На первом листе рукописи указано заглавие «Гербовник» (
порт.
Liuro das Armas
), но точный буквальный перевод устоявшегося более распространённого названия
порт.
Livro do Armeiro-Mor
— «Книга главного оружейника». Манускрипт хранится в Национальном архиве Торре ду Томбу, иногда именуется как «Большая книга» (
Livro Grande
).
Рукопись
содержит 161 лист
пергамента
размером 403 x 315 mm.
.
Гербовник
составлялся Жуаном ду Кро (
порт.
João do Cró / João du Cros
),
гербовым королём
Португалии (
rei de armas Portugal
) по указанию Мануэла I
. В прологе на первом же листе с текстом указано, что труд был завершён в Лиссабоне в августе 1509 года
. Ниже представлен
герб
составителя и его подпись
. Ещё ниже на том же листе начинается содержание книги.
В начале
XVI века
при чтении
геральдических
символов наблюдались значительные расхождения. Данный гербовник был предназначен для установления унифицированной нормы и стал настоящим каноном для подражания при изображении существовавших тогда гербов Португалии
. Но в гербовник вошли не все имевшиеся в королевстве гербы. Целью создания манускрипта была своеобразная
перепись
знатных родов
, нормативизация геральдики для централизации королевской власти.
Книга состоит из пяти глав: Девять Достойных, государственные гербы, о коронации императора Германии, о коронации короля Франции и о португальской знати, включая королевское семейство. Вскоре после завершения
кодекса
была начата работа над усовершенствованным манускриптом «
Книга знати и усовершенствованных гербов
» (1521—1541). Главной его особенностью стали дополнения
нашлемников
к щитам гербов. Однако в обновлённой работе, предназначенной для исправления ошибок предшествовавшего труда по геральдике, были допущены неточности иного плана. Ф. М. Таварес Филью (
Franklin Maciel Tavares Filho
), основываясь на работах
Мишеля Пастуро
, подчеркнул, что введение нашлемника приходится примерно на время 1480—1530-х годов, когда истребляемая знать всё более стремилась возвыситься над богатеющей буржуазией и по примеру французов прибегала к богатому украшению гербовых шитов нашлемниками
.
Анселму Браамкамп Фрейре
широко использовал данный труд при составлении фундаментального трёхтомного исследования о геральдике
гербового зала
Национального дворца в Синтре
. Первый исследователь рукописи Антониу Каэтану де Соуза (
António Caetano de Sousa
) полагал, что гербовник был составлен немцем по имени Арриет (
Arriet
)
. А. Б. Фрейре в 1-м издании своего труда (1899) писал, что манускрипт создавался португальцем Антониу Родригешем (
António Rodrigues
)
. В 1912 году
Жулиу Данташ
также указал автором книги обозначенного А. Браанкампом Фрейре А. Родригеша, но свидетельствующее о немецкой школе иллюстрирования обилие зелёного тона на миниатюрах подтвердило мнение А. К. де Соузы
, однако выяснилось, что Родригеш, гербовый король Португалии, попал в
Германию
лишь в 1510 году, когда работа над гербовником была уже завершена
. Афонсу де Дорнелаш (
Afonso de Dornelas
) приступил к тщательному исследованию армориала, желая прибегнуть к сравнительному анализу архивных документов, но источники королевских канцелярий хранили молчание о книге, а Архив знатных родов (
Cartório da Nobreza
) сгорел при пожаре во время
Лиссабонского землетрясения
1755 года
. В исследованиях А. М. де Фарии (
António Machado de Faria
) всплыло имя миниатюриста Жуана ду Кро
. Первенство одной из указанных кандидатов жарко дискутировалось
, но автора гербовника можно было определить только при ответе на вопрос: «Кто 15 августа 1509 года был главным гербовым королём?»
. Было установлено, что в период с 1509 по 1512 год гербовым королём Португалии был Жуан ду Кро
. После длительных дискуссий, итог которым был подведён в статьях первого факсимильного издания армориала 1956 года, специалисты пришли к мнению, что именно Жуан ду Кро (португалец, а не француз), был автором гербовника «Большая книга». А. М. де Фария обратил внимание на то, что два последние герба книги (семейства Риба Фрия (f. CXXXVIr) и Диогу де Торреш (f. CXXXVIIr)) выполнены не Жуаном ду Кро, а рукой неизвестного иллюстратора
.
Глава I
Девять Достойных (
Nove da Fama
— Славная Девятка)
В первой главе представлены частично вымышленные гербы и титулы так называемых
Девяти Достойных
(
Nove da Fama
; ff. I—V, 9 гербов) — исторических личностей и легендарных героев, снискавших огромную известность
и являвшихся образцами для подражания при воспитании благородных
рыцарей
в
Средние века
. Дополнительно в группе девяти достойных героев фигурирует
Бертран Дюгеклен
,
коннетабль Франции
в 1370—1380 годах и выдающийся военачальник
Столетней войны
— его герб десятый и последний в данной главе. Уже в этой части имеются
анахронизмы
и ошибки составителя: Готфрид Бульонский отказался от титула «король» (
порт.
Rey
), тем не менее именно он указан в рукописи помимо некоторых вымышленных титулов других героев. Далее в тексте статьи названия указаны не так, как они записаны на миниатюрах рукописи, а согласно орфографии сайта архива Торре ду Томбу
.
В этой главе размещены государственные символы 49 больших и малых королевств
Европы
,
Азии
и
Африки
. Ошибочные титулы:
граф Оркни
именуется королём
Оркнейских островов
, хотя независимого королевства там не было. В манускрипте имеются символы неизвестных (Клавомния, Конимбра, Гравате, Данавит, Эштонел) и вымышленных средневековых королевств, как в случаях с Африкой, Аравией, Индией, Далмацией и другими. На месте символа династии
Палеологов
фигурирует герб Византийской империи, а на предыдущей миниатюре изображён герб вымышленного короля
Константинополя
из
легенд о короле Артуре
.
Хотя знать Европы пытались найти генеалогическую связь с Карлом Великим, в Португалии эта концепция не была распространена и не отражена в геральдике. Напротив, аристократам
Пиренейского полуострова
более авторитетными казались как древнее
вестготское
происхождение, так и связь с
иберийскими
королевскими семействами. Кроме того в геральдике Португалии в родословной отдельного короля прослеживается связь с мифологическим основателем рода
.
Набор и значимость
фигур на гербах
португальских фамилий менялись с течением времени. Если в
XII
и
XIII веках
четыре элемента по распространённости выстраивались в следующем порядке: перевязь (
banda
), замок/башня,
лев
,
лилия
, то в
XV веке
первое место было занято лилией, второе — львом, третье — замком/башней, и на последнем стоял
орёл
. В португальской геральдике фигуры животных имели бо́льшую распространённость, чем в других странах Европы.
В главе V представлены иллюстрации 6 гербов членов королевских семей (королей, королев, наследного принца) и 287 гербов представителей
знати
. Надпись
Chefe
(в русском переводе опущена) на многих иллюстрациях обозначает родоначальника — гербы его потомков могли иметь отличия. Гербы более знатных семейств занимают одну страницу, менее знатных размещены по 4 на странице.
Баррежола, Жуан А́лвареш Коласу, Жуан Афонсу де Сантар, Фернан Гомеш да Мина (
Barrejola, João Álvares Colaço, João Afonso de Santar, e Fernão Gomes da Mina
; f. CXVIII r)
Вила Нова, Барба Лонга, Приваду, Жуан Афонсу да Фазенда (
Vila Nova, Barba Longa Chefe, Privado, João Afonso da Fazenda
; f. CXVIII v)
Агомия, Шасинш, Таборда, Пайва (
Agomia, Chacins, Taborda e Paiva Chefe
; f. CXIX r)
Жуан Фернандеш ду Арку, Фагундеш, Гамбоа, дон Жуан (Лобу) епископ Танжера (
João Fernandes do Arco, Fagundes, Gamboa Chefe, Dom João (Lobo) Bispo de Tânger
; f. CXXXIV r)
Северин, Прежну, дон Фрей Энрике (де Коимбра) епископ Сеуты, Луиш А́лвареш де Авейру (
Severim, Presno, Dom Frei Henrique (de Coimbra) Bispo de Ceuta, Luís Álvares de Aveiro
; f. CXXXIV v)
Эштева́н Мартинш глава школы (
Estêvão Martins Mestre-escola
; f. CXXXV r)
Риба Фрия (
Riba Fria
; f. CXXXVI r)
Диогу де Торреш (
Diogo de Torres
; f. CXXXVII r)
Издания
Cró J. do.
:
[
порт.
]
/ João do Cró. — manuscrito. — Lisboa, 1509. — [161 f.] p.
Cros J. du.
Livro do Armeiro-Mor :
[
порт.
]
/ João du Cros / António Machado de Faria. — 1.ª edição
facsímile
. — Lisboa : Academia Portuguesa da Historia, 1956. — 291 p. —
500 экз.
Livro do Armeiro-Mor :
[
порт.
]
/ João do Cró / Apresentação de Vasco Graça Moura; prefácio de Joaquim Veríssimo Serrão; introdução, breve história, descrição e análise de José Calvão Borges. — 2.ª edição. — Lisboa : Academia Portuguesa da Historia / Inapa, 2007. —
ISBN 978-9728387662
.
, p. 148: «armas de Diogo de Tôrres e da família Riba Fria, não foram iluminadas por João du Cros mas por continuadores do códice, ainda não identificados».
↑
, p. 119.
Peteira E., Rodriques G.
//
Portugal
: diccionario historico, chorographico, heraldico, biographico, bibliographico, numismatico e artistico :
[
порт.
]
:
in VII vol.
/ Peteira, Esteves & Rodriques, Guilherme. — Lisboa : J. Romano Torres, 1907. — Vol. III : D—K. — P. 810. — 1091 p.
Литература
Faria A. M. de.
:
[
порт.
]
/ António Machado de Faria // Armas e Troféus. — 1936. — Vol. 1. — P. 136—148.
Freire A. Braamcamp
.
:
[
порт.
]
:
in 3 vol.
/ Anselmo Braamcamp Freire. — 2.ª edição. — Coimbra : Imprensa da Universidade de Coimbra, 1921. — Vol. 1. — 626 p. —
200 экз.
(порт.)
. DGARQ - Direcção-Geral de Arquivos. Дата обращения: 4 декабря 2020.
26 июля 2020 года.
Tavares Filho F. M.
:
[
порт.
]
/ Franklin Maciel Tavares Filho // Plêthos. — 2013. — Vol. 3, no. 1. — P. 110—126. —
ISSN
.