Interested Article - Иисус бен Пантира

Иисус бен Пантира («Иисус, сын Пантеры» или Пандеры) — один из вариантов обозначения Иисуса из Назарета в текстах Талмуда .

Раввинская биография Иисуса

В талмудической литературе I в. н. э. нет упоминания об Иисусе. В более поздних частях Талмуда и в Мидраше Иисус упоминается в связи с полемикой против христианства и христологических истолкований Танаха , однако эти упоминания весьма немногочисленны. Талмуд, упоминая Иисуса, называет его «Бен Пантера» или «Бар Пандера» («сыном Пантеры (Пандеры)»), но ничего не сообщает по этому поводу . При этом есть существенные сомнения по вопросу о том, действительно ли они относятся к Иисусу христианства (например, они датируют время его жизни серединой I века до н. э., то есть на полстолетия раньше Иисуса из Назарета) .

Ориген (сочинение « Против Цельса », I 32—33) приводит антихристианский рассказ Цельса (II в.) о рождении Иисуса Марией от солдата (римского?) по имени Пантера.

Цельс пишет об этом в своём «Правдивом слове» в 178 году . Известный раввин I века Элиезер бен Гирканос сообщает об учении, которое ему рассказал в Сепфорисе последователь Иисуса по имени Иаков из Сихнина . Есть предположение , что это сын или внук Иуды, брата Иисуса, известного лидера ранней Церкви. По словам Бен Гирканоса, Иаков проповедовал учение во имя «Иисуса сына Пантеры». Необходимо отметить, что в иврите того времени слово «сын» также обозначало «племянник», «родственник-сирота, взятый на воспитание» и тому подобное. [ источник не указан 2629 дней ]

Христианский богослов Епифаний Кипрский в трактате Панарион IV века пишет, что в высказывании «Иисус сын Пантеры» есть доля правды. Объясняет это тем, что отец Иосифа Обручника был известен как Иаков Пантера. Иоанн Дамаскин проповедовал, что прадеда Марии звали Пантера.

В 1906 году германский историк Адольф Дейсман опубликовал статью «Имя Пантеры». В ней он доказал, что это имя являлось излюбленным именем римских солдат в библейский период. Также он привёл множество примеров сохранившихся римских надписей, в том числе надгробий. В частности, он приводит надпись на надгробном памятнике римского солдата, обнаруженном в 1859 году на римском кладбище в . Надпись гласит:

Тиберий Юлий Абдес Пантера из Сидона, 62 лет солдат 40 лет службы 1-й когорты лучников покоится здесь

С распространением христианства весь еврейский народ начинают изображать в церковной литературе как народ-богоубийцу; жестокие преследования Средневековья приводят к тому, что образ Иисуса в сознании евреев становится символом бедствий народа и в еврейском фольклоре приобретает всё более отрицательные черты.

Возможное происхождение

Наименование «Бен Пантера» (сын Пантеры) предположительно произошло из непреднамеренного или же умышленного искажения употребляемого христианами титула «Сын Девы» — υιος της παρθενου (parthenu) .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 9 июня 2013. 6 октября 2013 года.
  2. Тосефта , Хуллин 2:22-24; Иерусалимский Талмуд , Шаббат 14:4; Иерусалимский Талмуд, Авода-Зара 2:2
  3. Иисус Христос в документах истории. Сост., ст. и комм. Б. Г. Деревенского . — СПб.: Алетейя, 2007. — С. 312.
  4. Bauckham R. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. Edinburgh, 1990. Р. 116.
  5. Davies W.D., Allison D.C. A Critical And Exegetical Commentary On The Gospel According To Saint Matthew. V.1. London-New York, 1988. P.182.

Литература

  • в
  • в
  • Тольдот Йешу. — В кн.: . Сост. Б. Г. Деревенский. СПб.: « Алетейя ». 6-е изд.: 2014. С. 306—364. — (Серия «Античное христианство. Источники»). — ISBN 978-5-91419-817-3 .
  • «Сын Пантеры» — В кн.: Деревенский Б. Г. . СПб.: « Алетейя », 2014. С. 333—401.
Источник —

Same as Иисус бен Пантира