Изабелла Антония фон Круа
- 1 year ago
- 0
- 0
Изабе́лла Ро́мола Ме́дичи ( итал. Isabella Romola de Medici ; 31 августа 1542, Флоренция , Флорентийское герцогство — 16 июля 1576, Черрето-Гвиди , великое герцогство Тосканское ) — принцесса из дома Медичи , дочь Козимо I , великого герцога Тосканы. Жена герцога из дома Орсини ; в замужестве — герцогиня Браччано .
Одна из самых красивых и образованных женщин эпохи Возрождения . Покровительствовала учёным, поэтам и музыкантам. Умерла от перемежающейся лихорадки . Почти сразу после смерти герцогини возникли слухи о том, что она была задушена по приказу ревнивого супруга. Версия убийства оказалась ошибочной, но была поддержана писателями и драматургами в многочисленных произведениях.
Изабелла Ромола родилась во Флоренции 31 августа 1542 года . Она была третьим ребёнком и второй дочерью в семье Козимо I, будущего великого герцога Тосканы , в то время герцога Флоренции , и донны Элеоноры Альварес де Толедо , аристократки из . По отцовской линии приходилась внучкой кондотьеру Джованни Чёрные Полосы и Марии Сальвиати , через которую её прапрадедом был сам Лоренцо Великолепный . По материнской линии она была внучкой Педро Великого , вице-короля Неаполя и , маркграфини Вильяфранка-дель-Бьерсо .
Ещё в утробе принцесса проявляла такую активность, что беременная мать была уверена — у неё родится сын, а вот отец, наоборот, ожидал рождения дочери . Элеонора даже заключила пари с Козимо, что родится мальчик, и проиграла. Появившуюся на свет девочку назвали Изабеллой, в честь тётки по материнской линии и первой невесты отца, и Ромолой, в честь святого покровителя города Фьезоле . Её рождение было встречено с большой радостью в доме Медичи. По свидетельству современников, она была самым красивым ребёнком в семье герцога и герцогини Флоренции .
Детство Изабеллы прошло между палаццо Веккьо и палаццо Питти , в которых находился двор герцогства, переезжавший из одного дворца в другой . Все дети герцога и герцогини получили хорошее образование. В пять лет Изабелла приступила к изучению латинского и греческого языков. Гуманитарные науки ей преподавали филологи Антонио Анджели да Барга и Пьеро Веттори , музыку — придворный музыкант и композитор . Особенно тесные отношения с детства у принцессы сложились с младшим братом Джованни , будущим кардиналом .
Когда Изабелле исполнилось одиннадцать лет, родители обручили её с двенадцатилетним (1.1.1541 — 13.11.1585) из дома Орсини , сеньором Браччано и Ангвиллары. Жених Изабеллы был сыном Джероламо Орсини и Франчески Сфорца ди Санта-Фьоры; по линии отца он приходился внуком Феличе делла Ровере , незаконнорождённой дочери папы Юлия II , по линии матери — внуком , незаконнорождённой дочери папы Павла III .
Этот брак должен был продолжить давнюю традицию матримониальных связей между домами Орсини и Медичи . С другой стороны, герцог Флоренции надеялся таким образом укрепить позиции дома Медичи при Святом Престоле и поставить главу дома Орсини вместо традиционной службы королю Франции на службу императору Священной Римской империи .
11 июля 1553 года в Риме был подписан брачный контракт. Со стороны жениха контракт подписал его опекун, кардинал . Со стороны невесты — посланник флорентийского герцога Аверардо Серристори . 24 июля того же года договор был ратифицирован во Флоренции, куда прибыл жених и где ему пришлось поселиться под присмотром тестя .
Церемония бракосочетания состоялась во Флоренции 28 января 1556 года, перед отъездом Паоло Джордано в Рим. За месяц до этого события папа Павел IV назначил его военачальником армии Папского государства и призвал на войну против армии Испании и империи. Свадебные торжества прошли во Флоренции 3 сентября 1558 года уже по окончании войны. В честь этого события композиторы Франческо Кортечча и Филипп де Монте написали вокальные произведения .
После свадьбы молодожёны продолжили жить во Флоренции. За следующие четыре года умерли старшая и младшая сёстры Изабеллы и её мать. Оставшись единственной женщиной в семье, она поддерживала отца и заботилась о младших братьях .
9 октября 1560 года папа Пий IV даровал сеньории Браччано статус герцогства, и Паоло Джордано стал первым герцогом Браччанским, а его жена герцогиней . В октябре 1565 года герцог Флоренции подарил им виллу Поджо-Барончелли, которую по заказу его дочери украсили скульптурами работы Винченцо де Росси и Винченцо Данти .
Изабелла принимала активное участие в политической жизни Флорентийского герцогства. Она поддерживала неофициальные дипломатические контакты с жёнами глав владетельных домов. Вела переписку с Иоганной Австрийской , невестой старшего брата, перед тем, как та прибыла на свадьбу в Тоскану в декабре 1565 года. Изабелла встретила её лично и некоторое время провела с ней на вилле Подже-а-Кайяно, помогая привыкнуть к новым условиям. Во время торжественного въезда невесты наследника во Флоренцию герцогиню Браччанскую сопровождал личный двор. Она была рядом с отцом, когда в 1570 году в Риме папа Пий V даровал ему титул великого герцога Тосканы .
По свидетельству современников, Изабелла была красивой, умной и благочестивой женщиной. В своём доме во Флоренции она предоставляла убежище лицам, гонимым инквизицией . Приняла на службу протестантского теолога Фаусто Поало Соццини . Покровительствовала деятелям науки и искусства. Поддерживала творчество композитора, музыканта и певицы Маддалены Медзари по прозвищу Казулана. В свою очередь учёные, композиторы и поэты посвящали ей свои сочинения. Изабелла сама писала музыку; сохранилось единственное сочинение герцогини — композиция для лютни «Радость жизни». Уже в зрелом возрасте она серьёзно занималась математикой под руководством известного астронома и математика Иньяцио Данти .
В семье Паоло Джордано и Изабеллы долго не было детей. Отчасти в этом была виновата военная карьера герцога. Известный кондотьер , он участвовал во многих сражениях и даже был ранен в знаменитой битве при Лепанто . После ряда выкидышей герцогиня смогла выносить и родить троих детей, из которых выжили двое:
Вместе со своими детьми, по требованию великого герцога, Изабелла воспитывала младшего брата, дона Джованни , родившегося от внебрачной связи её отца с Элеонорой дельи Альбицци .
Изабелла умерла на близ Флоренции 16 июля 1576 года . Причиной смерти герцогини Браччано, до этого долгое время болевшей, была перемежающаяся лихорадка . Естественный характер смерти подтверждают архивные документы. Из сохранившейся обширной переписки Изабеллы с мужем видно, что герцог и герцогиня любили друг друга и Паоло Джордано переживал за здоровье больной жены. Изабелла помогала супругу на политическом поприще, и её смерть разрушила его карьеру .
Однако почти сразу после кончины герцогини Браччанской появились слухи о том, что она была убита . Источниками этих слухов, описывавших Изабеллу как развратницу, а её мужа как жестокого и эгоистичного тирана, стали хроники и откровенно клеветнические анонимные памфлеты противников дома Медичи. Слухи намеренно распространялись через дипломатическую переписку государств, враждебных великому герцогству Тосканскому . Официально было объявлено, что герцогиня Браччанская скончалась на вилле Черрето-Гвиди, где находилась по случаю охоты, что умерла она утром, когда мыла голову, и герцог Браччанский обнаружил её мёртвой на коленях .
Борьба родственников Изабеллы с клеветниками содействовала ещё большому распространению слухов . Появилось несколько версий несостоявшегося убийства. По одной из них, заскучавшая по мужскому вниманию герцогиня в отсутствие мужа завела себе любовника, которым стал присматривавший за ней юный . Пока был жив великий герцог, которого, кстати, тоже обвиняли в кровосмесительной связи с дочерью, герцогиня Браччанская чувствовала себя в безопасности, но со смертью отца она лишилась поддержки. Новый великий герцог, её старший брат , приказал рогоносцу-мужу убить неверную жену. Приказ был исполнен, и герцогиня была задушена на вилле Черрето-Гвиди в полдень в присутствии нескольких свидетелей . По другой версии, герцог Браччанский полюбил , убил её мужа и решил избавиться от своей жены, ложно обвинив ту в измене .
Уже в XVIII веке историк в своей «Истории великого герцогства Тосканского» (1781) указал на отсутствие документов и достоверных свидетельств, подтверждающих убийство Изабеллы. Единственной причиной возникновения слухов он предположил скоропостижность смерти герцогини для подданных . Недавние исследования, проведённые главой Капитолийского исторического архива, историком Элизабеттой Мори , убедительно доказали естественный характер смерти герцогини Браччанской и фальсификацию истории её убийства .
Сюжет об убийстве герцогини Браччано получил широкое распространение в литературе — от кровавой трагедии « Белый дьявол » (1612) Джона Уэбстера до исторического романа «Изабелла Орсини: герцогиня Браччано» (1856) Франческо Доменико Гверрацци и исторического очерка «Медичи» (1845) Александра Дюма . Его упоминает в своих «Итальянских хрониках» Стендаль . К современным изданиям на эту тему относятся беллетризированные биографии историка Кэролайн П. Мёрфи «Убийство принцессы Медичи» (2008) и «Изабелла Медичи: яркая жизнь и трагический конец ренессансной принцессы» (2011) . Этот же сюжет использовал при создании либретто оперы «Изабелла Орсини» (1920) композитора Ренато Броджи .
Сохранилось несколько портретов Изабеллы, изображающих её в разном возрасте . Детский портрет принцессы кисти Аньоло Бронзино , написанный в 1552—1554 годах, хранится в собрании Национального музея в Стокгольме . В частной коллекции находится портрет Изабеллы с собачкой 1560 года, который атрибутируют Алессандро Аллори ; кисти этого живописца принадлежит несколько портретов Изабеллы. На одном из них, написанном в 1574 году, из собрания Уодсворт Атенеума в Хартфорде , она изображена с сыном . Посмертный портрет Изабеллы 1587 года кисти неизвестного художника в Музее истории искусств в Вене , вероятно, изображает герцогиню Браччано в последние годы жизни . В галерее Уффици хранятся два портрета также кисти Алессандро Аллори, изображение герцогини на которых оспаривается исследователями: некоторые из них считают, что на «Портрете Изабеллы за музыкой» изображена Бьянка Капелло , а на «Портрете Изабеллы с мехом» — Лаудомия Медичи .