Бельгийское исповедание
- 1 year ago
- 0
- 0
А́угсбургское испове́дание ( лат. Confessio Augustana , нем. Augsburger Bekenntnis ) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран . Был выработан Меланхтоном при участии Георга Спалатина и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года , вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг . Католики в ответ написали папское опровержение ( Confutatio Pontificio ), а от лица православных ответил Константинопольский патриарх Иеремия II .
В ответ на опровержение (Confutatio) впоследствии была написана Апология Аугсбургского исповедания .
Аугсбургское исповедание состоит из 28 вероучительных положений (статей, артикулов). Разногласия с католическим учением выражены весьма осторожно, поскольку Меланхтон по характеру очень мягок и дипломатичен, а Лютер ещё лелеет надежду, что император созовёт Вселенский собор .
Артикул | Название | Описание |
---|---|---|
I | О Боге | Лютеране верят в триединого Бога и отвергают другие толкования относительно природы Бога. |
II | Первородный грех | Лютеране верят, что люди от рождения — грешны: они (люди) не боятся Бога, не надеются на него и полны всевозможных вожделений. Единственным лекарством против греха является крещение посредством Духа Святого. |
III | О Сыне Божием ( Иисус Христос ) | Лютеране верят, что Иисус воплотился и истинно воспринял природу человека, посему в его личности соединены две природы. Именно Христос возвращает людей к Богу. |
IV | Об оправдании | Человек не может оправдаться перед Богом делами, но только верой . |
V | О церковном служении | Лютеране верят, что таинства — это орудия Святого Духа, коими Бог спасает людей. |
VI | О новом послушании | Лютеране верят, что добрые дела следуют за верой, но не являются условием спасения. |
VII | О Церкви | Лютеране верят в единую Святую Церковь — это церковь, где верно проповедуются Евангелия и отправляются таинства. |
VIII | Что есть церковь? | Несмотря на то, что в церкви много лицемеров, таинства церкви действенны, ибо они совершаются силой Духа Святого. |
IX | О крещении | Лютеране настаивают, что крещение необходимо для спасения, ибо в крещении обретается благодать. Поэтому детей следует крестить. |
X | О Причастии | Лютеране верят, что Христос истинно присутствует в хлебе и вине в момент Причастия. |
XI | Об исповеди | Лютеране не отрицают исповеди, но считают, что перечисление грехов не обязательно. |
XII | О покаянии | Покаяние начинается с сокрушения и заканчивается верой, которая исходит из Евангелия. |
XIII | Об употреблении таинств | Таинства (Крещение и Причастие) — это прямые установления Бога. |
XIV | Об ординации пасторов | Лютеране позволяют отправлять таинства только тем, кто надлежащим образом призван к этому. |
XV | О церковных обрядах | Лютеране верят, что церковные обряды полезны для поддержания порядка, но участие в них автоматически не приводит к спасению, равно как и обратное. |
XVI | О мирских делах | Мирские учреждения трактуются как божественные установления, посему христиане могут и должны преуспевать в своих мирских профессиях, ибо таково их призвание в этом мире. |
XVII | О втором пришествии | Лютеране верят во Второе Пришествие Иисуса Христа, который придёт судить живых и мёртвых. |
XVIII | О свободе выбора | Свобода выбора проявляется в мирских делах, но не в делах спасения. |
XIX | О причине греха | Причиной греха является не Бог, а злая воля демонов и порочных людей. |
XX | О добрых делах | Добрые дела являются знаком присутствия веры в человеке, но ими нельзя заслужить спасение. |
XXI | О почитании святых | Лютеране почитают святых, но не поклоняются им, ибо спасают не они, но Иисус Христос. Они лишь примеры для подражания. |
XXII | Необходимость причащения из чаши . | Лютеране считают, что причастие должно быть двумя видами (Хлебом и Вином) для всех, а не только для клира. |
XXIII | Критика целибата | Лютеране считают, что безбрачие клира есть относительно недавнее, чисто человеческое, установление. Священники имеют законное право вступать в брак. |
XXIV | Акцент на просветительском характере обрядов | Попытки найти спасение через обряды и обеты (в том числе и монашеские) противоречат Евангелию. |
XXVIII | Ограничение власти священников | За церковью сохраняется лишь проповедь и отправление таинств, в этом её предназначение. Для прочего существуют гражданские власти. |
Впоследствии, в латинском издании 1540 года, Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами , отчего получилось две редакции Аугсбургского исповедания: invariata и variata . Последняя принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское.
Конфессиональные лютеране, подчёркивая своё несогласие с пост-протестантами, часто подчёркивают, что придерживаются артикулов веры так, как они изложены «в неизменном (или подлинном)» Аугсбургском исповедании.
31 октября 1999 года в том же Аугсбурге глава Ватиканского Совета Единства кардинал Эдуард Кассиди и президент Всемирной Лютеранской Федерации епископ Христиан Краузе подписали « Совместную декларацию о доктрине оправдания » . Мировая общественность восприняла этот акт как примирение между католиками и лютеранами. На самом же деле текст документа не даёт оснований для подобных выводов. Договаривающиеся стороны заявили: «Мы совместно признаём, что будем приняты Богом исключительно из милости, по вере во Христа Спасителя, а никак не вследствие личных заслуг». Авторы документа вводят в оборот понятие «дифференцированного консенсуса», позволяющего каждой стороне, используя схоластическую риторику, оставаться при своём мнении. Более двухсот католических епископов и богословов выступили против подписания совместного заявления как именно «профанации принципов Церкви в угоду сиюминутной мирской политике». Конфессиональные лютеране не менее скептично относятся к этому событию, особенно в контексте того, что следующий год был объявлен Папой «годом индульгенций».