Interested Article - Кандомбле
- 2020-09-29
- 1
Кандомбле́ ( порт. Candomblé ; [ kɐ̃dõˈblɛ ]) — афробразильская религия , в основе которой лежат африканский анимизм и поклонение духам Ориша́ , связанным со стихиями, различными родами человеческой деятельности и духовными аспектами бытия.
История
Происхождение термина «кандомбле» (в португальском языке мужского рода, иногда во множественном числе порт. Candomblés ) неизвестно. Предполагается, что он появился в бразильском штате Баия в первой половине XIX века относительно собраний рабов и освобождённых рабов , а также применительно к практике магии или колдовства . Некоторые авторы предполагают, что деятельность такого рода имеет африканское происхождение. Согласно Рожеру Санси, Рамос и Родригес — под термином «кандомбле» традиционных домов Баии [ неизвестный термин ] следует понимать « религию ». Дома Баии сохранили в «чистоте» африканское наследие йоруба , относительно которого большая часть синкретических культов , как, например, у макумба ( ), были магией или колдовством .
A. Ю. Сиим относит кандомбле к синкретическим афрохристианским культам, возникшим при симбиозе христианской культуры ( католичество ) с верованиями и ритуальными практиками, включающими космогонические представления , пантеон божеств и поклонение предкам африканского происхождения . Формально большинство последователей кандомбле, к которым относят себя многие белые бразильцы, официально исповедуют католицизм. При этом каждому оришá — божеству африканского происхождения — соответствует католический святой . Тем не менее, в настоящее время наблюдается активное продвижение « языческой » составляющей, а в некоторых случаях — даже африканский пуризм . Согласно A. Ю. Сиим, сами последователи и исследователи считают кандомбле не религией, а культом, точнее — культом предков .
Зародился в городах Салвадор и Кашуэйра , когда они являлись крупными центрами работорговли . Развивался порабощенными африканскими жрецами, привезенными вместе с их языком, культурой и традициями, между 1549 и 1888 годами. Наиболее распространён в Бразилии, особенно в регионах с большим числом темнокожего населения (в частности, штат Баия), однако последователи этой религии есть и в других американских странах, включая Аргентину , Уругвай , Колумбию , и даже в Европе, в Португалии, Испании, Германии и т. д. . Насчитывает около 2 миллионов последователей .
В 1986 году в Гаване Жоржи Амаду встречался с Фиделем Кастро . Согласно мемуарам « Каботажное плавание », в их беседе обсуждалось то, что объединяет Бразилию и Кубу . Амаду обратил внимание на общие африканские корни кубинцев и бразильцев , на родственность их культурного синкретизма, на две ветви афробразильского культа йорубского происхождения, которое в Баие именуется кандомбле, а на Кубе — сантерия .
Описание
Кандомбле был создан в Бразилии чернокожими рабами, вывезенными из Африки, и основан на следующих африканских верованиях:
Согласно A. Ю. Сиим, адепты кандомбле называют себя «народом святого» ( порт. povo de santo ). Культ подразделяется по региональным течениям, зависящим от имён и функций божеств пантеона, музыкального языка ритуальных барабанных ритмов и сакральных языков:
- кету — язык йоруба
- жеже — язык фон
- банту— язык киконго
- ангола — язык кимбунду
A. Ю. Сиим указывает, что эти термины следует расценивать как «псевдоэтнические», поскольку самоназвания групп и языков в Бразилии и в Африке не совпадают .
До середины XX века религия находилась под запретом бразильских властей. Белые не имели никакого представления о культе и слышали лишь отдалённый гром барабанов. Жубиаба в романе Жоржи Амаду говорил, что у белых глаз милосердия закрыт. Полиция преследовала адептов культа, наиболее активных сажала в тюрьму, изымала «орудия магии» . Фактически, магия кандомбле многими воспринималась как доминирующая в городе сила, а писатели, как Маркес или Жуан ду Риу ( João do Rio ), утверждали что, «всеми нами управляет маг» .
Основной церемонией в кандомбле является под аккомпанемент национальных инструментов: атабаке и кашиши . Согласно традиции, это круговой танец самба де рода ( порт. Samba de roda ). Когда от многочисленного повторения одних и тех же движений танцующий впадает в транс , считается, что в него вселился один из богов ориша. Последователи кандомбле верят, что таким образом можно пообщаться с богом и очистить душу.
По данным A. Ю. Сиим, в Салвадоре насчитывается около тысячи домов кандомбле, именуемых как «дом» ( порт. casa ), «террейру» ( порт. terreiro — двор или площадка), а также «дом (присутствия позитивной духовной) энергии» ( ile axe ) . Большая часть террейру является официально зарегистрированными религиозно-культурными организациями с собственными офисами. Наиболее авторитетные и известные из них нанесены на карту Салвадора как достопримечательности . Каждый дом (террейру) возглавляется матерью святого ( порт. mae de santo ) или отцом святого ( порт. pai de santo ), где под святым понимается одно из божеств пантеона. Эти названия представляют кальку, заимствованную португальским языком из языка йоруба: «мать божества» ( йоруба iyalorixa ) и «отец божества» ( йоруба babalorixa ) . Ранее в иерархии домов кандомбле положение матери святого было выше, чем отца, но в настоящее время наблюдается и обратная тенденция. Ниже их стоят «сыновья святого» ( порт. filhos de santo ) и «дочери святого» ( порт. filhas de santo ), из числа которых после смерти главного жреца (или жрицы) избирается новый глава дома . Обряды происходят в террейру. Эти здания с прилегающим участком земли традиционно не имеют видимых отличий, ввиду того, что в прошлом последователи кандомбле не могли собираться открыто.
В массовой культуре
Кандомбле упоминается в романах « Маятник Фуко » Умберто Эко и « Жубиаба », « Капитаны песка », « Мёртвое море », « Лавка чудес », « Исчезновение святой », повести « Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода » и новелле « Интервал для крещения Фелисио, сына Массу и Бенедиты, или Кум Огуна » Жоржи Амаду ; цикле романов «Вампирские Хроники» Энн Райс, а также в фильме « Исполнитель обета » бразильского режиссёра Анселмо Дуарте по пьесе драматурга Диаша Гомеша. Макумбейро Жубиаба — заглавный персонаж « одноимённого романа » — был авторитетным целителем 1920-х годов в Салвадоре по имени Севериану Маноэл де Абреу ( Severiano Manoel de Abreu ) .
Сюжет романа Йена Макдональда «Бразилья» связан с ритуалами кандобле.
См. также
Примечания
- , p. 1: «parties of slaves and freed slaves».
- , p. 1: « порт. feitiçaria ».
- , p. 51: «sorcery».
- , с. 178.
- ↑ , с. 186.
- ↑ , с. 183.
- , с. 179.
- . Дата обращения: 4 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
- от 6 апреля 2015 на Wayback Machine // BBC
- Амаду Ж. Гавана, 1986 // Каботажное плаванье : Наброски воспоминаний, которые не будут написаны никогда / Жоржи Амаду ; Пер. с порт. А. С. Богдановского . — М. : Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — 5000 экз. — ISBN 5264001049 .
- , с. 178—179.
- , p. 1: «weapons of sorcery».
- , p. 1: «we are all ruled by the sorcerer».
- , с. 180.
- , с. 187.
- , p. 85—86.
Литература
Научная
- Асланов Л. А., Сергеева О. А. Социокультурный феномен Бразилии // Латинская Америка. — Наука , 2005. — № 7 . — С. 60—74 . — ISSN .
- Дау, Кэрол Л. . — Киев: София, 1997. — 228 с.
- Добронравин Н. А. Афробразильские мусульмане вчера и сегодня // Латинская Америка. — Наука , 2011. — № 3 . — С. 56—61 . — ISSN .
- Лапицкий М. И. Афро-бразильская магия моими глазами // Латинская Америка. — Наука , 2007. — № 5 . — С. 78—85 . — ISSN .
- Сиим A. Ю. Афробразильская культура : Единство духовного и материального, синтез религии, науки и искусства (по материалам экспедиции в Бразилию и стажировки в этнографических музеях Франции) : научная статья // МАЭ РАН : сб. научн. ст. / Отв. ред. Фёдорова Е. Г.. — СПб. : МАЭ РАН , 2009. — Вып. 9. — С. 174—193. — 232 с. — (Материалы полевых исследований). — 200 экз. — ISBN 978-5-88431-155-8 .
- Bastide, Roger. Le candomblé de Bahia. — Paris: , 2001.
- Bramley, Serge. Macumba. — , 1994.
- Brown, Diana. Umbanda: Religion and Politics in Urban Brazil. — Columbia University Press , 1994.
- Capone, Stefania. Searching for Africa in Brazil. Power and Tradition in Candomblé. — Duke University Press , 2010.
- Carneiro, Edison. The Structure of African Cults in Bahia. — Rio de Janeiro: , 1936–37. .
- Gordon, Jacob U. Yoruba Cosmology And Culture in Brazil: A Study of African Survivals in the New World // Т. 10 , № 2 . — С. 231—244 . . — 1979. —
- Herkovits, Melville J. The Social Organization of the Afrobrazilian Candomble // Proceedings of the Congress. — São Paulo, 1955.
- Johnson, Paul Christopher. Secrets, Gossip, and Gods The Transformation of Brazilian Candomblé. — Oxford University Press , 2002.
- The City of Women. — , 1994.
- Princeton University Press , 2005. . —
- Вып. 15 , № 3 . — С. 409–439 . Gendered Agendas: The Secrets Scholars Keep about Yoruba-Atlantic Religion // . — 2003. —
- Omari-Tunkara, Mikelle S. . — Wayne State University Press , 2005.
- Reis, João José. Candomblé in Nineteenth-Century Bahia: Priests, Followers, Clients // Rethinking the African Diaspora:The Making of a Black Atlantic World in the Bight of Benin and Brazil / Mann, Kristina and Bay, Edna G. Ed. Geu Heuman and James Walvin. — Frank Cass, 2001.
- Reis, João José. Slave Rebellion in Brazil:The Muslim Uprising of 1835 in Bahia // . — Baltimore and London: Johns Hopkins University Press , 1995.
- Sansi R. Fetishes and Monuments: Afro-Brazilian Art and Culture in the 20th Century : [ англ. ] / Roger Sansi. — 2nd edition. — New York : Berghahn Books ; Oxford, 2009. — 224 p. — (Berghahn Series). — ISBN 1845457110 .
- Souty, Jérôme. Pierre Fatumbi Verger: Du Regard Détaché à la Connaissance Initiatique. — Paris: Maisonneuve & Larose, 2007.
- Voeks, Robert A. . — Austin: University of Texas Press , 1997.
- Verger, Pierre Fatumbi. . — 2nd edition. — Paris: , 1995. — 400 p. — ISBN 2-909571-13-0 .
- McGowan, Chris and Pessanha, Ricardo. The Brazilian Sound: Samba, Bossa Nova and the Popular Music of Brazil. — 2nd edition. — , 1998. — ISBN 1-56639-545-3 .
- Wafer, Jim. . — University of Pennsylvania Press , 1991.
Публицистика
- (недоступная ссылка) // Вокруг Света , 17.04. 2004
- 2020-09-29
- 1