Interested Article - Альгарди, Алессандро
- 2021-02-17
- 1
Алессандро Альгарди ( итал. Alessandro Algardi , 31 июля 1598 , Болонья — 10 июня 1654 , Рим ) — итальянский скульптор , архитектор и рисовальщик , проектировщик ювелирных изделий из золота и серебра, крупнейший представитель стиля барокко в искусстве Италии наряду с Джованни Лоренцо Бернини , Франческо Борромини и Пьетро да Кортона . Работал в Мантуе, Болонье и Риме.
Биография
Альгарди родился в Болонье, в юном возрасте учился в мастерской Лодовико Карраччи , одного из главных представителей болонской школы , затем у Джулио Чезаре Конвенти (1577—1640), относительно мало известного художника.
В 1608 году Альгарди поступил на службу к герцогу Мантуи Фердинандо Гонзага . Выполнял декоративные работы и рисунки ювелирных изделий. После непродолжительного пребывания в Венеции в 1625 году он отправился в Рим, где герцог Мантуанский представил его племяннику покойного папы, кардиналу Людовико Людовизи , который на некоторое время нанял его для реставрации античных статуй из своей знаменитой коллекции.
В Риме Альгарди помогали друзья, в том числе Пьетро да Кортона и его соотечественник Доменикино . Его ранние римские заказы включали терракотовые и несколько мраморных портретных бюстов и другие небольшие произведения. В 1630-х годах Альгарди трудился над гробницами семьи Меллини в капелле Меллини церкви Санта-Мария-дель-Пополо . Работал в церквях Сан-Сильвестро-аль-Квиринале , Сант-Андреа-делла-Валле , в соборе Святого Петра , Палаццо деи Консерватори .
Первый крупный заказ для Альгарди поступил в 1634 году, когда кардинал Убальдини из рода Медичи заказал надгробный памятник в соборе Святого Петра своему двоюродному деду, папе Льву XI, третьему папе из семьи Медичи, правившему менее месяца в 1605 году. Надгробие было начато в 1640 и в основном завершено к 1644 году. Композиция в общих чертах повторяет ту, что была создана Бернини для гробницы Урбана VIII (1628—1647) также в соборе Сан-Пьетро в Ватикане .
Со смертью Папы Урбана VIII из семьи Барберини в 1644 году и воцарением Папы Иннокентия Х Памфили , семья Барберини оказалась в немилости, в результате чего знаменитый Бернини стал получать меньше заказов. Альгарди, с другой стороны, был принят новым папой и его племянником Камилло Памфили. Скульптурные портреты работы Альгарди высоко ценили, и их формальная строгость выгодно контрастировала с экспрессией берниниевских произведений.
В качестве архитектора Алессандро Альгарди проектировал виллу Дориа-Памфили , возможно, с помощью Джироламо Райнальди и Джованни Франческо Гримальди (1644—1652). В 1650 году Альгарди познакомился с Диего Веласкесом , который получал заказы от Испании. Как следствие, в Королевском дворце Аранхуэса есть работы Альгарди, в частности, фигуры фонтана Нептуна. В монастыре августинцев в Саламанке находится гробница графа и графини де Монтерей, ещё одна работа Альгарди.
Альгарди дружил с Франсуа Дюкенуа , Андреа Сакки , Никола Пуссеном , разделял их приверженность классическим основам искусства в границах стиля барокко . Знаменитое произведение Альгарди: большой мраморный горельеф с изображением Папы Льва I и Аттилы , созданный с 1646 по 1653 год, обычно называют «Фуга Аттилы» (Fuga d’Attila), или «Бегство Аттилы». Он был создан для базилики Святого Петра и вдохнул новую жизнь в использование подобных мраморных рельефов для церковных алтарей.
В поздние годы Альгарди владел большой студией и накопил значительное состояние. Его искусство продолжали ученики: Эрколе Феррата , Антонио Раджи , Доменико Гвиди вначале обучались у Альгарди, а затем перешли к Бернини. Среди других менее известных помощников в его мастерской были Франческо Баррата, Джироламо Лученти и Джузеппе Перони.
Оценки творчества
Индивидуальный стиль Альгарди ближе к классическому и сдержанному барокко Франсуа Дюкенуа , чем к бурным эмоциям и экспрессии других художников эпохи барокко. Жермен Базен в своём обзоре искусства итальянского барокко отметил кратко: «По сравнению с Бернини, темперамент его современника Алессандро Альгарди отличается большей сдержанностью, а манера теснее связана с античными образцами» .
С художественной точки зрения Альгарди более всего удавались портреты-статуи и группы детей, где он был вынужден точно следовать натуре. Альгарди был также известен рисунками и офортами . Его живописные работы, прежде всего портреты , отличаются натурализмом и пристальным вниманием к костюму и драпировкам.
Терракотовые модели: боццетти , некоторые из которых были законченными произведениями искусства, высоко ценились коллекционерами. Выдающаяся серия терракотовых моделей Альгарди хранится в Эрмитаже , в Санкт-Петербурге .
Галерея
-
Бегство Аттилы. 1646—1653. Мрамор. Собор Святого Петра, Ватикан
-
Папа Иннокентий X. Бронза. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
-
Архангел Михаил низвергает Сатану. Бронза. Муниципальный музей, Болонья
-
Несение креста. Ок. 1650. Стукко. Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим
-
Распятие. Ок. 1650. Стукко. Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим
-
Портрет неизвестного. Мрамор. Музей Боде, Берлин
-
Кардинал Паоло Эмилио Дзакья. Боццетто. Ок. 1650. Терракота
-
Камилло Памфили. Ок. 1647 г. Терракота. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Портрет Олимпио Памфили. Терракота
-
Непобедимый Рим в образе Минервы. Бумага, серебряный штифт. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Отдых Святого семейства на пути в Египет. Бумага, чернила, сепия, бистр. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
-
Проект вазы с гербами семейств Альдобрандини и Памфили. Бумага, сепия
Примечания
- .
- Algardi, Alessandrо. Encyclopædia Britannica. Vol. 1 (11th ed.). — Cambridge University Press. — Р. 598 от 20 июля 2022 на Wayback Machine
- Boucher В. Italian Baroque Sculpture. —Thames & Hudson: World of Art, 1998. — Рp. 121—122
- Rudolf Preimesberger. // Oxford Art Online. — Oxford University Press, 2003.
- Базен Ж. Барокко и рококо. — М.: Слово, 2001. — С. 27
Литература
- Heimbürger M. Alessandro Algardi scultore. — Roma: Istituto di studi romani, 1973.
- Neumann E. Mehrfigurige Reliefs von Alessandro Algardi: Genese, Analyse, Ikonographie. — Fr./M. ; Bern; N. Y. : Lang, 1985.
- Montagu J. Alessandro Algardi: l’altra faccia del barocco: guida alla mostra. — Roma: Edizioni de Luca, 1999.
Ссылки
- в музеях мира
- (итал.) . Дата обращения: 4 сентября 2016.
- 2021-02-17
- 1