Interested Article - Оланда, Антониу де

Анто́ниу де Ола́нда ( порт. António de Holanda ) — нидерландский художник-миниатюрист эпохи раннего Возрождения , то есть начала XVI века на западе Пиренейского полуострова , проведший долгие годы в Португалии .

Передача имени

Вариант передачи имени Антоний Голландский , как перевод на русский язык , не зафиксирован источниками. Среди отечественных авторов о миниатюристе писала только Т. П. Каптерева в своего рода единственной и фундаментальной монографии «Искусство Португалии» (1990), где использовала вариант транскрипции Антонио де Оланда . Но, согласно португальско-русской практической транскрипции , конечное безударное o португальского языка передаётся русской буквой «у»: Антониу.

Творчество

О жизненном пути Антониу де Оланда сохранились крайне скудные сведения. Точные даты и места рождения и смерти остаются не выясненными. Предполагается, что художник родился между 1480 и 1500 годами, а умер между 1553 и 1571 годами , поскольку его сын, Франсиско (Франсишку) де Оланда , писал, что в 1571 году его отца уже не было в живых. Судя по прозванию, ставшему со временем фамилией, происходил из Голландии . Из сообщений Франсишку де Оланда известно, что он родился в 1517 году в Лиссабоне , из чего следует, что в то время его отец также мог находиться в том городе. Со временем слава сына затмила известность отца. Первое документальное свидетельство об Антониу де Оланде относится к 1518 году, когда Мануэл I возвёл его в ранг придворного художника, который обозначается термином порт. passavante или англ. pursuivant и стоит ниже герольда . При правлении следующего португальского короля Жуана III данный пост сохранился за Оландой .

Изабелла Португальская с будущим королём Испании Филиппом II

Бо́льшая часть наследия Антониу де Оланды не сохранилась. О существовании некоторых его произведений до нас дошли лишь документальные свидетельства . В сохранившихся же работах ощущается натуралистический дух Нидерландов без признаков эстетики Возрождения , который Т. П. Каптерева определила другими словами: «Позднеготическая португальская миниатюра возникла и развилась под влиянием традиций самой крупной и известной из европейских школ — франко-фламандской школы миниатюры XVI века» . Роскошное украшение книг эпохи мануэлино выросло на почве средневековья , но также вобрало в себя веяния нового времени. По мнению Каптеревой, Антониу де Оланда продолжил традиции Александра Бенинга, к которым также относился и выдающийся минитюарист Симон Бенинг , но к тому времени искусство миниатюры изжило себя и расценивается современными искусствоведами как анахронизм . Художник долгие годы работал в Португалии (1518—1557 ), где составлял рисунки для гобеленов , иллюстрировал книги монастыря ордена Христа в Томаре (1539), а в Толедо написал портрет Карла V . В Португалии был первым миниатюристом, применившим позолочение чёрно-белых рисунков . Оланда находился в Португалии в то время, когда там были значительно распространены иллюминированные рукописи . В начале XVI века в Португалии миниатюрами иллюстрировались геральдические кодексы, сборники архивных документов и королевских ордонансов , карты и морские атласы . В этих областях работал Антониу де Оланда.

В 1530-х годах в Эворе , где тогда располагался королевский двор Жуана III , Антониу де Оланда работал бок о бок с ещё одним иллюминатором нидерландского происхождения — Яном Рюйшем (точнее Рёйс? Jan Ruysch ) .

С 1504 по 1552 году создавался свод переписанных заново и иллюминированных королевских указов «Новое чтение» ( порт. Leitura Nova , также «Лейтура нова») . «Огромный свод из 60 томов, охвативший всю историю португальского государства, украшали 43 фронтисписа . Большие композиции строго следовали единой схеме: трёхчастное деление листа, в центральном поле, в рамке, — текст, увенчанный именем монарха, при котором создавался данный документ (дон Мануэл, дон Жоан), выше — герб королевства, поддерживаемый ангелом или ангелами, по сторонам — браслетчатые сферы; поля заполнены орнаментом. Сохранение в миниатюрах этой единой схемы в течение долгих лет, отразивших изменение вкусов и идеалов португальского общества, представляет наглядную возможность проследить развитие искусства страны в первой половине XVI века» . Многоаспектный научный анализ фронтисписов свода провела французская исследовательница Сильви Деварт . «Первая серия начала XVI столетия принадлежала Антонио де Оланде, создателю чёткой композиционной схемы, торжественного декоративного образа, который утверждал идею богоизбранности и всевластности португальской короны в лице Мануэла I и вместе с тем был полон наивной привлекательности, простоты, душевной ясности в восприятии мира. Миниатюры этой серии, используя нидерландскую традицию, активно включали в свою изобразительную систему символику и мотивы мануэлино. В последующих сериях проявились иные тенденции» .

В 1541 году художник был приглашён в Толедо, где также должен был работать над портретом наследника испанской короны Филиппа II и его матери, Изабеллы Португальской , сестры португальского короля Жуана III .

Работы

Вид Лиссабона в 1530 году в соавторстве с Симоном Бенингом , миниатюра из «Генеалогии дона Фернанду»
  • « Атлас Миллера » (1515/1516) — по предположению исследователей, карты иллюминировал Антониу де Оланда. В 1994 году в «Журнале Национальной библиотеки Франции» был опубликован текст, представленный в 1993 году на XV Международной конференции по истории картографии в Чикаго ( США ), подтвердивший авторство иллюминатора Антониу де Оланды по исполнению художественного оформления «Атласа Миллера»
  • Вид Лиссабона с замком Святого Георгия из манускрипта « Хроника Афонсу Энрикеша » , около 1520
  • « pt » ( порт. Livro de Horas de D. João III , лат. Horae Beatae Maria Virginis ), хотя даже в настоящее время, несмотря на изменение названия, продолжает именоваться «Часословом Мануэла I » . Предполагается, что над этим часословом работали три художника: Антониу де Оланда, Грегориу Лопеш и Криштован де Фигейреду . С 1915 года находится в Национальном музее старинного искусства , Лиссабон. Составлен между 1517 и 1538 годами (согласно сведениям Каптеревой, 1517—1518 ), содержит 303 листа пергамента и 58 миниатюр на весь лист.
  • « Генеалогия королей Португалии » в соавторстве с Симоном Бенингом , хранится в Британском музее

Два указанные ниже источника относятся к книгам песнопений с музыкальной нотацией , в которых Оланда иллюминировал по одному листу:

  • Gradual Temporal de Nossa Senhora do Paraíso de Évora ( Livro de coro 137, fol. 47, 1536?)
  • Antiphonaire temporel ( Livro de coro 139, fol. 1, около 1539)

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. , с. 174, 176, 179.
  3. .
  4. , с. 174.
  5. , p. 1686.
  6. , с. 178.
  7. , p. 203.
  8. .
  9. , с. 179.
  10. , p. 551: «Revista da Bibliothèque Nationale de France onde foi publicado, em 1994, o texto da comunicação que havia sido antes apresentada em 1993 na 15th International Conference on the History of Cartography (Newberry Library, Chicago, U.S.A), e onde ficou afirmada a autoria do iluminador António de Holanda na decoração artística do "Atlas Miller"».
  11. , с. 176.
  12. , p. 208.

Литература

  • Каптерева Т. П. Глава 2. Эпоха расцвета // Искусство Португалии / Татьяна Павловна Каптерева. — М. : Изобразительное искусство, 1990. — С. 174—179. — 400 с. — 30 000 экз. ISBN 5-7117-0369-2 .
  • (фр.) . Larousse. Дата обращения: 11 декабря 2020. 25 апреля 2021 года.
  • Deswarte S. Les enluminures de la Leitura nova : Étude sur la culture artistique du Portugal au temps de l’humanisme : [ фр. ] / Sylvie Deswarte ; préf. par André Chastel ; [introd. de José V. de Pina Martins]. — Paris : Fundação Calouste Gulbenkian. Centro Cultural Português, 1977. — 498 p.
  • Deswarte-Rosa S. / Sylvie Deswarte-Rosa. — In: Ao Modo da Flandres : Disponibilidade, inovação e mercado de arte na época dos Descobrimentos (1415-1580) : [ фр. ] // Actes du congrès international (Lisbonne, 11-13 avril 2005). — 2005. — P. 197—209.
  • Holanda (António de) // Dicionário Prático Ilustrado : novo dicionário enciclopédico luso-brasileiro publicado sob a direcção de Jaime de Séguier : [ порт. ] / edição actualizada e aumentada por José Lello e Edgar Lello. — Porto : Lello & Irmão — Editores , 1974. — P. 1686. — 2026 p.
  • Marques A. P. Os Descobrimentos e o Atlas Miller , Obra-prima da Cartografia e da Arte do Renascimento : Edição facsimilada da tese de doutoramento em História apresentada em 2005-2006 na Faculdade de Letras da Universidade de Coimbra (e, desde 2007, objecto do processo judicial português número 529/07.0BECBR) : [ порт. ] / Alfredo Pinheiro Marques. — Figueira da Foz do Mondego : Centro de Estudos do Mar, 2012. — 558 p. — ISBN 978-972-8289-41-6 .
Источник —

Same as Оланда, Антониу де