Interested Article - Андроник (Никольский)

Архиепи́скоп Андрони́к (в миру Влади́мир Алекса́ндрович Нико́льский ; 1 ( 13 ) августа 1870 , село Поводнёво , Мышкинский уезд , Ярославская губерния 7 ( 20 ) июня 1918 , Пермь ) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Пермский и Кунгурский ; духовный писатель; почётный председатель Новгородского и Пермского отделов Союза русского народа .

Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года.

Биография

Родился 1 ( 13 ) августа 1870 года в семье псаломщика Преображенской церкви села Поводнева Ярославской епархии .

В 1885 году окончил Угличское духовное училище , в 1891 году — Ярославскую духовную семинарию , в том же году поступил в Московскую духовную академию .

1 ( 13 ) августа 1893 года пострижен в монашество с именем Андроник, 6 ( 18 ) августа 1893 года рукоположён в сан иеродиакона. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении». 22 июля ( 3 августа ) 1895 года рукоположён в сан иеромонаха .

С 1895 года помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии . С августа 1896 года преподаватель гомилетики, затем инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне. 20 марта ( 1 апреля ) 1897 года определением Святейшего синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» был возведён в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского монастыря и награждён наперсным крестом.

В сентябре 1897 года назначен членом миссии в Японии . Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Северную Америку вместе с архимандритом Сергием (Страгородским) , также назначенным в миссию, знакомился с современным состоянием христианства — католицизма и православия, посетил древние христианские святыни — катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея . Впоследствии писал, что молитва у мест, освящённых кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви — сделать так, чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас».

Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию . С 5 ( 17 ) марта 1899 по 13 ( 25 ) января 1900 года ректор Ардонской миссионерской семинарии в сане архимандрита . Уволен от должности по прошению. По приглашению епископа Уфимского Антония (Храповицкого) в 1900 году приехал в Уфу. 16 октября того же года по ходатайству епископа Антония (Храповицкого) назначен ректором Уфимской духовной семинарии , благочинный монастырей епархии.

Епископ

5 ( 18 ) ноября 1906 был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина) , получившего известность как миссионер (в 1970 году был причислен к лику святых). Прибыв в Осаку, нашёл православную общину в плачевном состоянии. Храм посещало не более 10 человек, на клиросе читал и пел один псаломщик . Своё служение епископ Андроник начал с того, что каждый вечер в будние дни посещал дома прихожан, знакомился с их семьями, беседовал, проповедовал, узнавал их нужды. За время служения епископа Андроника в Японии число людей, посещавших храм, значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор. Миссионерские труды в неблагоприятном для Андроника климате вновь привели к ухудшению здоровья, и 5 ( 18 ) июля 1907 года Святейшим синодом ему был предоставлен отпуск.

В октябре 1907 года командирован в город Холм (ныне Хелм , Польша) для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной думы . В своих устных и письменных обращениях бичевал «злейшую и пагубнейшую латынскую ересь» (католицизм).

С 14 ( 27 ) марта 1908 года епископ Тихвинский , первый викарий Новгородской епархии , товарищ председателя Новгородского отдела Императорского православного палестинского общества.

С 1911 года почётный председатель Новгородского и Пермского отделов Союза русского народа . Придерживался правых политических взглядов: идеализировал русское средневековье, «веру христианскую и Царя самодержавного» рассматривал как неразрывное «святое, народное, историческое достояние». Автор брошюры «Беседы о Союзе русского народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и стремился обосновать с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

Член синодальной Комиссии по преобразованию духовной школы (1911), делегат I Всероссийского единоверческого съезда (1912).

С марта 1913 года епископ Омский и Павлодарский .

С июля 1914 года — епископ Пермский и Соликамский . 1 ( 14 ) июля 1916 года переименован в епископа Пермского и Кунгурского в связи с образованием Соликамского викариатства. С 1915 года — архиепископ. По словам автора его жития, игумена Дамаскина ,

его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель , всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шёлковых ряс ; и хотя был награждён многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился : в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию , владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве.

В 1916 году по его инициативе в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много ездил по епархии, посещал приходы и монастыри. Был противником Григория Распутина . При посещении Царской ставки в августе 1916 года безуспешно пытался отговорить Николая II от поддержки «старца».

Награждён орденами святой Анны II степени (1901), святого Владимира IV (1905) и III (1910) степени.

25 февраля ( 10 марта ) 1917 года в кафедральном соборе Перми возглавил хиротонию архимандрита Феофана (Ильменского) во епископа Соликамского, викария Пермской епархии.

5 ( 18 ) марта 1917 года, в дни Февральской революции , выпустил воззвание с требованием полного подчинения Временному правительству , возложив в нём вину в «погибели» монархии на «бесчестных царских слуг».

В 1917—1918 годах работал в II, IV, VIII, IX отделах Предсоборного совета, член Поместного собора , участвовал в 1-2-й сессиях, председатель XVII, заместитель председателя X и XX, член I, II, III, V, VII, IX, XIII, XIX отделов, обеспечивал распространение соборных документов и посланий.

Резко негативно отнёсся к приходу к власти большевиков. Ожидая ареста, держал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Святых Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».

Пытаясь бороться с изъятием церковного имущества по Декрету об отделении церкви от государства , Андроник издал 25 января 1918 года воззвание «Всем притчам и православным прихожанам и равно обиженным Пермской епархии», в котором было указано :

Возможно ожидать нападения разбойников или разных захватчиков церковного или монастырского имущества, а равно и самих церквей и обителей. Надо теперь же подготовить население к такой опасности и клятвенно призывать всех как православных к защите церквей и монастырей от насильников и захватчиков, чтобы за попустительство вместе с ними не подвергнуться вечному осуждению от Бога. Предупредить население, что в случае нападения захватчиков будет дан набатный звон колоколов, на который православные должны спешить…

8 февраля 1918 года в пермское подворье Белогорского монастыря явилась комиссия для описи имущества, которую встретили набатом, а прибывшие армейские отряды выстрелами, в итоге в столкновении погибло более 10 человек, а архимандрит и семь монахов были расстреляны .

С апреля 1918 года архиепископ, возвратился в Пермь, призывал паству встать на защиту Церкви, анафематствовал посягающих на храмы Господни, на случай своего ареста запретил совершение богослужений, кроме крещения и напутствия умирающих.

В ночь с 15 на 16 июня 1918 года был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми. Убийцы (по некоторым данным, одним из них был Николай Жужгов , подробно описавший убийство ) требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений (духовенство из страха перед большевиками фактически пренебрегло этим запретом). Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу .

Канонизация и почитание

Имя архиепископа Андроника было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако сама канонизация не была поимённой, а список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов .

Был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии в 1999 году . В августе 2000 года прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, день памяти 7 (20) июня . 4 мая 2017 года решением Священного синода Русской православной церкви священномученик Андроник включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.» . На здании храма Митрофана Воронежского в Перми ( Комсомольский проспект , 6) помещена мемориальная доска святителю Андронику.

Награды

Труды

  • Призыв ко всем православным христианам (4 марта 1917 г.) // РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Отд. 3. Ст. 5. Д. 12. Л. 98а.
  • Отчет обер-прокурору Синода // ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 96.
  • Письма // Православный благовестник. 1898. № 11; 1899. № 1.
  • Миссионерский путь в Японию. Казань, 1899.
  • Воспоминания о преосвященном Николае, миссионере Японии // Православный собеседник. 1900. № 10.
  • Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви // Там же. 1902. № 9 (Странник. 1896. Т. 2).
  • О проповеди Христа в Японии // Церковные ведомости. Приб. 1903. № 3.
  • Миссионерский год в Японии. (Из дневника). Вып. 1—2. Уфа, 1904.
  • К сведению воспитанников Уфимской ДС и их родителей // Уфимские ЕВ. 1905. № 24.
  • Чего желать для нашей духовной школы. Уфа, 1905.
  • Речь при наречении во епископа // Православный благовестник. 1906. № 31.
  • В память русских воинов, умерших в далекой Японии // Там же. 1907. № 1.
  • Беседа с православными христианами о присутствии многочисленных старообрядцев в церкви с. Белебелки Старорусского у. // Новгородские ЕВ. 1908. № 41.
  • Беседы о Союзе Русского Народа. Старая Русса, 1909;
  • Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл Царского Самодержавия. Старая Русса, 1909.
  • Станем добре, станем со страхом, вонмем. Новгород, 1910.
  • Божественный бисер под сатанинской оболочкой (Из пастырских наблюдений) // Кормчий. 1912. № 20.
  • Размышления епископа // Голос церкви. 1913. Февраль-апрель; М., 1913.
  • Слово при открытии миссионерских курсов // Томские ЕВ. 1913. № 16.
  • Приходи к началу богослужения; Христианское правило жизни для всеобщего счастья // Омские ЕВ. 1913. № 18, 21.
  • [13 статей] // Омские ЕВ. 1914. № 1-4, 6, 10, 15.
  • Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915.
  • Весенний призыв к духовенству епархии позаботиться о солдатских семьях // Пермские губернские ведомости. 1915. 22 февраля. № 51.
  • О мире всего мира; О чем умоляет нас армия?; Бодрость духа у нашего воинства на фронте // Там же. 1916. 25 февраля, 26 апреля, 21 июля. № 43, 91, 159.
  • Наш священный долг перед родиной и перед великой армией // Духовная беседа. 1915. № 10.
  • При погребении геройски павшего на войне офицера; О сквернословии; Суеверие есть тяжкий грех // Там же. 1916. № 1, 11.
  • Наша церковно-народная жизнь как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии). Изд. 2-е. Пермь, 1916.
  • Всё для армии // Пермские ЕВ. 1915. № 20.
  • Церковная школа призывается заготовлять овощи для наших защитников // Там же. 1916. № 10.
  • Новая жизнь в глубинах народной души; О покаянии; Духовные доктора и духовные фельдшера; Речь; К предстоящему Учредительному собранию; Призыв к духовенству; Напутствие направляющимся в действующую армию; Вниманию духовенства и православных прихожан; Архипастырское послание // Там же. 1917. № 4-10, 14/15, 24/25, 33/34.
  • Архипастырское настойчивое обращение; К духовенству; Перед лицом психологии современной разрухи // Там же. 1918. № 1-3, 7/9.
  • О Церкви, России / Составитель В. Королев. Фрязино, 1997;
  • Творения. Книга I: Статьи и заметки. Тверь, «Булат», 2004. — 512 стр.
  • Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. Тверь, «Булат», 2004 год — 464 стр.
  • Как должно жить и действовать русским людям. М., 2006 (2-е изд.).
  • Пишу от избытка скорбящего сердца. М., 2007.
  • Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве — в связи с вопросом об искуплении. М.; Фрязино, 2008.
  • Проповеди, переписка с В. Н. Львовым и архиеп. Арсением (Стадницким) // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). 2-е изд., испр. и доп. / Сост., предисл. и комм. М. А. Бабкина. М., 2008. 137—144.

Примечания

  1. / Сост. , А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов . — М. : Институт русской цивилизации, 2008. — С. 32—34. — 680 с. — ISBN 978-5-93675-139-4 . 1 декабря 2017 года.
  2. Шевырин С. А. Становление репрессивных органов в первые годы советской власти (на примере Пермской губернии) // Становление советской государственности: выбор пути и его последствия: Материалы XIV международной научной конференции. Екатеринбург, 22-25 июня 2022 г. — М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2022. — С. 348—349.
  3. от 10 мая 2021 на Wayback Machine / Сост. С. Шевырин. — С.-Петербург: Издательство «Маматов», 2012. — 240 с. — С. 44—48.
  4. от 7 января 2019 на Wayback Machine / Сост. В. М. Хрусталев, Л. А. Лыкова. — Пермь, 1996. — С. 231.
  5. Кострюков А. А. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 52, 56.
  6. от 4 мая 2017 на Wayback Machine Патриархия.ru.

Литература

  • Дамаскин (Орловский) , игум. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 411-413. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  • Священномученик Андроник Пермский — ученик и сподвижник равноапостольного Николая Японского // Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: К 100-летию со дня преставления. Сборник трудов научной конференции 21 февраля 2012 года / Николо-Угрешская православная семинария; ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Пенаты, 2012. — С. 222—233.
  • Дамаскин (Орловский) , игум. // Вестник архивиста. 2013. — № 2. — С. 264—273.
  • // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 649—652.
  • Печерин А. В., Разин А. В. Представление о монархической власти в публицистическом и гомилетическом наследии сщмч. Андроника (Никольского) // Церковь. Богословие. История : материалы IV Междунар. науч.-богослов. конф. — Екатеринбург : ЕДС, 2016. — С. 118—121
  • // Труды Белгородской духовной семинарии. — 2019. — № 9 . — С. 236—244 .
  • Дамаскин (Орловский) , архим. Огнь пылающий : житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского : из духовного наследия. — Оптина пустынь: Введенский ставропигиальный мужской монастырь, 2019. — 370 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-86594-258-0 .
  • Адамов М. А., Адамова А. А. // Теология и образование. 2020. — № 3. — С. 217—228.

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Андроник (Никольский)