Interested Article - Лидов, Алексей Михайлович
- 2021-06-17
- 1
Алексе́й Миха́йлович Ли́дов (род. 9 марта 1959 , Москва ) — советский и российский учёный, историк и теоретик искусства , византолог и религиовед , автор концепции иеротопии (наука о создании сакральных пространств). Кандидат искусствоведения. Академик РАХ (2012).
Биография
Лидов родился 9 марта 1959 года в Москве . Отец — Михаил Львович Лидов (1926—1993), известный учёный в области прикладной математики. Мать — Диана Георгиевна Седых, математик. В 1981 году закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова . До 1985 года работал младшим научным сотрудником Государственного музея искусства народов Востока . В дальнейшем учился в аспирантуре Отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ. В 1989 году в МГУ имени М. В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Росписи Ахталы » . После защиты кандидатской диссертации до 1990 года работал заведующим сектором искусства Кавказа Государственного музея искусств народов Востока. В 1990 — 1991 годах заведовал кафедрой мировой художественной культуры Российского Открытого Университета. В 2008 — 2009 гг. работал заместителем президента Российской академии художеств по научным и инновационным программам. С 2010 года работает заведующим отдела культуры древности Института мировой культуры МГУ . Лидов читал лекции и работал в качестве приглашённого исследователя в Принстонском , Гарвардском , Оксфордском , Кембриджском , Токийском , Центрально-Европейском университетах, Сорбонне и др .
Научная деятельность
В МГУ Лидов специализировался по истории византийского искусства. Оказавшись по распределению в Государственном Музее искусства Востока , он стал заниматься христианским искусством Армении и Грузии . В 1991 году Лидов написал свою первую книгу, посвящённую фрескам Ахталинского монастыря в Армении и развивавшую тему его кандидатской диссертации . В книге охарактеризована художественная культура армян-халкидонитов , соединившая византийские, грузинские и армянские традиции. В дальнейшем Лидов стал заниматься византийской иконографией , в особенности литургической темой и образом Небесного Иерусалима . Было показано, что под влиянием богословских идей, возникших в контексте Великой Схизмы 1054 г. , сформировалась новые программы храмовой декорации с доминирующими темами Причащения апостолов и Христа-священника . В 1991 году Лидов организовал независимый Научный центр восточнохристианской культуры (ЦВК), который занимается междисциплинарными исследованиями символического языка византийской и древнерусской культур. В организации центра участвовали также А. Л. Баталов , Л. А. Беляев , А. А. Турилов, Б. А. Успенский .
Важную роль в творческой жизни Лидова сыграла работа в Институте перспективных исследований ( ) в Принстоне в 1994 — 1995 гг. а также поездка в монастырь Святой Екатерины на Синае в 1996 году , результатом которой стала книга-альбом, первое в России монографическое издание с описанием уникальной коллекции византийских икон, хранящихся в монастыре . Некоторые аспекты лидовских интерпретаций синайских икон критиковались с позиций церковного богословия .
В дальнейшем Лидов обратился к исследованию чудотворных икон и реликвий . Были проведены две выставки: «Христианские реликвии в Московском Кремле » и « Спас Нерукотворный в русской иконе » в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева , организована международная конференция, вышли сборники . Ряд исследований был посвящёнчудотворной иконе Одигитрии Константинопольской и связанным с ней обрядом «вторничного действа» , а также образу Спаса Нерукотворного и традиции его почитания в Византии и Древней Руси .
Изучая роль чудотворных икон и реликвий в формировании сакрального пространства в православной традиции, Лидов сформулировал в 2001 году новое понятие иеротопии . Главный тезис состоял в том, что создание сакральных пространств должно рассматриваться как особая сфера творчества и самостоятельный предмет историко-культурных исследований. Концепция иеротопии, имеющая общий характер и применимая в принципе ко многим явлениям сакрального , широко обсуждалась в научном сообществе и получила международное признание . В контексте иеротопических исследований, были также введены в научный обиход два новых понятия: « пространственная икона » и «образ-парадигма» .
Общественная деятельность
В 2004 году Лидов участвовал в качестве эксперта в чрезвычайной миссии ЮНЕСКО , организованной в связи с погромами и массовым уничтожением сербского культурного наследия в Косово . Подчеркнув масштаб и преднамеренность разрушений, Лидов предложил включить в список охраняемого культурного наследия ЮНЕСКО четыре объекта: Церковь Богородицы Левишки , Монастырь Печского патриархата , Монастырь Грачаница и Монастырь Высокие Дечаны , что и было сделано в 2006 году . В 2006 году издал книгу о средневековом искусстве Косово, в которой были также собраны сведения о 143 разрушенных или сильно пострадавших храмах, оскверненных албанскими экстремистами в 1999 — 2004 гг. .
Лидов является одним из основателей экспертного сообщества «Защита Культурного Наследия», которое выступает за сотрудничество Церкви и музеев в деле сохранения памятников древнерусского искусства, передающихся в пользование Церкви . Известен своими выступлениями против бесконтрольной передачи Церкви храмов с уникальными фресками и старинных икон, представляющих особую художественную ценность и нуждающихся в специальных условиях хранения. Был одним из авторов открытого письма группы работников искусства и науки Святейшему Патриарху от 3 марта 2010 года .
Ученые степени, звания, отличия
- Кандидат искусствоведения с 1989 года
- Член-корреспондент Российской Академии Художеств — 2007
- , (англ.) , Великобритания — 2011
- Академик Российской Академии Художеств — 2012
- , (англ.) , Великобритания — 2017
Награды, премии
- Медаль Российской Академии Художеств «Достойному» за проведение научно-теоретического семинара и международного симпозиума «Пространственные иконы» — 2009
- Золотая медаль Российской Академии Художеств за монографию «Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре» — 2010
- Медаль «За заслуги перед Академией художеств» — 2014
- Орден Российской Академии Художеств «За заслуги перед искусством» — 2014
- Орден Дружбы (Армения) — 2016
- Благодарность Президента Российской Федерации ( 12 августа 2019 года ) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Книги (автор)
- Средневековые фрески Грузии (научный каталог выставки). — Москва, 1985.
- The Mural Paintings of Akhtala. — Nauka Publishers, 1991.
- Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: Наука год= 1999.
- (вместе с Л. М. Евсеевой и Н. Н. Чугреевой). Спас Нерукотворный в русской иконе. — Москва: Наука, 2005.
- Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. — Москва: Феория, 2009.
- Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. — Феория, 2013.
- Росписи монастыря Ахтала. История, иконография, мастера. — Университет Дмитрия Пожарского, 2014.
Книги (редактор — составитель)
- Иерусалим в русской культуре. Москва, «Наука», 1994 (вместе с А. Л. Баталовым)
- Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Москва, «Дмитрий Буланин», 1994
- Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Москва, «Мартис», 1996
- Иконостас: происхождение-развитие-символика. Москва, «Прогресс-Традиция», 2000.
- Чудотворный образ. Иконы Богоматери в собрании Третьяковской галереи. Москва, «Радуница», 1999 (вместе с Г. В. Сидоренко)
- Христианские реликвии в Московском Кремле. Москва, «Радуница», 2000
- Восточнохристианские реликвии. Москва, «Прогресс-Традиция», 2003
- Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006
- Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, «Индрик», 2006
- Косово. Православное наследие и современная катастрофа. Москва, «Индрик», 2007
- Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, «Индрик», 2008
- Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, «Индрик», 2009
- Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. Москва, «Индрик», 2011
- Огонь и свет в сакральном пространстве. Материалы международного симпозиума. Москва, «Индрик», 2011
- Гора Афон. Образы Святой Земли. Москва, «Индрик», 2011
- Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира. Москва, «Феория», 2013.
- Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. Москва-Ярославль, «Филигрань», 2014.
- Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, «Феория», 2017 (сборник статей).
- Иеротопия святой горы в христианской культуре. Москва, «Феория», 2019 (сборник статей).
- Воздух и небеса в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. «Феория», 2019.
Сборники статей, выпущенные к 60-летию Лидова
- Пространство иконы. Иконография и иеротопия. Москва, «Феория», 2019 (ред. М. Баччи, Е. Богданович)
- Icons of Space. Advances in Hierotopy. London&NY, Routledge, 2021 (ed. J. Bogdanovich)
Примечания
- Лидов, Алексей Михайлович. Росписи Ахталы : дисс. … канд. искусствоведения : 07.00.00; 07.00.12 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. Каф. истории зарубеж. искусства. — Москва, 1989. — 185 с. + Прил. (89 с.: ил.).
- . Дата обращения: 28 апреля 2011. Архивировано из 21 марта 2012 года.
- ↑ A. M. Lidov. The Mural Paintings of Akhtala. Moscow, 1991
- А. М. Лидов. Образ Христа-Архиерея в иконографической программе Софии Охридской. В сборнике «Византия и Русь». М., 1986
- А. М. Лидов. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии. В сборнике «Иерусалим в русской культуре». М., 1994
- A. M. Lidov. Heavenly Jerusalem: the Byzantine Approach. In: «The Real and Ideal Jerusalem in Art of Judaism, Christianity and Islam». Jerusalem, 1998, pp.341-353
- ↑ А. М. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация. В сборнике "Восточнохристианский храм. Литургия и искусство" М., 1994
- A. M. Lidov. Byzantine Church Decoration and the Schism of 1054. Byzantion, LXVIII/2 (1998), pp.381-405
- . Дата обращения: 4 июля 2015. 5 июля 2015 года.
- А. М. Лидов. Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999 от 5 июля 2015 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 5 марта 2020. 18 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 19 июля 2015. 22 июля 2015 года.
- Восточнохристианские реликвии. М., 2003
- Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники. М., 2006
- A. M. Lidov. The Flying Hodegetria. The Miraculous Icon as Bearer of Sacred Space. In: «The Miraculous Image in the Late Middle Ages and Renaissance». Editors E. Thuno, G. Wolf. Rome, 2004
- А. М. Лидов, Л. М. Евсеева, Н. Н. Чугреева. Спас Нерукотворный в русской иконе. Москва, 2005
- . Дата обращения: 19 июля 2015. 2 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 19 июля 2015. 24 сентября 2015 года.
- Р. М. Шукуров. Создание сакральных пространств. Две новые публикации Византийский временник, т. 69, 2010, с. 370—374 от 19 марта 2018 на Wayback Machine
- The Cambridge Dictionary of Christianity, 2010, статья hierotopy
- . Дата обращения: 21 июля 2015. 2 апреля 2015 года.
- Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009
- . Дата обращения: 25 февраля 2011. 28 сентября 2011 года.
- The chronicle of a cultural disaster Интервью А. М. Лидова интернет-журналу РПМонитор.ру, 29 января 2007 г.
- Сначала жгли алтарь со всем содержимым. Интервью А. М. Лидова журналу «Посев», июль 2004 г.
- Косово. Православное наследие и современная катастрофа. М., 2006
- . Дата обращения: 29 ноября 2013. 5 июля 2015 года.
- . Дата обращения: 20 сентября 2016. 6 октября 2016 года.
Ссылки
- на сайте РАХ ]
- на сайте Института мировой культуры МГУ
- на сайте «Иеротопия»
- на сайте Богослов.ру
- (недоступная ссылка)
- 2021-06-17
- 1