Interested Article - Мессалианство

Ефрем Сирин . Мадраши против ересей (Hymni contra Haereses) 56 гимнов. 22 гимн или мадраш, в котором упоминаются массалиане. Sancti Ephraem Syri. «Opera omnia quae exstant, Graece, Syria ac Latine», Assemaniex typographia Vaticana, 1740.

Мессалиа́не или Массалиа́не ( др.-евр. ןיילצמ ‏‎; сир. ܡܨܠܝ̈ܢܐ ; др.-греч. μεσσαλιανοί, μασσαλιανοί ; лат. messaliani, massaliani «молитвенники» от др.-евр. אלצ ‏‎ — «просить, молиться» ), встречается калька: Евхи́ты или Эвхи́ты ( др.-греч. εὐχῖται ; лат. euchitae от др.-греч. εὐχή «молитва» ) — последователи религиозного течения в христианстве, ереси , которая, имела место в Сирии и Малой Азии в IV VI веках , а в сироязычной Персии — в VII веке . Массалиане имеют ещё одно название — Энтузиа́сты или Ентузиа́сты ( др.-греч. ἐνθουσιασταί ; лат. enthusistae от др.-греч. ἐνθουσίασις «(божественное) вдохновение, воодушевление, восторг, исступление» ), это название они получили, как объясняет Иоанн Дамаскин, потому что эти люди принимают в себя действие какого-то демона и это действие принимают за действие Святого Духа.

История

Под именем массалиан в разные периоды истории понимались различные религиозные течения.

Впервые о «плохих молитвенниках» упомянул в мадраше (гимне) о ересях Ефрем Сирин «Мадраши против ересей» («Hymni contra Haereses» 22, 4-5). Слово, употреблённое там, не имеет того смысла («развращённые»), которые ему позже приписали. Следующий автор, который упоминает о массалианах, — Епифаний Кипрский в «Анкорате»; более подробно он описал их в последней, 80-й главе книги « Панарион ». Епифаний разделяет массалиан на две группы. Первая группа массалиан — евфими́ты ( др.-греч. εὐφημῖται от др.-греч. εὔ-φημος «воздерживающийся от неподобающих слов» ) вышли из язычников , не принадлежали к иудейству и не были христианами, не происходили и от самарян ; они воздают честь только одному Богу, называя его Вседержителем. По мнению Епифания, евфимиты имеют древнее происхождение. Евфимиты для своих молитвенных собраний приспосабливали некоторые дома, или обширные помещения, наподобие форумов , и называли их молельнями. Вторая группа массалиан — те, о которых писали большинство христианских греческих писателей IV—VIII века. Они появились при императоре Констанции и были христианами.

Более поздним автором, писавшим о мессалианах в сочинениях «Церковная история» и «Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах», является Феодорит Кирский .В них Феодорит сообщает исторические сведения, о том, что учение мессалиан широко распространилось во многих монастырях. Он также называет имена мессалианских (евхитских) учителей: Дадой ( др.-греч. Δαδώης ), Сава ( др.-греч. Σάβας ), Адельфий ( др.-греч. Ἀδέλφιος ), Герма ( др.-греч. Ἑρμᾶς ) и Симеон ( др.-греч. Συμεώνης ). Особенно среди них выделялся Адельфий, который не был ни монахом, ни священником, но одним из непосвященных. По имени Адельфия евхиты назывались — адельфиане .

Феодорит сообщает о том, что мессалиан было очень трудно изобличить в ереси, они постоянно отпирались. Церковные иерархи вели постоянную войну против евхитов. Литой, епископ Мелетинский , сжег многие монастыри, зараженные евхитианством, и изгнал евхитов из своей епархии. Митрополит Ликаонский Амфилохий очистил свою церковную область от мессалианства. Патриарх Фотий в 52 кодексе « Мириобиблиона » сообщает о соборе в Сиде в 383 году против мессалиан. Собор в Сиде возглавил епископ Иконийский Амфилохий ; кроме него, в соборе участвовали 25 епископов. На соборе в Сиде было прочитано письмо от собора Флавиану , епископу Антиохийскому, в котором ему давали отчёт по слушаниям. Феодорит сообщает о хитрости архиепископа Антиохийского Флавиана . Флавиан узнал о том, что в Эдессе живут люди, разделяющие учение. Мессалиан поддерживали в Осроене три епископа: Виз ( др.-греч. Βίζου ) Селевкийский , Маруфа ( др.-греч. Μαρουθᾶ ) Суфаренский и Сам ( др.-греч. Σάμου ). Флавиан созвал в Антиохии собор, на который пригласил множество монахов, отказывающих признать своё еретичество. Он обличил их следующим образом: сказал, что обвинители их — клеветники, а свидетели против них — лжецы; подозвав к себе Адельфия, который был уже в глубокой старости, предложил ему сесть возле себя и при помощи «ласковых речей» смог узнать учение, которое изложил ему Адельфий. После этого Флавиан обвинил Адельфия в ереси и выгнал мессалиан из Сирии . Мессалиане удалились в Памфилию . Флавиан написал письмо осроэнцам , в котором сообщил им о том, что было сделано, и давал отчёт о наказании и отлучении от Церкви еретиков. В ответном послании епископы Осроены благодарили его и выражали своё одобрение. Литой, епископ Армении, также написал письмо против мессалиан. Флавиан также написал письмо другому армянскому епископу с обвинением этого епископа в симпатии к мессалианам. Архиепископ Константинопольский Аттик написал епископам Памфилии, предлагая им удалить мессалиан отовсюду; в другом письме епископу Сидскому Амфилохию Аттик предлагал изгнать евхитов.

28 февраля 426 года император Феодосий II созвал собор в Константинополе . На соборе председательствовал архиепископ Антиохийский (англ.) . Собор поставил архиепископом Константинопольским Сисиния . На этом же соборе были осуждены массалиане. Сисинний Константинопольский и Феодот Антиохийский послали письмо Вериниану, Амфилохию и остальной части епископов Памфилии; письмо написал по поручению предстоятелей епископ Неон. В письме было написано о том, что после отлучения от Церкви мессалиан, если будет обнаружено, что кто-либо из клириков говорит или делает что-нибудь в следовании этой ереси, то он должен быть извержен из сана. Архиепископ Антиохийский Иоанн также написал письмо Несторию о мессалианах.

В 431 году состоялся Эфесский собор . На седьмом заседании этого собора епископ Иконийский Валериан и епископ Сидский Амфилохий предложили рассмотреть в общем собрании вопрос о мессалианах, которые встречаются в Памфилии. На заседании было прочитано решение Константинопольского собора 426 года о осуждении ереси мессалиан, составленное при Сисинии. Участники Эфесского собора одобрили и подтвердили его правильность. Все подозреваемые в причастности к этой ереси должны были анафематствовать мессалианство; если кто-либо из клириков не хотел это делать, то таких необходимо было извергать из сана; монахов, причастных к ереси, надо было изгонять из монастырей; а все мессалиане должны быть отлучены отт Церкви и прокляты. Валериан принёс на заседание собора книгу мессалиан, называемую «Аскетикон» ( лат. «Asceticon» ), книга была анафематствована, как составленная еретиками. Собор определил, что если у кого-либо найдется что-нибудь, согласное с нечестием евхитов, и то будет проклято. Архелай, епископ Кесарии Каппадокийской , также написал 24 анафематизма против евхитов. Гераклид, епископ Ниссы , также написал два письма против них. Патриарх Фотий Мириобиблионе сообщает о Лампетии, который возглавлял мессалиан. Этот человек собирал сведения о нечестии духовенства. Геронтий, старший пресвитер монастыря в Глитисе, написал Алипию, архиепископу Кесарии Каппадокийскому о Лампетии, жалуясь на него. Алипий Кесарийский, который был введен в заблуждение, до этого сделал Лампетия пресвитером. Алипий приказал Гормизу ( др.-греч. Ὁρμίζου ), епископу Коман , изучить обвинения против Лампетия. Лампетий попросил пресвитера Геронтия быть его обвинителем, а епископа Гормизу быть его судьёй, был признан виновным частично на основании показаний свидетелей, частично из его собственных уст и был единодушно лишен духовного сана. Лампетий написал книгу «Завещание» ( др.-греч. «Διαθήκη» ), в которой изложил некоторые аспекты мессалианства. Опровержение против этой книги написал Севир Антиохийский . Алфей, епископ Риноколуры ( др.-греч. Ῥινοκόλουρα ) защищал Лампетия как невиновного в своей изданной работе, но был лишен архиерейства как сторонник Лампетия. Другой Алфей — пресвитер, поставленный Тимофеем, — был извергнут из священства за принадлежность к евхитам, об этом сообщает Птолемей, епископ Риноколуры, в письме Тимофею.

Тимофей Константинопольский в своей книге «Тимофея пресвитера, пресвятые и великие Церкви Константинополя: Иоанну пресвитеру святой, божественной, кафолической церкви и скевофилаксу святой Богородицы в Халкопатрии. О различии приходящих к непорочной нашей вере» пишет о том, что мессалиан надо принимать в Церковь не через крещение и не через миропомазание, а через проклятия ими своих заблуждений.

О мессалианах изложено в книге Иоанна Дамаскина «О ста ересях вкратце» под № 80; сведения взяты Дамаскином из сочинений Епифания и Феодорита. От шестого века сохранились туманные свидетельства Аксенойо . В седьмом веке Баввай Большой развернул борьбу с мессалианами на Изле, в то время как их поддерживал католикос . В восьмом веке «мессалианами» были объявлены аскетико-мистические писатели Иосиф Хаззайя , и . В Византии «мессалианами» называли богомилов . В приверженности мессалианству обвиняли Григория Паламу и других исихастов .

Учение

Согласно Иоанну Дамаскину , еретическое учение выглядит так:

  1. Сатана пребывает внутри человека (и во всем господствует над ним). Сатана и бесы владеют человеческим умом , и природа людей вступает в общение с природой духов злобы. При этом Сатана и Дух Святой сообитают в человеке.
  2. Ни крещение , ни причастие божественных тайн не очищает душу , но одна только молитва .
  3. Человек и после крещения осквернён грехом . Не через крещение получает верный нетленное и божественное одеяние, но через молитву.
  4. Должно хранить бесстрастие, и причастие Святого Духа будет во всяком чувстве и полноте.
  5. Душа должна чувствовать такое общение с небесным женихом сексуального характера.
  6. «Духовные» видят грех внутри и извне, равно и благодать действующую и производящую.
  7. Зло существует по природе.
  8. Адам и до преступления бесстрастно вступал в сексуальное общение с Евой .
  9. Семя и Слово упали в Марию .
  10. Человек имеет две души: одну человеческую, а другую небесную.
  11. Для человека возможно чувственно воспринимать ипостась Святого Духа во всякой полноте и всяком действии.
  12. Молящимся может явиться во свете крест. В одно время найден был человек, стоящий у алтаря жертвенного, и Ему принесли три хлеба, замешенные на елее.
  13. Ручной труд неприличен для христиан.

Список ересиархов

Феодорит Кирский , Иоанн Дамаскин называют ересиархов-мессалиан: Дадой (Δαδώης), Сава (Σάβας), Адельфий (Ἀδέλφιος), Герма (Ἑρμᾶς) и Симеон (Συμεώνης).

Мнения ученых

Исследователи «мессалианства» Ж. Грибомон и К. Фитшен утверждали, что сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего. По мнению М. Кмошко и А. Гийомона, такой ереси вообще не было.

Примечания

  1. Алексей Муравьёв . // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIV : « Иоанн Воин Иоанна Богослова Откровение ». — С. 661-664. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-044-8 .
  2. Алексей Муравьёв . // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 660-664. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .

Источники

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Н. Д. Тальберг .
  • А. П. Лебедев
  • Jean-Baptiste Cotelier .
  • « Кормчая »
  • Beck, E. Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen contra Haereses. Т. 170/Scriprores syri 77. Louvain: CSCO, 1957.
  • Fitschen, K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Göttingen, 1996.
  • Guillaumont. «Messaliens.» DSAM 10, 1980: 1074—1083.
  • Gribomont, J. Le monachisme au IVme siècle en Asie Mineure : de Gangrs au mssalianisme // L’Orient syrien 2, 1957. 419—432
  • Gribomont, J. Le dossier des origines du messalianisme // Epektasis. Mélangs J. Daniélou. Paris, 1972. 611—625.
  • Видео Интернета: Алексей Муравьёв :
Источник —

Same as Мессалианство