриарх мог узнать об этом от сына.
В полночь Исааку снится, что его отец должен умереть, и он пересказывает свой сон Аврааму. Отец и сын горько плачут и своим плачем будят Сарру ; она объявляет, что узнала в трёх странниках, которые ели под дубом Мамврийским , ангелов Божиих и в одном из них — Михаила, который приходил спасти Лота . Авраам подтверждает её слова, говоря, что он узнал в страннике ангела по его ногам (см. Иез. ), когда омывал их. После этого странник открывает Аврааму, что он — архангел Михаил, стоящий перед лицом Бога (מיכאל שר הפנים), и требует, чтобы Авраам отдал ему свою душу, в чём последний отказывает.
Михаил возвращается к Богу, который приказывает ему объяснить Аврааму, что все, рождённые от Адама и Евы , должны умереть, но что Аврааму Бог окажет особую милость и избавит его от предсмертных мук. Авраам смиряется, но просит Бога через Михаила, чтоб ему было дано видеть пред смертью весь мир, сотворённый одним Словом (במאמר). Господь внемлет его просьбе, велит Михаилу простереть облако света (ענן כבוד), посадить Авраама в колесницу херувимов (מרכבה) и вознести его к небу, откуда он увидит всю вселенную.
Путь начинается с « реки, называющейся океаном ». И когда Авраам видит с высоты мир земной с разнообразными преступлениями, совершаемыми в нём людьми (прелюбодеяния, убийства и т. п.), он приходит в ужас и просит Михаила послать небесный огонь и лесных зверей на этих злодеев, что Михаил и выполняет. Но тогда раздается глас с неба: « О, архангел Михаил, останови колесницу и уведи Авраама; иначе он, видя, как все живут во зле, разрушит весь мир. Ибо Авраам не жалеет никого, потому что не он сотворил людей. Я же, который создал мир, не хочу его разрушения и не спешу со смертью грешника , дабы он покаялся и жил ».
Тогда Михаил направляет колесницу на восток, к раю , который находится в непосредственной близости к аду . Там Авраам видит двое ворот , одни широкие, другие узкие, те и другие ведут к небу . Против них сидит на престоле богоподобный человек, Адам , окружённый сонмом ангелов, и перед ним проходят все души грешников — в широкие врата, а души праведников — в узкие , каждая по своим заслугам, а не вследствие первородного греха Адама.
Аврааму дано видеть также суд над душами за широкими воротами, и он видит там карающих ангелов (מלאכי חבלה) и книгу, в которую Энох , «небесный учитель и правдивый писец», записывает добрые и злые дела человека. Кроме того, людские дела кладутся на весы, так что если добрые дела перевешивают злые (не только количественно, но и качественно), душа попадает в рай, а если злые превышают добрые, душа попадает в ад; если же добрые и злые дела весят одинаково, душа очищается огнём. Ангел, взвешивающий дела людские, называется (דקיאל; «важник», от dak ). В Авраамовом завете (XIII), упоминаются только два ангела, присутствующих на суде душ, второй — Пуруель («огненный и безжалостный ангел») .
Авраам чувствует сострадание к некоей душе, которой недостает лишь одного доброго дела, чтобы попасть в рай; его заступничество и ангелов спасает эту душу от ада. Он сожалеет обо всех злодеях, которые были убиты Михаилом по его просьбе, но Господь успокаивает его заявлением, что « необычайная смерть даёт прощение всем грехам ».
После того как Авраам видел всё это, архангел Михаил возвращает его домой и получает в третий раз приказание взять его душу. Но Авраам отказывается отдать душу архангелу. Михаил возвращается тогда к Богу и говорит, что он не может наложить руку на друга Божия, который праведнее Иова , ибо Иов познал Бога в зрелом возрасте и служил ему из страха , Авраам же познал Бога ещё с трёхлетнего (по другой версии — с 13-летнего) возраста и служил ему из любви .
Тогда Бог посылает к Аврааму безжалостного и безобразного ангела Смерти (מלאך המות), который должен явиться в образе красивого юноши, чтобы Авраам не удалил его помощью святого имени Божия (שם המפוֹרש). Но патриарх догадывается по ужасу, который объял его при виде юноши, что перед ним злой ангел, и последний в конце концов открывает ему, что он — « горестное имя, плач и гибель для людей » и что настоящий его вид до того страшен, что он уже им одним убивает грешников. Авраам отказывается отдать ему душу и просит его предстать в настоящем виде.
Ангел Смерти является тогда со своими 7 змеиными головами и 14 лицами; он так страшен, что один вид его убивает 7000 рабов и рабынь патриарха, а сам Авраам заболевает. Своей молитвой патриарх воскрешает этих 7000 умерших и заставляет ангела Смерти объяснить ему значение его 14 лиц и 72 родов смерти, которыми человек может умереть.
В конце концов Бог сам берёт душу Авраама « как бы во сне ». Тогда приходит Михаил с сонмом ангелов, облекает Авраама в небесный саван , помазывает его райским бальзамом; по истечении трёх дней его хоронят под дубом Мамврийским (по другой версии — в « пещере, в селе Ефроновом »). И тогда уносится его душа на небо с гимнами и славословиями святых и, представши перед Богом, переносится в « шатры праведных ».
Джеймс в своём введении к вышеупомянутому изданию греческого текста утверждал, что эта книга христианского , а не еврейского происхождения. Того же мнения придерживался и Шюрер , который полагал, что не было « основания считать эту книгу еврейскою по происхождению, ибо первые христианские века также были очень плодовиты в изобретении подобных легенд ». И действительно, в «Авраамовом завете» много христианских мест, как явных, так и более или менее скрытых.
Но против взгляда Джеймса и Шюрера высказались Л. Гинцберг и Колер . По их мнению, текст несомненно еврейского происхождения и лишь интерполирован христианами. Это мнение основывается на том, что большинство содержащихся в этой книге легенд встречаются целиком или имеют аналогии в еврейской агадической письменности. Примеры :
Другие доказательства :
Оперирование еврейскими буквами, как числами, возможно лишь в том случае, если оригинал книги написан по-еврейски. На основании приведённых параллелей из еврейской письменности, а также доказательств, можно утверждать со значительной степенью достоверности, что если текст в том виде, в каком он дошёл до нас, составлен христианином, то свой легендарный материал составитель нашёл в еврейском сборнике легенд об Аврааме, который служил основой для «Авраамова завета».
Время составления «Авраамова завета» трудно установить, но во всяком случае книга (вернее, её еврейский подлинник) составлена не раньше 1-й половины I-го христианского века и не позже времени Бар-Кохбы (135), после чего христианская церковь совершенно порвала с еврейством .
Автор «Авраамова завета» был, по мнению Кауфмана Колера , ессеем . Это весьма вероятно, так как саддукей не мог быть автором книги, в которой так много говорится о загробном воздаянии; фарисей же не мог написать книгу, в которой нигде не упоминается о законе и об исполнении обрядов, о чем говорится много и обстоятельно, когда дело касается жизни Авраама, как в талмудической агаде , так и в книге Юбилеев , принадлежащей к тому же роду литературы, что и «Авраамов завет».