Interested Article - Гадательные книги
- 2020-02-16
- 1
Гадательные книги — памятники славянской книжности, служащие для предсказания будущего, определения судьбы .
Это в основном переводные произведения, заимствованные православными славянами из Византии (и в меньшей степени с Востока), а славянами-католиками — из Западной Европы. Генетическая связь славянских Гадательных книг с древнееврейскими, арабскими, греческими предсказательными сочинениями — свидетельство их древности как книжного жанра.
Общие представления о славянских гадательных книгах дают индексы отреченных книг XIV—XVII веков, включающие перечень «богоотметных и ненавидимых книг». Некоторые гадательные книги, упомянутые в индексах, до сих пор неизвестны (например, « », « Волховник »). В индексы отреченных книг вносились не только названия сочинении, но и названия суеверных примет , не связанных с определёнными текстами (стенотреск, мышеписк, окомиг, ухозвон). Хотя эти книги представлены у славян относительно поздними списками (за исключением гадательных приписок к Псалтыри , известных с XI века, они не встречаются в рукописной традиции ранее XIII века), появление Гадательных книг правомерно рассматривать в русле формирования славянской переводной литературы (IX — первая половина X века).
Выделяются две группы славянских гадательных книг:
- прогностики — сборники предсказаний, примет с толкованиями относительно природных и физиологических явлений ( Громник , Лунник, Трепетник и др.);
- книги, гадание по которым сопровождалось выполнением определённых действий (бросанием жребия) или вычислительных операций (Рафли, Планетник, Зверинец, Sortilegia). С этой группой текстов связаны гадания по Псалтыри (гадательные приписки на полях, «Число псалтырьно», «Гадания царя и пророка Давида»). В то же время Псалтырь может быть инструментом гадания (аналогично могут быть использованы любые книги Священного Писания , чаще всего Евангелие ).
Книга «Чаровник» известна по индексам отреченных книг, где сказано, в частности, что она состояла из 12 глав. Судя по показанию индекса, это было сочинение по оборотничеству . Его описание в индексе обнаруживает близкое сходство со сведениями скандинавского « Круга Земного » о чародейских способностях Одина : «Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны» .
См. также
Примечания
- , с. 487.
- Стурлуссон С. Круг земной. М., 1980. С. 14.
- Кобяк Н. А. от 9 мая 2009 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин , Г. М. Прохоров . 1989.
Литература
- Афанасьев А. Н. // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева , вступит. статья . — М. : Современник , 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). — 75 000 экз.
- Гадательные книги / Белова О. В., Турилов А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 787—491. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- 2020-02-16
- 1