Interested Article - Предсуществование Христа

Предсуществование Христа христианский догмат , состоящий в том, что Иисус Христос существовал ещё до своей земной жизни. Он относится к числу основополагающих для всех главных направлений христианства наряду с учениями о Боговоплощении и Троице . Некоторые антитринитарные направления в христианстве этот догмат отрицают.

Библейские источники

Многие исследователи полагают, что идея о предсуществовании Христа появилась очень рано в христианском мышлении и пронизывает весь Новый Завет . Она является одной из основных тем в Евангелии от Иоанна , однако встречается не только там : представление о том, что Иисус Христос ещё до своего земного воплощения «существовал» и был, таким образом, участником Сотворения мира . Эту идею можно обнаружить в Ин. , из 1Кор. , Евр. , Кол. .

В Мих. предрекается пришествие Спасителя и Мессии , или владыки в Израиле .

В Ин. подчеркивается, что Бога не видел никто никогда, и что только сын Его, то есть Иисус Христос, может свидетельствовать о Нём. В первом послании к Тимофею 1Тим. апостол Павел говорится, что Бог в «неприступном свете» живёт и ни один человек не видел его. В послании апостола Павла Фил. заявляется, что Иисус Христос до своего воплощения пребывал в образе Бога, то есть духом, так же как его Отец ( Ин. ) и полностью с Богом совпадал. В Ин. сам Иисус Христос говорит о славе, которую он имел, прежде бытия мира и в Ин. он говорит: «прежде нежели был Авраам , Я есмь». Традиционным толкованием фразы Ин. , является отождествление «Слова», то есть Логоса , с Иисусом Христом, которое « в начале было у Бога ».

В раннем христианстве

Раннехристианская секта эбионитов , отрицавших непорочное зачатие и божественность Христа, отрицали также и его предсуществование .

Один из влиятельнейших раннехристианских Отцов Церкви Ориген развивал учение о предсуществовании всех человеческих душ, выводя из него учение о предсуществовании Христа. Душа Иисуса, как и все прочие души была создана Богом в начале творения. До своего воплощения она была объединена с божественным Логосом , то есть «словом Божьим», как сказано в Евангелии от Иоанна . Из этого Ориген выводил человеческие и божественные качества Иисуса.

В начавшемся в 318 году арианском споре пресвитер Арий развивал учение о «подобосущии» и подчинённости Сына Отцу . Арий учил, что Сын является творением Отца и, следовательно, было время, когда Он не существовал. Это учение было анафематствовано Первым Никейским собором в 325 году, утвердившем догмат о , то есть равноправном отношении между Богом и Его Сыном. На этом соборе был сформулирован Никейский Символ веры, в котором говорится, что Христос рождён, не сотворён и единосущен Отцу и что Он «сошёл и стал плотью».

В Новое время

Отказ от каких-либо личного предсуществования Христа является существенным элементом унитарианской и социнианской христологии. В частности, это подчёркивается в Раковском катехизисе Польских братьев . Польские и голландские социниане оказали в этом отношение на ранних английских унитариан и рационалистов . Важным отличием между античными арианами и антитринитариями Нового времени является согласие последних с догматом о непорочном зачатии Христа. В XVIII веке произошло сближение позиции унитариан с рационалистами. Сегодня наиболее заметными представителями этого направления в христологии являются Христадельфиане .

Некоторые современные богословы, например Адольф фон Гарнак , относятся скептически к предсуществованию Христа . Пауль Альтхаус таким образом разъяснил значение этой проблематики для догматического богословия: «Поскольку идея предсуществования является общей в до- и нехристианских религиях мира, следует задаться вопросом, в какой степени содержание веры в Иисуса соотносится с верой в Его предсуществование, и является ли эта верой уместной в настоящее время или же является для нас устаревшей мифологией» .

Примечания

  1. Gerhard Krause, Gerhard Müller: Theologische Realenzyklopädie
  2. Christian Dietzfelbinger: Der Abschied des Kommenden.
  3. , p. 100.
  4. (неопр.) . — ISBN 978-3-05-005200-7 .
  5. Priestley, J., 1791c [1783], A General View of the Arguments for the Unity of God; and against the Divinity and Pre-Existence of Christ; from Reason, from the Scriptures, and from History, in Tracts.
  6. Hayward, A. от 31 января 2019 на Wayback Machine , Birmingham 1976
  7. Beihefte der Zeitschrifte für Religions- und Geistesgeschichte , 19-22, 1953, S.48
  8. Ulrich Wilckens, Paul Althaus: Präexistenz Christi.
  9. G. Schneider G.: Jesusüberlieferung und Christologie.
  10. J.D.G. Dunn: Christology in the making.
  11. K.-J. Kuschel: Born before All Time?

Литература

  • Ehrman B. E. The Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. — Oxford University Press, 2003. — 294 p. — ISBN 0-19-514183-0 .
Источник —

Same as Предсуществование Христа