Interested Article - Базиле, Джамбаттиста

Джамбатти́ста Бази́ле ( итал. Giambattista Basile ; 15 февраля 1566 , Джульяно-ин-Кампанья , Неаполитанское королевство 23 февраля 1632 , там же ) — неаполитанский поэт и писатель- сказочник. Его написанная в стиле барокко « Сказка сказок » является первым в истории европейской литературы сборником сказочного фольклора. Некоторые из этих сказок позже стали хрестоматийными в обработках Шарля Перро и братьев Гримм (например, « Спящая красавица », « Золушка », « Кот в сапогах »).

Биография

Младшая сестра Базиле — Адриана , одна из знаменитейших певиц Италии

Родился 15 февраля 1566 года в небольшом городке Джульяно-ин-Кампанья близ Неаполя , о чём свидетельствует запись в приходской книге церкви Сан-Никола , в старинной, но небогатой дворянской семье.

Род его отца Джанджакомо Базиле, судя по греческой этимологии фамилии, мог восходить к первопоселенцам античной Партенопы . От своей супруги Ландонии Джанджакомо имел шестерых сыновей и трёх дочерей. Семья была образованной, а дети одарёнными, брат писателя Лелио стал композитором, а сёстры — известными певицами .

Неаполь в середине XVII века. Гравюра из «Космографии» Яна Блау , 1667 г.

Юные годы жизни Базиле покрыты мраком неизвестности, установлено лишь, что в школе он учился вместе с известным поэтом (англ.) (1570—1622) . По окончании школы Базиле занимался, вероятно, самообразованием и скитался по Италии в поисках знаний . Не установлено, учился ли он в одном из итальянских университетов и окончил ли там курс наук, но эрудиция его и знакомство с античной и средневековой классикой, от Овидия и Тацита до Петрарки и Саннадзаро , несомненны. Вместе с тем, он явно несведущ был в философии и теологии , и, несомненно познакомившись с биографией албанского князя Скандербега , выпущенной в 1510 году в Риме Марином Барлети , вряд ли изучал когда-либо труды Аристотеля или Фомы Аквинского .

В 1600 или 1603 году , вероятно, нуждаясь в деньгах, он поступил на военную службу и служил в венецианской армии, проведя около пяти лет в крепости Кандия на Крите , где сражался с турками , заслужив звание капитана пехоты. На досуге он посещал местный литературный кружок «Академия чудаков», основанный венецианским меценатом Андреа Корнаро и объединявший литераторов, образованных чиновников и офицеров . Летом 1607 года он участвовал в военно-морском походе Венецианской республики и служил на одном из её кораблей под командованием Джованни Бембо .

Вернувшись в 1608 году в Неаполь, Базиле оказался безо всяких средств, но дальнейшей карьере его поспособствовала младшая сестра Адриана (1580—1642), певшая в придворной капелле князя Луиджи Карафа ди Стильяно и признанная к тому времени первой певицей Италии . Талантами Адрианы восхищался даже Джон Мильтон , живший в Риме в конце 1630-х годов, а итальянские поэты посвящали ей сборники стихов. Сам Базиле также сочинял тексты для музыки, многие из которых предназначались для исполнения Адрианой и её дочерью Элеонорой Барони , также ставшей впоследствии известной певицей. В 1610 году он публикует пасторальную драму «Злоключения с приключениями» ( итал. Le Avventurose disavventure ), посвятив её своему покровителю князю Стильяно. Заслужив себе этой пьесой некоторый авторитет в среде неаполитанских литераторов, он участвовал в создании в 1611 году местного литературного общества «Академия праздных» , включавшего в свои ряды не только итальянских авторов, но и испанцев, к примеру, Франсиско Кеведо .

В 1610 году Адриана стала придворной певицей герцога Мантуи Винченцо I Гонзага , а после смерти в 1612 году последнего сумела устроить брата управляющим имениями у нового герцога Фердинандо . В 1615 году Базиле управлял от его имени Монтемарано в провинции Авеллино . В 1618 году он поступил на службу к принцу Марино Караччоло, который сделал его в 1619 году губернатором Авеллино, а в 1621—1622 годах он управлял Лаголиберо в области Базиликата . Перейдя на службу к неаполитанскому вице-королю герцогу Альбе , он в 1626 году занял пост губернатора Аверсы . В 1624 году Фердинандо Гонзага наградил его за усердную службу титулом палатинского графа Тороне.

Имея репутацию человека бескорыстного и непрактичного, Базиле так и не смог составить себе состояние, находясь на службе у нескольких знатных господ. Друзья укоряли его за «неумение жить». Долгие годы он управлял крупными имениями, в том числе государственными владениями испанской короны, через его руки проходили огромные деньги, но в Неаполь он вернулся таким же бедняком, каким был раньше. Вероятно, придворная жизнь, которую Базиле должным образом высмеял в своём сборнике сказок, не удовлетворяла натуру поэта и писателя .

Последней должностью Джамбаттисты был предоставленный в 1631 году пост губернатора Джульяно, входившего во владения герцога Джан Галеаццо Пинелли . Последний с почтением относился к Базиле, и вскоре заседания неаполитанской «Академии праздных» перенесены были в родной город писателя.

Умер Базиле в Джульяно 23 февраля 1632 года, в возрасте 66 лет, возможно, став жертвой эпидемии гриппа , последовавшей за случившимся годом ранее извержением Везувия . Похоронен в местной церкви Санта-София .

Семья

В 1612 году вступил в брак с 24-летней уроженкой Джульяно Флорой де Альтерио. Сведений об их детях не сохранилось, возможно, из-за разразившейся в 1656 году в Неаполе эпидемии чумы , унёсшей жизни более половины его жителей .

Братья писателя также служили испанцам и итальянским князьям.

Творчество

Наибольшую известность, в том числе за пределами Италии, среди произведений Базиле приобрёл двухтомный сборник « Сказка сказок » («Пентамерон»), после его смерти изданный в 1634 и 1636 годах его сестрой Адрианой, под анаграммным псевдонимом Джан Алесио Аббатутис ( Gian Alesio Abbattutis ) . Оригинальное название его на неаполитанском диалекте звучит как Lo Cunto de li Cunti, ovvero Lo tratte­ne­mien­to de’ peccerille , что можно перевести как «Сказ­ка ска­зок, или Забава для малышей» , или как «Сказ­ка ска­зок, или Вре­мяпре­про­во­ж­де­ние ста­ру­шек» . Сборник включает 49 сказочных новелл , обработанных в барочном стиле и связанных обрамлением : десять старух-сказочниц, приглашённых во дворец, в течение пяти дней поочередно рассказывают королю и его супруге сказки — отсюда название «Пентамерон» ( Pentamerone , букв. «Пятиднев», от греческих слов греч. πε'vta — «пять» и ἡ μέρα — «день»). В их основу лёг местный городской и сельский фольклор , разбавленный рядом восточных сюжетов, а также заимствованиями из произведений ренессансных авторов, в частности, «Пекороне» Джованни Флорентийца, «Мамбриано» Чеко да Феррара, новелл (англ.) из Лукки и «фабул» неаполитанца Джироламо Морлини .

Наивные и страстные, искусственно стилизованные, подобно «Приятным ночам» Страпаролы , под «народность» , волшебные истории Базиле обнаруживают, вместе с тем, склонность их автора к меланхолии и пессимизму , вызванную, вероятно, неудовлетворённостью унизительным существованием придворного . Мировоззрение Базиле проявляется в скрепляющих «дни» философско-моралистических эклогах , содержащих острую критику современных автору нравов и социальных порядков. Последовательность их строго логична и отражает движение авторской мысли от частного к общему. Конструктивно эти четыре эклоги, имеющие форму сатирических сценок- диалогов с участием слуг главного заказчика сказочных историй принца Тадео, играют едва ли не большую роль, чем канцоны в « Декамероне » .

Обращает на себя внимание, что высмеивая как лицемерие и чванство власть предержащих, так и невежество и стяжательство горожан, осторожный Базиле всячески избегает вопросов религии и церковной стороны быта, вероятно, опасаясь гнева инквизиции . Символом земной власти и способности людей к самоутверждению во враждебном им мире выступает у Базиле золото , которому он, вслед за своими предшественниками- гуманистами , пытается противопоставить знания и «доблесть», под которой разумеет внутренние возможности человека в высшем их проявлении, уподобляющие его Богу . Своей законченностью, гармоничностью и целостностью «Пентамерон» не уступает сборнику Бокаччо и эстетически противостоит всей итальянской новеллистике XVII столетия, справедливо получив от Бенедетто Кроче звание «лучшей книги итальянского барокко» .

Став первым в истории европейской литературы сборником народных волшебных сказок , «Пентамерон» не был должным образом оценен при жизни его автора. Более того, когда в 1647 году венецианская «Академия неизвестных» опубликовала торжественно-официальную биографию «Неаполитанца Джамбаттиста Базиле», в ней вовсе не упоминалось «вульгарное» произведение «Джан Алесио Аббатутиса», а главными его творениями назывались поэмы . Тем не менее, к сюжетам «Пентамерона» обращались уже Шарль Перро и Карло Гоцци .

Европейскую известность творчество Базиле приобрело, однако, лишь после того, как братья Гримм отдали ему должное в изданном в 1822 году третьем томе своих « Сказок » . Автора стали называть «неаполитанским Бокаччо» , комментировать и цитировать. После некоторого охлаждения в эпоху Рисорджименто , новый всплеск интереса к Базиле в Италии пришёлся на конец XIX столетия и связан он с расцветом исследований языка и истории Неаполя. Продуктом этого внимания стало переиздание « Пентамерона » (Неаполь, 1891 ) под редакцией Бенедетто Кроче , который, кроме того, внёс значительный вклад в исследование биографии писателя .

Также Базиле писал стихи, восхвалявшие своих покровителей-аристократов и вошедшие в сборники «Il Pianto della Vergine» (1608) и «Madrigali e ode» (1609) . В 1612 году он публикует «Любовные эклоги» ( итал. Egloghe amorose ), а в 1613-м — драму «Опечаленная Венера» ( итал. Venere addolorata ). Его неоконченная героическая поэма в октавах «Феаген» ( итал. Il Teagene , 1637), представляющая собой переложение «Эфиопики» Гелиодора , и вышеназванная драма «Злоключения с приключениями» являются образцами маринистского стиля, модного в то время. Выпустив критические издания стихотворений Пьетро Бембо и Джованни Делла Каза , он составил стилистико-лингвистический трактат «Заметки о стихотворениях Бембо и Казы» .

Но наибольший успех имел его поэтический сборник «Неаполитанские музы» ( итал. La Musa Napoletana , 1635), в девяти эклогах -диалогах которого даны красочные и причудливые картины города Неаполя. Читатель слышит и живо представляет себе, как ссорятся, сплетничают и беседуют уличные торговки, авантюристы, проститутки, воры, городские кумушки, наивные юноши, пришедшие из окрестных деревень в столицу в поисках развлечений и заработка.

Русские издания

  • Джамбаттиста Базиле. / Пер. с итал. // Иностранная литература. — 2012. — № 8. — С. 150—194.
  • Джамбаттиста Базиле. / Пер. с итал. Петра Епифанова. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. — 552 с.: ил. — ISBN 978-5-89059-278-1 .
  • Джамбаттиста Базиле. Сказка сказок. Пентамерон / Пер. с итал. Петра Епифанова. — М.: ИД «Альма Матер»; «Гаудеамус», 2023. — 503 с.: ил. — (Методы культуры: фольклористика). — ISBN 978-5-6047272-5-6 .

Экранизации

Комментарии

  1. Согласно Бенедетто Кроче , Базиле родился в 1575 году в Неаполе. См.: Nicolini F. // Enciclopedia Italiana . — Roma, 1930.

Примечания

  1. Asor-Rosa A. от 12 февраля 2023 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani. — Vol. 7. — Roma, 1970.
  2. от 7 октября 2022 на Wayback Machine // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  3. от 26 марта 2023 на Wayback Machine // Encyclopedia Britannica online.
  4. Пётр Епифанов. Об авторе // Джамбаттиста Базиле. Сказка сказок. Пентамерон. — М.: ИД «Альма Матер»; «Гаудеамус», 2023. — С. 19.
  5. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература на рубеже XVI и XVII столетий // XVII век в мировом литературном развитии. — М., 1969. — С. 186.
  6. от 3 февраля 2023 на Wayback Machine // Treccani. Enciclopedia on line.
  7. Пётр Епифанов. Об авторе // Джамбаттиста Базиле. Сказка сказок. Пентамерон. — С. 20.
  8. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 187.
  9. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 190.
  10. Пётр Епифанов. Об авторе // Джамбаттиста Базиле. Сказка сказок. Пентамерон. — С. 22.
  11. от 29 марта 2023 на Wayback Machine // Encyclopædia Universalis .
  12. Пётр Епифанов. Об авторе // Джамбаттиста Базиле. Сказка сказок. Пентамерон. — С. 25.
  13. Пётр Епифанов. Об авторе // Джамбаттиста Базиле. Сказка сказок. Пентамерон. — С. 23.
  14. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 184.
  15. Чекалов К. А. от 23 марта 2023 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . — Т. 2. — М., 2005. — С. 652.
  16. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 207.
  17. История литературы Италии. — Т. II. Возрождение. — Кн. 2. Чинквеченто. — М., 2010. — С. 389.
  18. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 223.
  19. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 228.
  20. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 192.
  21. Ferrari G. от 21 марта 2023 на Wayback Machine // Revue des Deux Mondes. — T. XXI. — Paris, 1840. — p. 508.
  22. Хлодовский Р. И. «Пентамерон» Джамбаттисты Базиле и итальянская литература… — С. 191.

Библиография

  • Ferrari Giuseppe. // Revue des Deux Mondes, période initiale. — Tome XXI. — Paris, 1840. — pp. 505—531.
  • Nicolini Fausto. // Enciclopedia Italiana . — Roma: Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1930.
  • Asor-Rosa Alberto. // Dizionario Biografico degli Italiani . — Volume 7. — Roma: Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1970.
Источник —

Same as Базиле, Джамбаттиста