Interested Article - Трепетник
- 2020-05-17
- 1
Трепетник — сочинение гадательной и « отреченной » ( апокрифической ) литературы. Впервые упоминание о трепетнике, как об отдельной гадательной книге, встречается в списке книг (индексе) так называемого «молитвенника Киприана » (ум. 1406), сохранённом в (извлечение из него — в индексе митрополита Зосимы , 1490—1494).
Трепетник служил выражением особого вида гадания , основанного на вере в предвещательное свойство некоторых физиологических явлений в теле человека: зуда , отдельных частей человеческого тела, в ухе, глаза и тому подобных непроизвольных движений человеческого организма. Подобное суеверие имеет древний и всеобщий характер: оно встречается как на Востоке , так и у классических народов ( латинян и греков ).
Возникновение
Весьма рано наблюдения- приметы привлекли внимание и подверглись обработке со стороны людей, занимавшихся естественными науками , преимущественно медиков, гадателей-врачей и физиологов античности. Ими были записаны поверия указанного рода, систематизированные по расположению частей человеческого тела, начиная с головы , с учётом различия между правой и левой сторонами. Филолог Михаил Сперанский назвал нескольких лиц, которым приписывали составление трепетника, как отдельного сочинения, или участие в его составлении:
- Антифонт (V век до н. э.),
- Посидоний (II—I века до н. э), о нём упоминает византийский энциклопедический словарь Χ века « Свида »,
- Гермес Трисмегист ,
-
Мелампод
, современник
Птолемея Филадельфа
(III век до н. э.).
Записи двух последних стали родоначальниками русского трепетника.
Тексты
Античные
Трепетник Мелампода отличается большей детальностью примет и большей разносторонностью в применении гаданий, чем трепетник Гермеса :
- Мелампод насчитывает 180 мест человеческого тела, зуд или трепет которых имеет вещее значение, Гермес только 40;
- Гермес иногда различает гадание для «свободного» и «раба», Мелампод же довольно последовательно при каждом гадании указывает на значение гадания не только для «раба», но и для «девушки» и «вдовы», часто приводит гадания также для «богатого» и «бедного», «воина» и «моряка».
Арабский
В арабской литературе трепетник вошёл как часть (одна из одиннадцати) в обширную книгу по физиогномике : «Seker Nâmeh» Всего примет 123. По составу гадания весьма несложны, хотя деление членов тела весьма дробное; в этом отношении арабский трепетник походит на текст Мелампода.
Славянские
Славянорусский трепетник перешёл к русским из византийской литературы в готовом виде. Первоначально он явился в Болгарии в XIV столетии, в эпоху возрождения богомильства и возникновения ереси Варлаама и Акиндина . С этого же времени идут и славянские тексты памятника. Подробное исследование редакций южнославянского и русского трепетников принадлежит Михаилу Сперанскому .
По мнению Сперанского, Трепетник легко укоренился на славяно-русской почве благодаря общности фольклорного мировоззрения народов мира:
как памятник, славянский Трепетник в готовом виде перешёл в нашу письменность, скорее всего, из греко-византийской литературы, которая снабжала нас в эпоху появления Трепетника многими гадательными памятниками… Но перейдя на новую почву, он нашёл в ней готовыми те элементы, которые вызвали его к существованию на родине, — те приметы по трепетанию частей тела, которые … являются общераспространёнными у всех народов: этим обусловилась его новая жизнь, развитие на чужой почве; в этом заключается история славянского Трепетника .
Источниковедение
Русский учёный мир познакомился с трепетником только в 1861 году, когда А. Н. Пыпиным был издан текст трепетника по новой рукописи — раскольничьего письма — в статье «Для истории ложных книг» ; всех гаданий в нём 99. Им же впервые сделано сопоставление этого текста со статьёй индекса 1608 года.
Независимо от А. Н. Пыпина, к тем же результатам в сопоставлении трепетника со статьёй индекса пришёл и Н. С. Тихонравов («Ложные и отреченные книги древней России»), А. Н. Пыпину принадлежит также первая, вполне удачная, попытка разъяснения истории трепетника.
Позже появился в печати ещё текст в соединении с Сонником: в издании Ст. Новаковича по сербской рукописи из половины XVIII в. (Ст. Новаковић, «Примери књижевности»; примет, составляющих Т., здесь тридцать).
М. Сперанский нашёл один текст между рукописями Румянцевского музея в коллекции В. М. Ундольского : сборник XVIII века, 1067, где на л. 51 об. помещена статья: « О », состоящая всего из 10 гаданий, расположенных в произвольном порядке.
Примечания
- ↑ «Из истории отреченной литературы. II. Трепетники», 1899.
- «Архив исторических и практических сведений, относящихся до России», изд. Н. Калачевым, кн. 2, СПб., 1861
- серб. Стари Влах
Издания
- // Примери књижевности и језика старога и српско-словенскога / Саставио Стојан Новаковић . — Београд: Државне штампариjе, 1877. — С. 527—529. — 632 с.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIIIa.
- Из истории отреченных книг. Том II. Трепетники // Трепетники / Сперанский Михаил Несторович . — СПб. : Типография В. С. Балашева и Ко, 1899. — (Памятники древней письменности и искусства).
- Афанасьев А. Н. // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева , вступит. статья . — М. : Современник , 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). — 75 000 экз.
- Гадательные книги / Белова О. В. , Турилов А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 486—491. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- 2020-05-17
- 1