Богослужение мирянским чином
- 1 year ago
- 0
- 0
Богослужение Крестного пути или Крестный путь ( лат. Via Crucis ) — традиционное католическое богослужение, воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа .
О крестном пути Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста , причем Матфей и Марк совершенно одинаково: « встретили одного Киринеянина, по имени Симона ; сего заставили нести крест Его ». Иоанн описывает этот эпизод очень кратко, ничего не сообщая о Симоне Киринейском, но говоря про Иисуса что он « неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа » ( Ин. ). Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука :
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
— Лк.
Богослужение состоит из 14 стояний ( stationum ), представляющих собой воспоминание эпизодов крестного пути Иисуса Христа, а также вступления и заключения.
Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути. Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.
Стояния крестного пути:
Каждое стояние состоит из следующих элементов:
Новый состав стояний, основанный только на эпизодах, упоминающихся в канонических Евангелиях , был предложен Папой Иоанном Павлом II в Страстную Пятницу 1991 года не для замены, а в дополнение к традиционному . В 2007 году Библейский Крестный Путь утверждён Папой Бенедиктом XVI .
Библейский Крестный Путь |
Новый Крестный путь,
используемый на Филиппинах |
|
---|---|---|
I. | Иисус в Гефсимании | Тайная Вечеря |
II. | Предательство Иуды и арест | Гефсиманское борение |
III. | Суд Синедриона | Иисус перед Синедрионом |
IV. | Отречение Петра | Бичевание и терновый венец |
V. | Суд Пилата | Несение Креста |
VI. | Бичевание и терновый венец | Падение под крестом (не упомянуто в Евангелиях) |
VII. | Несение креста | Симон Киринеянин несёт крест за Иисусом |
VIII. | Симон Киринеянин несёт крест за Иисусом | Иисус встречает женщин Иерусалимских |
IX. | Иисус встречает женщин Иерусалимских | Распятие Иисуса |
X. | Распятие Иисуса | Раскаявшийся разбойник |
XI. | Иисус обещает Своё царство раскаявшемуся разбойнику | Богородица и апостол Иоанн у креста |
XII. | Иисус говорит с Матерью и любимым учеником | Иисус умирает на кресте |
XIII. | Иисус умирает на кресте | Погребение Иисуса |
XIV. | Погребение Иисуса | Воскресение Иисуса |
Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста , особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу — день распятия и смерти Иисуса Христа.
Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути, также именуемые кальвариями . Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.
В Иерусалиме в Страстную Пятницу проводится богослужение крестного пути на улицах города вдоль предполагаемой дороги, которой вели Христа на Голгофу , так называемой Виа Долороза .