Interested Article - Абсолютная идея
- 2021-08-19
- 2
Абсолю́тная иде́я ( нем. Absolute Idee ) — идея , выражающая полноту всего сущего . Термин , введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления , понятия и его содержания.
Для Г. Гегеля Абсолютная идея является общим итогом и выводом его работы «Феноменология духа»(1807). Рассмотрение процесса познания как общеисторического процесса развития взаимодействия и взаимоизменения человечества и природы завершается фактическим (но пока не познанным) тождеством мышления и бытия, формы познания и его содержания, выраженном в освобождении человека от воздействия внешней природы, в том числе, его собственной. Человек стал свободен, но пока еще он сам не познал этого.
В ходе реально происходящего (но не действительного (wirklich)), подлинного, понятного для своих же участников) исторического процесса (как некоторой данности, наличности , dasein) человек (человечество, дух) раскрывает сам себя в различных формах, но в ситуации полного его самораскрытия это самораскрытие требует своего самостоятельного осуществления и осмысления. Таким осмыслением становится система Г. Гегеля, создаваемая им уже после завершения «Феноменологии духа», и представляющая собой развитие абсолютной идеи, происходящее не в ее бытии , а в рефлексии , в осмыслении пост-фактум, уже после того как сам процесс развития человечества и познания природы уже завершен, уже стал наличным . В ходе этого рефлективного осмысления человек, его свобода, его раскрытая по факту природа (и раскрытая природа как пространство его общественно-исторической практики) проходят процедуру осмысления, превращения наличности, данности в действительность .
Рассматривая абсолютную идею как существующую до природы и общества, Г. Гегель проводит ее через три ступени развития:
- логику ,
- природу,
- дух.
На ступени логики идея рассматривается как существующая ещё до природы, вне времени и пространства и любого чувственно-опытного содержания. В рамках этого рассмотрения она развёртывает из себя всё богатство своего содержания, создаёт сеть философских категорий как базовых форм мышления.
Переходя в природу (как свое инобытие), идея рассматривается в качестве создателя трех её царств-проявлений: механизм — химизм — организм. В природе идея обогащается содержанием и возвращается к самой себе, в идеальное состояние [ прояснить ] .
Следующий этап в развитии абсолютной идеи — её проявление как духа, начиная с чувственных форм и заканчивая логическими категориями, такими как субъективный дух. Переход идеи в объективный дух совершается посредством включения личности в общественную жизнь. Первая ступень в развитии объективного духа — «абстрактное право» или бытие свободы, ограниченное законами. Вторая ступень — мораль , посредством которой реализуется внутренняя свобода личности. Третья ступень представлена сферой нравственности, где мораль обретает объективную значимость, так как проявляется как общая воля индивидов.
Завершает систему Гегеля учение об абсолютном духе .
Литература
- Быкова М. Ф. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Обществознание: Учебное пособие. В 3 т. Т.2 Основные сферы жизни общества /Под ред. М. В. Пашкова, А. И. Стребкова, Е. Г. Черновой. — СПб.: Изд-во СПбГУ , 2008. ISBN 978-5-288-04784-8
- 2021-08-19
- 2