Interested Article - Дерево познания добра и зла

Микеланджело . Фрагмент росписи Сикстинской капеллы , 1508 1512 гг.

Де́рево позна́ния добра́ и зла ( ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע ‎, Эц ха-Да’ат Тов ва Ра) — согласно библейской книге Бытия , особое дерево, посаженное Богом наряду с Деревом жизни посреди Эдемского сада .

В Библии

Дерево познания добра и зла (фреска собора святой Софии в Новгороде )

Книга Бытия сообщает о Дереве познания:

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Грехопадение

Дерево познания становится центром сюжета грехопадения , описанного в 3 главе Книги Бытия . Первый человек Адам был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания добра и зла ведёт к смерти:

От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь

Сотворённая из ребра Адама Ева ( Быт. ) в результате диалога со змеем вкусила запретный плод от Дерева познания добра и зла и дала есть Адаму . Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния стали повреждённость мироздания ( природы ) и человека , изгнание из рая , утрата доступа к Дереву жизни и смерть .

Толкование в иудаизме

Согласно Книге Зогар , Дерево познания добра и зла и Дерево жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришёл Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри Дерева познания добра и зла .

Мидраш Берешит Рабба приводит версии о дереве и его плодах. Рабби Меир сказал: Это была пшеница . Репа ( лефет ) — два ученых рабби Ханина бен Исаак и рабби Самуэль бен Амми. Рабби Иуда, сын рабби Илая, сказал: «Это был виноград, ибо сказано: „Их гроздья — гроздья желчи, у них горькие гроздья“ ( Втор. )): эти гроздья принесли горечь [то есть печаль] в мир» .

Рабби Абба из Акко сказал: «Это был этрог ( цитрон ), как написано: „И когда женщина увидела, что дерево хорошо для пищи“ ( Быт. ): иди и смотри, у какого дерева древесина съедобна, как и плод, и ничего не найдёшь, кроме этрога» .

Рабби Хосе сказал: "Это были фиги : «Это можно сравнить с царским принцем, который согрешил с рабыней, и царь, узнав об этом, изгнал его из двора. Он ходил от двери к двери рабов, но они не принимали его; но согрешившая с ним отворила дверь свою и приняла его. Итак, когда Адам вкусил от того дерева, Он изгнал его и выбросил из Эдемского сада; и он обратился ко всем деревьям, но они не приняли его. Что они сказали ему?» Сказал рабби Берекия: «Вот обманщик, который обманул своего Творца, обманул своего Учителя, как написано: „Да не наступит на меня нога гордыни“ ( Пс. ) — нога, что поднялась на Творца своего „и рука грешника да не изгонит меня“ ( Пс. ) — не возьмёт от меня листа. Однако так как он поел плодов от смоковницы, то она открыла двери свои и приняла его — как написано: „и сшили смоковные листь“» ( Быт. ) .

Рабби Азария, рабби Иуда сын рабби Саймона, от имени рабби Иошуа бен Леви говорят: «Не дай Бог, чтобы мы предположили, что это было за дерево. Святой, благословен Он, не открыл и не откроет человеку, что это было за дерево» .

Толкование в христианстве

Преподобный Ефрем Сирин и святитель Григорий Богослов считали, что запрет вкушения от дерева познания добра и зла был временным. Ефрем Сирин писал: «Если бы змий не вовлёк их в преступление, то они вкусили бы плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не стало бы для них запретным, ибо от одного из этих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобными» . Григорий Богослов писал, что дерево познания «было хорошо для употребляющих благовременно, но не хорошо для простых ещё и для неумеренных в своём желании». Он считал, что деревом познания было созерцание .

Преподобный Максим Исповедник называл дерево познания, плоды которого Бог запретил вкушать человеку, « чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия » .

Святитель Филарет (Дроздов) считал, что дерево познания добра и зла называется так, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей .

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «malum» («зло») и «mālum» («яблоко») Дерево познания изображается яблоней , что имеет аналогию в греческой мифологии — эпос о яблоке раздора .

Дерево в апокрифах

« Смерть Адама » (на заднем плане Сиф получает от ангела райскую ветвь), Пьеро делла Франческа , Базилика Сан-Франческо в Ареццо

Дерево познания добра и зла упоминается в Первой книге Еноха как дерево мудрости, доставляющее великую мудрость тем, которые вкушают от него .

Согласно апокрифу « Слово о Крестном древе » (приблизительно XII век), дерево познания добра и зла выросло в три ствола: «один ствол — Адам, 2-й ствол — Ева, 3-й ствол, средний, — сам Господь». Когда согрешили Адам и Ева, часть Адамова упала в реку Тигр и вынесла её река из рая. Когда наступил потоп , то понесла её вода, а когда она иссякла, то дерево выросло при реке Мерре. Евина часть упала в раю. Когда Адам умирал, архангел отломил ветви от Господней части дерева познания добра и зла и дал их сыну Сифу . Адам сделал из них венок, в котором его похоронили. На том месте из этого венка выросло дерево. Впоследствии на этом дереве распяли Иисуса Христа .

В Золотой легенде Иакова Ворагинского (XIII век) в рассказе «Об Обретении Святого Креста» сообщается, что в одном греческом апокрифе говорится, что ангел передал Сифу ветвь от дерева познания добра и зла и сказал, что отец его исцелится, после того как ветвь принесет плоды. Вернувшись, Сиф нашёл отца уже умершим и посадил ту ветвь на его могиле. Ветвь разрослась и превратилась в великое дерево, которое продолжало стоять и во времена Соломона. Из него был сделал крест Христов .

Толкование библейских критиков

Идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. фигурировало только одно дерево, а именно древо жизни, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев .

См. также

Примечания

  1. Быт. . См. также «Берешит Рабба» 21:6.
  2. Бурмистров К. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XX : « Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь Иверия ». — С. 392—396. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-036-3 .
  3. Дата обращения: 10 апреля 2023. 10 апреля 2023 года.
  4. . Дата обращения: 10 апреля 2023. 22 марта 2022 года.
  5. . Дата обращения: 21 августа 2018. 8 августа 2018 года.
  6. Дата обращения: 10 апреля 2023. 10 апреля 2023 года.
  7. Дата обращения: 13 августа 2023. 18 июня 2023 года.
  8. Анастасия Чернавская. Проверено.Медиа (21 сентября 2022). Дата обращения: 3 января 2023. 4 января 2023 года.
  9. Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  10. . Дата обращения: 30 марта 2008. 6 февраля 2008 года.
  11. Дата обращения: 12 апреля 2023. 12 апреля 2023 года.
  12. Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.

Ссылки

  • // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
Источник —

Same as Дерево познания добра и зла