Interested Article - Шраманера
- 2021-04-01
- 2
Шраманера ( санскр. श्रामणेर ( IAST : śrāmaṇera ); пали sāmaṇera ; кит. 沙彌 кор. 사미 ; бирм. ရှင်သာမဏေ shin thamanei , тайск. สามเณร samanen ; кхмер. សាមណេរ samaner ; монг. хувраг ; бур. хубараг ) — монах- послушник (ученик, новичок) в буддизме . Девушка или женщина в этом же статусе называется шрамнери или шраманерика (санскрит: śrāmaṇerī или śrāmaṇerikā, пали sāmaṇerī , кит. трад. 沙彌尼 , пиньинь Shāmíní , синг. සාමණේරී )
Этимология
Буквальное значение слова śrāmaṇera — «маленький шрамана »: «маленький» в значении «ребёнок»; «шрамана» в смысле «монах, аскет».
Обеты
В соответствии с Винаей , не достигшие двадцати, не могут принять обетов бхикшу , но могут принять обеты шраманеры. Шраманеры обязаны соблюдать десять обетов нравственного поведения:
- Воздерживаться от убийства живых существ.
- Воздерживаться от воровства.
- Воздерживаться от похоти (секс, вожделение).
- Воздерживаться от лжи.
- Воздерживаться от употребления алкоголя и веществ, затуманивающих сознание.
- Воздерживаться от принятия пищи в неположенное время (после полудня).
- Воздерживаться от увеселений.
- Воздерживаться от использования парфюма, косметики, украшений.
- Воздерживаться от сидения на высоком, мягком, роскошном сиденье.
- Воздерживаться от обладания деньгами.
Церемонии посвящения различаются для шраманеров и шраманери.
В тибетском буддизме
Тибетское монашество придерживается традиции Муласарвастивады . Через Тибет эта традиция была передана также в Монголию и Бурятию .
В Буддийской традиционной Сангхе России
Высшее религиозное буддийское образование в России можно получить при дацанах . Буддийские учебные заведения делятся на мужские и женские. В России существует всего один женский дацан — « » в Улан-Удэ .
Самое крупное мужское учебное заведение в России, в котором хувараки постигают основы буддийской философии, — университет « » имени Дамба-Даржа Заяева . Он создан в 1991 году и расположен на юго-западе от города Улан-Удэ при Иволгинском дацане .
В университете под руководством преподавателей и духовных наставников из Монголии , Тибета , Индии и Бурятии обучаются более ста хувараков из разных стран. Ежегодно в буддийский университет набирают 25 человек в возрасте от 15 лет. Обучение в дацане только очное и бесплатное. Срок обучения составляет восемь лет.
Два раза в год хувараки уходят на каникулы: летние (с июня по сентябрь) и зимние — в дни буддийского Нового года Сагаалгана .
Хувараки изучают буддийскую философию, восточную медицину, этнографию, тибетский , старомонгольский и бурятский языки, а также иконографию , основы тантризма и медитации . В учебной программе есть и общеобразовательные предметы: право, математика, логика, психология, экономическая теория, социология, политология, западноевропейская философия, английский язык и история.
По окончании университета хуварак получает диплом о высшем образовании и звание ламы ( — для женщин). Самые способные хувараки продолжают обучение в Индии, в буддийском монастыре Дрепунг — Гоман-дацане. Пройдя традиционный 16-летний курс обучения, ламы получают звание Геше — эквивалент кандидата философских наук. Желающие имеют возможность защищаться на более высокие ученые степени — Геше-дорамба, Геше-габжу (доктор) и Геше-лхарамба (профессор).
Выпускники буддийских вузов могут реализовать себя не только в служении в дацанах , но также способны работать переводчиками, востоковедами , специалистами по тибетской медицине , этнографами , астрологами , мастерами танкографии , а также преподавать в буддийских учебных заведениях.
Быт хуварака
После зачисления в университет хуварак даёт обет послушника, включающий в основном укрощение ума, тела, речи и сознания.
Хувараки живут на территории дацана в домах священнослужителей. Свой спартанский быт обустраивают сами. День начинается с раннего подъема (в пять-шесть утра) и утреннего (молебна). Два больших перерыва в занятиях длятся по часу. За это время послушники успевают приготовить себе еду, поесть, привести в порядок помещение, в котором живут. С пяти-семи вечера выполняют домашние задания, по выполнении которых ужинают.
Кроме учёбы, хувараки участвуют в хозяйственных делах дацана. Например, готовят его здания и территорию к большим храмовым праздникам: красят, делают мелкий ремонт и даже строят. Во время летних каникул разрешается подрабатывать за пределами дацана.
Примечания
Источники
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. — Новосибирск, 1987
- А. М. Позднеев. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, 1887. — Стр. 156
- Тумунов Ж. Т. Ага и агинцы. — Улан-Удэ, 1993
Ссылки
См. также
- 2021-04-01
- 2