Interested Article - Антиохийская церковь

Антиохийская церковь ( араб. كنيسة أنطاكية ‎; kánīsa ʾanṭākiya ) — одна из пяти крупнейших церквей раннего христианства в восточной части Римской империи с центром в Антиохии . В настоящее время различные поместные церкви ( патриархаты ) связывают свою идентификацию и происхождение с древней единой нераздельной церковью Антиохии: Антиохийская ( православная ), Сирийская ( дохалкидонская ), Сирийская ( восточнокатолическая ) , Маронитская (восточнокатолическая) и Мелькитская ( восточнокатолическая ) .

Исторический очерк

Христологические споры, способствовавшие разделению христианского мира (в т. ч. Антиохийской церкви) в V веке

Новый Завет ( Деян. ) упоминает об Антиохии как месте, в котором последователи Христа в первый раз стали называться христианами . Христианская церковь в Антиохии была основана беженцами из Иудеи . Распространение христианства в древней многонациональной Антиохии происходило преимущественно среди греков и евреев. В соответствии с церковной традицией первыми лидерами христианской общины считаются апостолы Пётр и Павел . Апостол Пётр перед своим отбытием в Рим, рукоположил епископом Антиохии Евода (около 53 года). Свидетельства деятельности апостола Петра в Антиохии содержатся во многих раннехристианских источниках: в Новом Завете ( Гал. ), у Оригена (6-я гомилия на Евангелие от Луки ), у Евсевия Кесарийского ( Церковная история ), Иоанна Златоуста , Феодорита Кирского и в различных сирийских источниках .

Несмотря на длительный период гонений (с середины I до конца III веков), церковь в Антиохии укреплялась. В связи с активной борьбой с еретическими движениями в III—IV веках, в церкви Антиохии развилась традиция проведения церковных Соборов . В начале IV века, после легализации христианства в Римской империи, Антиохийская церковь стала центром христианства в азиатской части Римской империи, Персии и Аравии . Из Антиохийской церкви этот период и позднее отделились Церковь Персии , Грузии и, возможно, Армении , а после Четвёртого Вселенского собора (451) и церковь Иерусалима . В этот же период догматических споров в Антиохии сложилась собственная богословская школа . В раннехристианский период и в эпоху Вселенских соборов началось формирование формы первенства епископов в региональных (поместных) церквах. Наибольший авторитет получили епископские кафедры крупных городов Римской империи : Рима , Константинополя , Антиохии, Александрии и Иерусалима , которые сформировали т. н. « пентархию » . Шестое правило Первого Вселенского собора (325) установило равенство в осуществлении своих полномочий в пределах своих епархий епископов Рима, Александрии и Антиохии .

Эпоха христологических споров V века между антиохийским и александрийским богословием и рецепция итогов Эфесского (431), Второго Эфесского (449) и Халкидонского (451) соборов привели к расколу единой Церкви Антиохии. В начале VI века противники Халкидонского собора начали организацию собственной церковной иерархии в Антиохийской церкви , окончательно отделившись от церкви Византийской империи к середине VI века . Таким образом христианский восток и Церковь Антиохии раскололись на два направления: халкидониты , которые позднее получили название « мелькиты » (происходит от сирийского malka (царь, император) и буквально означает «царские») и противники Халкидона, которых их оппоненты называли « яковитами » от имени епископа Иакова Барадея — создателя антихалкидонской иерархии в Антиохийской церкви .

Примечания

  1. В. В. Тюшагин, А. Г. Крысов, Марко Дино Броджи, Игорь Выжанов. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 484—492. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  2. Fr. Ramy Wannous. Ecumenical dialogue in the perspective of the Patriarchate of Antioch // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 333. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 . 1 июля 2021 года.
  3. Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. — СПб. : Наука , 2020. — С. 15. — 406 с. — ISBN 978-5-02-040526-4 .
  4. И. С. Чичуров, К. А. Панченко, Свящ. Михаил Наджим и T. Л. Фразиер, Б. А. Нелюбов. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 501—529. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  5. Свящ. Михаил Наджим, Е. В. Сильвестрова, А. Ю. Казарян. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 538—542. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  6. Оливье Клеман . Рим. Взгляд со стороны. Православное восприятие идеи первенства римского епископа . — Москва: Скименъ, 2006. — С. 32. — 126 с. — ISBN 5-94884-003-4 .
  7. Дворник Ф. . Богослов.ru (14 апреля 2011). 26 октября 2020 года.
  8. . . — Перевод английского издания «Towards Unity. The Theological Dialogue between the Orthodox Church and the Oriental Orthodox Churches». — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2001. — С. 53—55. — 186 с. — ISBN 5-89647-022-3 . 20 апреля 2021 года.
  9. О. В. Давыденков. Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли. — Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2020. — С. 19. — 560 с. — ISBN 978-5-7429-1349-8 .

Литература

  • Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. — СПб. : Наука , 2020. — 406 с. — ISBN 978-5-02-040526-4 .
Источник —

Same as Антиохийская церковь