Interested Article - Параскева Пятница

Деревянная скульптура св. Параскевы. Конец XVII — начало XVIII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Икона «Параскева Пятница» в окладе. Урал, около 1800 года

Параске́ва Пя́тница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской . По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии Мокоши , образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой . В народной традиции образ Параскевы Пятницы также соотносился с образом Богородицы , святой Анастасии Узорешительницы , и Недели , как персонифицированного образа воскресного дня .

Этимология

Слово «параскева» ( греч. παρασκευη параскеви ) означает «приготовление [к субботе ]; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе ; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 « Но так как тогда была пятница (параскева)…»

Представления восточных славян

У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели . Иначе называлась Льняницей , другие прозвища — Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница . Параскеве Пятнице были посвящены 14 (27) октября — день Параскева Грязниха и 28 октября (10 ноября) — день Параскевы Льняницы . В церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской , соответственно. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати .

Отзвуком славянских дохристианских верований некоторые авторы считают сохранявшиеся в некоторых местах ещё в XIX — начале XX веках « идольские » скульптурные изображения святых. Чаще других встречалась скульптура Параскевы Пятницы — и не только у русских , но и у соседних с ними народов . Раньше в часовнях в инородческих местностях «ставились изображения из дерева грубой работы св. Параскевы и Николая Угодника … Все резные изображения святых Параскевы и Николая носят общее название пятниц» . У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях ». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом» .

У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились также на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель , нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь ).

Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы).

В честь Параскевы Пятницы в древние времена на перекрёстках и распутицах дорог ставили особые столбы с изображением святой, которые назывались её именем. Памятники эти были похожи на придорожные часовни или кресты и считались священными местами .

Русские молились Параскеве Пятнице о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти . Святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. В честь святой Параскевы существовали особенные молитвы , которые носились на шее и считались предохранительным средством от различных болезней. Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы-Пятницы также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное пособие. В случаях какой-либо болезни крестьяне варили их в воде и этим отваром поили при различных болезнях .

Также у славян существовало апокрифическое сказание о двенадцати «главных» пятницах и связанный с ним пятничный календарь — 12 особо почитаемых пятниц, в которые требуется строгий пост . Считалась «бабьей святой» .

Сказание о 12 пятницах и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим пятницу, является там св. Венера , вполне тожественная нашей Параскеве; её житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию пятницы на Западе присоединились языческие воспоминания о пятнице, как о дне, посвящённом в древнем Риме — Венере , в Германии — Фрее (пятница — Freitag).

Типологически Параскева Пятница имеет параллели с («госпожой Вторник») , и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (древнегреческие мойры , древнеисландские норны , хеттские искусные ткачихи) .

Образ

Рассказ об иконе Параскевы Пятницы, Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Каноническое изображение святой Параскевы. Икона XV века, Вологодский музей
Икона «Пресвятая Богородица Умиление и Святая Параскева Пятница» XVII века

Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории . Широкую известность получила резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши . Она почитается в Русской православной церкви чудотворной и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .

Народное воображение иногда наделяло Параскеву Пятницу демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и др., что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли , Смерти , русалки . Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России , в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некоей пользы» . В былинках Параскева Пятница прядёт оставленную хозяйкой недопряденную кудель (подобно домовому , кикиморе , маре ) , наказывает женщину, осмелившуюся вопреки запрету заниматься прядением, мотанием ниток, шитьём: путает нитки, может содрать кожу с нарушительницы, отнять зрение, превратить в лягушку, бросить в окно сорок веретён с приказанием напрясть их до утра и т. п.

Согласно поверьям, Параскева Пятница контролирует соблюдение и других пятничных запретов (стирка белья, отбеливание холстов, расчёсывание волос и пр.) .

По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами .

В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой . По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец ) .

В народном календаре

У южных славян повсеместно празднуется день 14 (27) октября : болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден , макед. Петковден , серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан и др. В некоторых регионах Сербии и Боснии празднуют также день 26 июля (8 августа) , называемый Петка Трновска, Петка Трновача, Трнова Петка, Млада Петка, Петка Водоноша . В Болгарии ( Фракия ) святой Петке посвящают пятницу после Пасхи ( болг. Лятна св. Петка, Пресвета Петка, Петка Балъклия ), а в Сербии ( Пожега ) — пятницу перед днём святой Евдокии ( 1 (14) марта ) .

Девятая пятница

У русских было широко распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году .

В Никольском уезде Вологодской губернии в девятую пятницу существовал обычай «строить обыденную пелену»: девушки сходились, теребили лён, пряли и ткали пелену за день .

У коми-зырян , живущих по реке Вашке , девятая пятница называлась «Заветным днём больных» ( коми Заветной лун висьысьяслӧн ). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы ( коми Параскева-Пекнича ) из часовни в деревне Кривой Наволок может принести исцеление больным. До сих пор сохранилась традиция проведения крестных ходов к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трёх дней после праздника, её набирают и уносят с собой. Опускать иконы в стоячую воду считается грехом .

Поговорки и запреты

  • В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение .
  • Кто прядёт в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью .
  • Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову .
  • По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут .
  • Что пятница, то праздник ( польск. Co piątek, to świątek ) .
  • Косится, как среда на пятницу ( укр. Скривився як середа на п'ятницю ) .

См. также

Примечания

  1. , с. 631.
  2. , с. 44.
  3. , с. 58.
  4. , с. 56.
  5. , с. 25—26.
  6. , с. 22.
  7. , с. 232–233.
  8. .
  9. , с. 696.
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. , с. 368.
  12. , с. 398.
  13. Старцева Ю. В. , Попов И. В. // Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости : Журнал. — 2001. — № 25 . — С. 91—96 . 20 октября 2021 года.
  14. , с. 168.
  15. , с. 632.
  16. , с. 697–700.
  17. , с. 445.
  18. , с. 165, т. 2.
  19. , с. 631–632.
  20. . Дата обращения: 18 июля 2013. Архивировано из 2 октября 2013 года.
  21. , с. 40.
  22. Шарапов В. Э. Параскева-Пекнича // Мифология коми. (Энциклопедия уральских мифологий. Т. I). — М. -Сыктывкар, 1999. — С. 281—284.
  23. , с. 59.
  24. .
  25. , с. 80.
  26. , с. 159.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Параскева Пятница