Барковская, Капитолина Григорьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́лия Капитоли́на ( лат. Aelia Capitolina — Colonia Aelia Capitolina ) — римская колония , построенная в 135 году на месте Иерусалима , разрушенного императором Адрианом после подавления Второго еврейского восстания (132—135 годы). Градостроительная концепция того, что сегодня называется « Старым городом» , сформировалась в результате именно этого строительства.
Когда Адриан дал обет восстановить Иерусалим из руин, оставшихся после Первой Иудейской войны 66-73 гг. , он полагал реконструировать город в качестве дара еврейскому народу . Евреи в надежде ждали; однако затем, после того, как в 130 г. Адриан посетил развалины Иерусалима, ему сказали, что восстановление Второго Храма создало бы почву для подстрекательств к мятежу . Тогда он решил заново отстроить Иерусалим в стиле типичного языческого римского города, который будет населён его легионерами . Новые планы Адриана включали храмы крупных местных божеств и некоторых римских богов — в частности, он построил большой храм Юпитера Капитолина . Храм был построен на месте прежнего еврейского Храма , на Храмовой Горе; а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых , была воздвигнута конная статуя Адриана. Он также наложил ограничения на некоторые еврейские практики. Всё это привело к начавшемуся в 132 г. восстанию иудеев под предводительством Шимона бар Кохбы , бросившему вызов римскому правлению — по свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235), « свирепой и затяжной войне ».
Восставшие евреи овладели городом и соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135). Адриан отреагировал применением сокрушительной мощи, и в 135 г. подавил восстание. Восстание привело Адриана в ярость, и он исполнился решимости искоренить в провинции иудаизм. В результате конфликта погибло около полумиллиона евреев и город Иерусалим был переименован в Элию Капитолину и получил статус римской колонии . Обрезание было запрещено, евреям (формально — всем обрезанным мужчинам) было под страхом смерти запрещено входить в город, за исключением одного дня в году — праздника Тиш’а Б’Ав (девятое ава ) — день поста , в который евреи оплакивают разрушение обоих Храмов. (За последующие 200 лет единственным человеком, нарушившим это правило, был Филипп Араб . Запрет на посещение города евреями поддерживался вплоть до VII века и был отменен лишь Умаром ибн аль-Хаттабом .) Провинцию Иудея Адриан соединил с соседними провинциями, заменив название «Иудея» новым названием Сирия Палестина .
Взятые вместе, эти меры (которые также затронули евреев-христиан), в сущности, «секуляризовали» город .
В течение следующих 150 лет город оставался относительно не значимым языческим римским городом. В 325 году Константин Великий восстановил название Иерусалима, уже как христианского города.
В 326 году Елена Равноапостольная , мать римского императора Константина, совершает паломничество в Элию Капитолину и совместно с Макарием Иерусалимским занимается поисками Креста Животворящего .
В 363 году произошло , в результате которого пострадала и Элия Капитолина. Это землетрясение сорвало строительство Третьего Иерусалимского Храма , разрешенное Юлианом Отступником . Разрушенное землетрясением и пожаром строительство, а также скорая смерть Юлиана Отступника были восприняты христианами города как божий знак против евреев .
В 415 году при епископе Иоанне II в городе построена базилика Святой Сион ( греч. Αγία Σιών).
Элия происходит от родового имени Адриана (Элий) ( лат. Publius Aelius Hadrianus ), в то время как Капитолина означало, что новый город был посвящён Юпитеру Капитолину . От латинского названия Элия происходит арабский термин Илайа (إلياء), раннее исламское название Иерусалима, фигурирующее в договоре Умара .
До конца античной эпохи город не имел стен и был защищён базой X легиона . Легион располагался в лагере, очевидно, раскинувшемся по всему западному холму города, и отвечал за недопущение возвращения в город евреев. Римляне контролировали соблюдение этого запрета вплоть до IV в.
Городской план Элии Капитолины повторял планировку типичного римского города, в котором главные магистрали пересекали городскую «сетку» по длине и ширине . Основой городской сетки являлись стандартные центральная дорога в направлении север-юг ( кардо ) и центральный путь в направлении восток-запад ( декуманус ). Однако, поскольку главная кардо поднималась по склону западного холма, и Храмовая Гора блокировала направление главного декумануса на восток, была добавлена вторая пара главных дорог; вторичная кардо шла вдоль долины Тиропеон, а вторичный декуманус проходил непосредственно к северу от Храмовой Горы. Главная адрианова кардо заканчивалась недалеко от своего пересечения с декуманусом, — там, где она упиралась в лагерь римского гарнизона, — но в византийский период она была продлена вдоль территории бывшего лагеря и достигала южных стен города.
Две кардины сходились возле Дамасских ворот , и оставшееся пространство занимала полукруглая пьяцца; на этой пьяцце был сооружён монумент в виде колонны, отсюда арабское название ворот — Баб эль-Амуд ( Ворота Колонны ). На других стыках между главными дорогами были сооружены тетрапилоны .
Эта структура улиц сохраняется в Старом Городе Иерусалима до настоящего времени. Первоначальная магистраль, с обеих сторон которой шли ряды колонн и магазинов, имела около 22 метров в ширину, однако за столетия постройки поглотили часть уличного пространства, и современные улочки, заменившие античную сеть, сейчас довольно узки. Значительные остатки западной кардо теперь открыты для обзора возле перекрёстка с Сук эль-Базаар, а остатки одного из тетрапилонов сохранены во францисканской часовне на пересечении Виа Долороза и Сук Хан эз-Зеит.
Согласно стандарту для новых римских городов, Адриан расположил форум на пересечении главной кардо и декумануса (ныне — местоположение (меньшего) Муристана). В непосредственной близости от форума, на пересечении той же кардо и другого декумануса, Адриан построил большой храм Венеры , позже ставший Храмом Гроба Господня ; несмотря на разрушение в 11 веке, приведшее к тому, что современный Храм занимает гораздо меньшую территорию, среди археологических объектов под Храмом обнаружены несколько внешних стен храма Адриана . На пути северного декумануса располагался Стратионов бассейн, поэтому Адриан перебросил над ним своды , добавил поверх них обширную мостовую и превратил это сооружение во вторичный форум; мостовую по-прежнему можно увидеть под монастырём Сестёр Сиона .
Согласно Евсевию , Иерусалимская церковь была разогнана дважды, в 70 и 135 гг. — с той разницей, что с 70 по 130 гг. епископы Иерусалимские носят явно еврейские имена, в то время как после 135 года епископы Элии Капитолины, по всей видимости, являются греками . Свидетельство Евсевия о продолжении существования церкви в Элии Капитолине подтверждается Бордосским Пилигримом .