Мумину, Ги
- 1 year ago
- 0
- 0
Мумин ( араб. مؤمن ) — исламский термин , которым обозначают мусульманина , искренне уверовавшего в Аллаха так, что вера становится смыслом его существования, охватывает все его помыслы и поступки .
Слово «мумин» является производным от арабского корня «а-м-н», имеющего множество значений, в том числе безопасность, надёжность, вера, честность, доверие, спокойствие сердца, скромность, покорность, послушание . Применительно к имени Аллаха ( Аль-Мумин ), оно обычно переводится как «защитник», «охранитель», «верный», «надёжный» и т. д. В современном русском языке аналогом слова «мумин» является выражение «правоверный мусульманин», которое в основном применяется к практикующим мусульманам.
В общемусульманской традиции мумин употребляется как синоним муслим. Однако некоторые богословы всё же разделяли эти два понятия, ставя статус мумина выше статуса муслима. Согласно их терминологии муслимом ( араб. مسلم букв. «покорный», «примирившийся») в исламе обозначают всех мусульман, уверовавших в Аллаха и миссию пророка Мухаммеда, независимо от степени их знаний, богобоязненности и совершаемых поступков. Муминами же называют только тех мусульман, чья степень веры и дела превосходят веру и дела большинства мусульман. Средневековый исламский богослов Ибн Дакик аль-Ид так охарактеризовал связь между муслимом и мумином: «Каждый мумин является мусульманином, но не каждый мусульманин является мумином!». Помимо степеней муслима и мумина многие исламские богословы выделяли также и другие степени наиболее богобоязненных мусульман — мухсин ( араб. محسن — «добродетельствующий»), то есть человек, совершающий хорошие, добрые дела и салих ( араб. صالح — «благой», «праведный»), праведник, который ведет праведную жизнь, являющуюся примером для других.
Мусульманские богословы, разрабатывавшие вероучительную теорию, разошлись во мнениях о том, кого считать мумином. Традиционалисты (хадисоведы) считали, что мумин в первую очередь должен уверовать сердцем ( ‘акд би-ль-кальб ), публично провозгласить свою веру ( икрар ) и совершать добрые дела ( ‘амаль ), с искренним намерением ( ният ). Мурджииты считали, что мумину достаточно уверовать сердцем и публично провозгласить свою веру. Другим спорным моментом стал вопрос перехода из состояния мумин в муслим и обратно. Согласно традиционному подходу такой переход возможен, поскольку вера, в силу зависимости от характера и количества поступков, совершаемых верующим, уменьшается и возрастает. Мурджииты считали такой переход невозможным, так как вера не зависит от дел верующего и не уменьшается. Двоякий подход к трактовке веры вызвал разногласия и в вопросе публичного провозглашения причастности к категории мумин. Традиционалисты, мутакаллимы , мутазилиты , хариджиты , суфии отстаивали формулу «я верую, иншааллах », а мурджииты, считавшие сомнение в собственной вере неверием ( куфр ), предлагали формулу «я верую истинно» .
Во многих аятах Корана содержится описание качеств искренних верующих, которые указывают на богатый духовный мир их обладателей:
Аль-Мумин ( араб. المؤمن — аль-му’мину ) — одно из имён Аллаха , которое может применяться исключительно для обращения к Аллаху. Имя Аль-Мумин в качестве эпитета Аллаха употребляется в суре Аль-Хашр « Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи » . В имени Аль-Мумин рассматриваются два аспекта: Бог как источник стабильности и защищённости с одной стороны, и как источник веры в сердце человека с другой.
Слово «мумин» в Коране употребляется 229 раз , например: «Обратитесь все к Аллаху, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми» . Сура Аль-Муминун — 23 сура Корана, ниспосланной в Мекке, состоящей из 118 аятов. В Коране отразился эпизод из жизни пророка Мухаммеда, во время которого пришедшие к пророку бедуины сообщили ему о том, что они стали верующими, в ответ на эти слова бедуинов Аллах приказал пророку Мухаммеду сказать им, что они ещё не являются уверовавшими в полной мере, а всего лишь являются мусульманами.
Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали». Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера ещё не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
— ( Кулиев )
Цитаты о муминах в Сунне:
рассказывал: « Посланник Аллаха , Мир ему и благословение Аллаха, во время сказал: „Не сообщить ли мне вам, кто такой мумин? Мумин — это тот, кому люди могут доверить своё имущество и свою жизнь; муслим — это тот, кто не причиняет вреда другим людям своим языком и своими руками; муджахид — это тот, кто борется со своей собственной душой, чтобы подчиниться Аллаху; а мухаджир — это тот, кто оставил грехи!“»
— Сборник хадисов имама Ахмада, 6/21
Посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Истинно верующий ( мумин ) — тот, с кем люди чувствуют себя спокойно и безопасно».
— Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144