Иезуиты сыграли значительную роль в
Контрреформации
, активно занимались наукой, образованием и
миссионерской деятельностью
.
Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными
обетами
(бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий»
. Девизом ордена является фраза
Ad majorem Dei gloriam
(«к вящей славе Божией»).
Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.
Главная
курия
ордена находится в
Риме
, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса. На 2018 год число иезуитов составляло
15 842
человека, из них
11 389
— священники
. Около 4 000 иезуитов — в Азии, 3 000 — в
США
, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1540 приходах.
В настоящее время главой (
генералом
) ордена является венесуэлец
Артуро Соса
, сменивший в 2016 году испанца
Адольфо Николаса
.
Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего
СССР
, за исключением стран
Прибалтики
, относятся к независимому российскому региону.
Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран на должность папы римского, им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса
Хорхе Марио Бергольо
, взявший себе имя Франциск.
Содержание
Принципы ордена
Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Беспрекословное повиновение нашло выражение в формуле
Erit sicut cadāver
, записанной в уставе ордена
.
Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (
лат.
accomodativa
), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «
» приобрело переносное значение.
В средние века иезуиты активно использовали
казуистику
, систему
пробабилизма
, а также применяли различные приёмы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами
Иннокентием XI
,
Александром VII
и другими. С иезуитами полемизировал
Паскаль
в своих
Письмах к провинциалу
. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков
[
кто?
]
считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.
История ордена
Основание
Игнатий де Лойола
, основатель «Общества Иисуса», родился в 1491 году в замке Лойола в
Стране Басков
в
Испании
. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя «пути Иисуса». По возвращении он учился в
Барселоне
, потом — в городе
Алькале
. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькалу и отправиться в
Саламанку
, а затем — в Париж, где он учился в
Сорбонне
. Ему в это время было 37 лет.
Теперь, когда их могли разослать по всему миру, сотоварищи предчувствовали, что их группа может распасться. Перед ними встал вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, они приняли решение основать новый монашеский орден и написали проект устава, который представили папе. Папа утвердил его 27 сентября 1540 года
. В апреле следующего года товарищи Игнатия избрали его своим настоятелем («praepositus»).
В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил орденом и составлял его конституции. Ко дню его смерти они были практически завершены. Первая конгрегация, которая избрала его преемника, дополнила этот документ и официально его утвердила.
В 1565 году орден насчитывал 2000 членов; в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112. Были основаны
«редукции» Парагвая
.
В 1614 году более миллиона
японцев
были христианами (до того, как христианство в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты
Маттео Риччи
и
Иоганн-Адам Шалль
получили от императоров право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.
Оппозиция иезуитам дворов великих католических монархов Европы (Испании,
Португалии
,
Франции
) вынудила папу
Климента XIV
упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена был заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.
Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам орден продолжил своё существование в некоторых странах: в Китае и в
Индии
, где сохранилось несколько миссий, в
Пруссии
и в
России
, где
Екатерина II
отказалась публиковать указ папы.
Общество было восстановлено в 1814 году. Первым генералом возрождённого ордена стал российский иезуит польского происхождения —
Фаддей Бжозовский
.
Продолжилась интеллектуальная деятельность, были созданы новые периодические издания (например, французский журнал
Etudes
, основанный в
1856 году
). Тем не менее, были и спорные моменты во взаимодействии с наукой — так, например, под их давлением в 1826 году был закрыт научный журнал
Correspondance astronomique, geographique et hydraulique
, издававшийся в Генуе работавшим там немецким астрономом
фон Цахом
. Были созданы центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 году была создана организация «Народное действие» (
Action Populaire
) для того, чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии.
Многие иезуиты занимались исследованиями в области естественных наук. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог
Пьер Тейяр де Шарден
.
Французские иезуиты изучали богословие Отцов Церкви и создали первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое пришло на смену старому изданию отца Миня — собрание «Христианских источников». Другие богословы стали знаменитыми в связи со
Вторым Ватиканским Собором
:
Карл Ранер
в Германии,
en
, преподававший в
Торонто
и Риме.
В 1965 году была созвана 31-я Генеральная конгрегация, которая избрала нового генерала,
Педро Аррупе
, и обсудила необходимые изменения (формации, образа апостольства, функционирования общества). Через 10 лет Педро Аррупе собрал 32-ю Генеральную конгрегацию. Эта конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-й Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире.
В 1960-е годы значительно уменьшилось число членов ордена, особенно в развитых странах (максимальное
[
уточнить
]
число было достигнуто в 1965 году — 36038). Позже ситуация несколько стабилизировалась.
С августа по декабрь 1689 года в Москве в качестве дипломатического представителя польского короля
Яна Собеского
находился французский дворянин-иезуит
Фуа де ла Нёвилль
, отразивший свои впечатления о России в сочинении «Любопытное и новое известие о Московии» (1698).
В 1735 году в
Речи Посполитой
был захвачен в плен российскими войсками иезуит
, выходец из московских дворян, который за измену православию был выслан в
Тобольск
.
После роспуска общества в Европе и
первого раздела Речи Посполитой
двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории
Российской империи
под покровительством
Екатерины II
. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года папского послания
Dominus ac Redemptor
, повелела считать это послание несуществующим.
Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума
литвин
Станислав Черневич
, который незадолго до публикации папского послания в
Речи Посполитой
был назначен вице-провинциалом иезуитов в
Белоруссии
, обратился к
Пию VI
, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России, и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквях. Черневич стал генеральным викарием иезуитов в России, затем этот пост унаследовали
Габриэль Ленкевич
(до 1799) и
Франциск Каре
.
7 марта 1801 года Папа
Пий VII
издал документ
Catholicae fidei
, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Генеральный викарий России
Франциск Каре
стал генералом Ордена. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления ордена иезуитов во всём мире.
16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в
Полоцк
.
13 марта
1820 года император
Александр I
, ввиду
прозелитизма
иезуитов, по докладу князя
А. Н. Голицына
, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения были закрыты, а имущество конфисковано. Российским подданным при условии выхода из ордена было позволено остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом
.
Статья 219 Устава о паспортах того времени гласила:
Примѣчаніе. Iезуиты ни подъ какимъ видомъ и наименованіемъ не впускаются въ Россію. Россійскія Миссіи и Консульства всякій разъ при выдачѣ паспортовъ ѣдущимъ въ Россію духовнымъ должны требовать отъ нихъ письменнаго объявленія, что они ни по чему не принадлежатъ и не принадлежали къ iезуитскому ордену, и о таковыхъ объявленіяхъ упоминать не только въ донесеніяхъ Министерству Иностранныхъ Дѣлъ, но и въ самыхъ паспортахъ. Высланнымъ же изъ Россіи iезуитамъ, хотя бы они и представили свидѣтельства объ оставленіи ими iезуитскаго ордена, выдавать паспорты на возвратъ въ Россію вовсе запрещается.
Примечание. Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается.
(недоступная ссылка —
,
)
Запрет деятельности иезуитов действовал до
падения монархии
в марте 1917 года.
Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно как к аморальной шпионской спецслужбе католической церкви.
21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый российский регион «Общества Иисуса». По данным организации, на 2010 год в России было 10 членов Общества Иисуса
.
Согласно исследованию философа и историка
Ханны Арендт
, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским»
. С 1592 по 1946 годы в ряды ордена не принимали лиц из числа так называемых «новых христиан», то есть людей из обращённых еврейских и мусульманских семей
.
Список примеров в этом разделе
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету раздела.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
Хосе де Акоста
(1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континента переселенцами из Азии.
Иосиф Верт
(род. в 1952) — российский католический епископ, ординарий Преображенской Епархии в России, один из основателей Санкт-петербургской католической семинарии «Мария Царица апостолов»
Св. мученик
Иоанн де Бребёф
(Жан де Бребёф) — исследователь Северной Америки, замучен индейцами.
Лоренцо Риччи
(1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в
замок Святого Ангела
, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint» (с
лат.
—
«Пусть будет как есть, или не будет вовсе»).
«
Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом
» — картина
Жана Юбера
в собрании Государственного Эрмитажа. Изображает иезуита отца Адама, который был постоянным участником дискуссий на религиозные темы в доме философа и его шахматным партнёром в течение 17 лет.
(неопр.)
. Общество Иисуса в России и СНГ. Дата обращения: 25 июля 2010. Архивировано из
30 апреля 2010 года.
Словарь латинских крылатых слов —
М.
: Русский язык, 1982. — С. 591.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 сентября 2015.
27 сентября 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 декабря 2020.
20 января 2021 года.
Флоровский А. В. Первый иезуит из московских дворян // Acta Academiae Velehradensis. Olomucii, 1948. Vol. 19.
Чуркина И. В.
Иезуиты в России // Вопросы истории. — 1996. —
№ 10
. —
С. 149
.
(неопр.)
. Regio Independens Russica SJ. Дата обращения: 9 июня 2018. Архивировано из
6 апреля 2010 года.
(неопр.)
.
NEWSru.com
. Дата обращения: 1 ноября 2008.
14 июля 2011 года.
(неопр.)
InoPressa.ru. Дата обращения: 25 июля 2010.
29 июня 2011 года.
Desjardins, James.
(англ.)
. Jesuits in Europe (30 января 2018). Дата обращения: 9 июня 2018.
12 июня 2018 года.
Ханна Арендт
. Глава четвёртая. История Дрейфуса // Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. С. 161
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2010. Архивировано из
10 августа 2011 года.
Колупаев В.
[Жизнь русской общины в
Бразилии
в освещении газеты «Друзьям и знакомым» // Латинская Америка. № 3, 2011
Колупаев В. Е.
Русские черты в
Бразилии
во второй половине XX века // Ежегодник историко-антропологических исследований за 2011/2012 / РУДН, Межвузовский научный центр сопоставительных историко-антропологических исследований. М: «ЭКОН-ИНФОРМ», 2012. c. 48 — 60.
ISBN 978-5-9506-0928-2
Литература
Андреев А. Р.
История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. — М.: Русская панорама, 1998. — 290 с.: ил. — Серия «Страницы Российской истории». —
ISBN 5-93165-006-7
.
Бемер Генрих.
Иезуиты / Пер. с нем. В. Е. Попова. — М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1913. — 456 с. — Серия «Страны, века, народы».
Бемер Генрих, Моно Габриэль, Быков А.
и др. Орден иезуитов. Правда и вымысел: Сб. — М.: ООО «АСТ», 2007. — 540 с. — Серия «Историческая библиотека». —
ISBN 5-17-023116-4
.
en
Иезуиты. Их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии / Пер. с нем. В. И. Писаревой. — М.: Ленанд, 2016. — 328 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований. История». —
ISBN 978-5-9710-2707-2
.
Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552—1775). — М.: Крафт+; ИВ РАН, 2001. — 256 с. —
ISBN 5-89282-164-1
.
Колупаев В. Е.
// Латинская Америка. — 2011. — № 8. — С. 81 — 94.
Марек Инглот SJ
. Общество Иисуса в Российской империи (1772—1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. М.: Институт философии, теологии и истории.
Мишель Леруа
.
/ Пер. с франц. В. А. Мильчиной. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 464 с. — Серия «Studia Historica». —
ISBN 5-94457-012-1
.
Морошкин М. Я.
— СПб.: Тип. Второго отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1867; 1870. — 501 с. + XIII; 528 с. + VIII.
Олейникова В. Криптография неаполитанского руста или тайный код иезуитов, Курск, Планета, 2018. — 108 c. —
ISBN 978-5-6041390-2-8
[2]
(англ.)
(
.
Review of
Kaskaskia Illinois-to-French Dictionary
edited by Carl Masthay
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — 2004. —
Vol. 17
,
no. 3
. —
P. 325—327
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Ashworth, William B.
Catholicism and Early Modern Science
// God and Nature: Historical Essays on the Encounter between Christianity and Science
(англ.)
/
(англ.)
(
;
(англ.)
(
. — Berkeley, California:
University of California Press
, 1986. —
ISBN 978-0-520-05538-4
.
Campbell, Thomas J.
(англ.)
. — New York: The Encyclopedia Press, 1921.
Carpenter, Roger M.
The Renewed, The Destroyed, and the Remade: The Three Thought Worlds of the Iroquois and the Huron, 1609–1650
(англ.)
. — East Lansing, Michigan:
(англ.)
(
, 2004. —
ISBN 978-0-87013-728-0
.
Cline, Sarah L. (1997). "Church and State: Habsburg New Spain". In Werner, Michael S. (ed.).
Encyclopedia of Mexico: History, Society & Culture
. Vol. 1. Chicago: Fitzroy Dearborn Publishers.
ISBN
978-1-884964-31-2
.
{{
cite encyclopedia
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Coyle, Henry.
Our church, her Children and Institutions
(англ.)
. — Boston: Angel Guardian Press, 1908. — Vol. 2.
Delaney, Paul J.; Nicholls, Andrew D.
After The Fire: Sainte-Marie Among the Hurons Since 1649
(англ.)
. — Elmvale, Ontario: East Georgian Bay Company, 1989.
Devine, E. J.
. — Toronto: The Canadian Messenger, 1925.
Durant, Will
;
Durant, Ariel
.
The Age of Reason Begins: A History of European Civilization in the Period of Shakespeare, Bacon, Montaigne, Rembrandt, Galileo, and Descartes, 1558–1648
(англ.)
. — New York:
Simon & Schuster
, 1961. — Vol. 7. — (The Story of Civilization). —
ISBN 978-0-671-01320-2
.
Maryks, Robert Aleksander.
The Jesuit Order As a Synagogue of Jews: Jesuits of Jewish Ancestry and Purity-of-Blood Laws in the Early Society of Jesus
(англ.)
. — Leiden, Netherlands: Brill, 2010. — Vol. 146. — (Studies in Medieval and Reformation Traditions). —
ISBN 978-90-04-17981-3
.
Mecham, J. Lloyd.
Church and State in Latin America: A History of Politico-Ecclesiastical Relations
(англ.)
. — 2nd. — Chapel Hill, North Carolina:
(англ.)
(
, 1966.
Global Capitalism, Liberation Theology, and the Social Sciences: An Analysis of the Contradictions of Modernity at the Turn of the Millennium
(англ.)
/ Müller, Andreas;
Tausch, Arno
; Zulehner, Paul M.; Wickens, Henry. — Hauppauge, New York:
(англ.)
(
, 2000. —
ISBN 978-1-56072-679-1
.
The Chinese Rites Controversy: Its History and Meaning
(англ.)
/
(англ.)
(
. — Nettetal, Germany: Steyler Verlag, 1994. — Vol. 33. — (Monumenta Serica Monograph Series). —
ISBN 978-3-8050-0348-3
.
Nelson, Robert J.
. — Cambridge, Massachusetts, 1981.
Padberg, John W.
(англ.)
. — St. Louis, Missouri: Institute of Jesuit Sources, 1994. —
ISBN 978-1-880810-06-4
.
Painter, F. V. N.
A History of Education. — New York:
(англ.)
(
, 1903. — Т. 2. — (International Education Series).
Paquin, Julien.
The Tragedy of Old Huron. — Sault Ste. Marie, Ontario: The Martyrs' Shrine, 1932.
Parker, John.
(англ.)
. — Boston: Trustees of the Public Library of the City of Boston, 1978. — Vol. 5. — (Maury A. Bromsen Lecture in Humanistic Bibliography). —
ISBN 978-0-89073-050-8
.
Perrin, Pat.
Crime and Punishment: The Colonial Period to the New Frontier
(англ.)
. — Discovery Enterprises, 1970.
(2006). "Jesuits, The". In Blamires, Cyprian P. (ed.).
World Fascism: A Historical Encyclopedia
. Vol. 1. Santa Barbara, California: ABC-CLIO. pp. 356—357.
ISBN
978-1-57607-940-9
.
{{
cite encyclopedia
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Reites, James W.
// Studies in the Spirituality of Jesuits. — St. Louis, Missouri: American Assistancy Seminar on Jesuit Spirituality, 1981. —
Т. 13
,
№ 4
. —
ISSN
.
Sacks, Richard S.
Historical Setting
//
/ Hanratty, Dennis M.; Meditz, Sandra. — 2nd. — Washington: U.S. Government Printing Office, 1990. — С. 1—49. — (Area Handbook Series).
(англ.)
(
.
Treatise on Slavery: Selections from De Instauranda Aethiopum Salute
(англ.)
/ Von Germeten, Nicole. — Indianapolis, Indiana:
(англ.)
(
, 2008. —
ISBN 978-0-87220-929-9
.
Udías, Agustín.
Searching the Heavens and the Earth: The History of Jesuit Observatories
(англ.)
. — Berlin: Springer, 2003. — (Astrophysics and Space Science Library). —
ISBN 978-1-4020-1189-4
.
Vacalebre, Natale.
COME LE ARMADURE E L'ARMI. Per una storia delle antiche biblioteche della Compagnia di Gesù. Con il caso di Perugia
(итал.)
. — Florence: Olschki, 2016. — (Biblioteca di bibliografia - Documents and Studies in Book and Library History, vol. 205). —
ISBN 978-8822-26480-0
.
Van Handel, Robert Michael (1991).
The Jesuit and Franciscan Missions in Baja California
(MA thesis). University of California, Santa Barbara.
{{
cite thesis
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
Warren, J. Benedict.
An Introductory Survey of Secular Writings in the European Tradition on Colonial Middle America, 1503–1818
// Handbook of Middle American Indians / Cline, Howard F.. — Austin, Texas:
University of Texas Press
, 1973. — Т. Volume 13: Guide to Ethnohistorical Sources, Part Two. — С. 42—137. —
ISBN 978-1-4773-0683-3
.
(англ.)
(
.
How The Catholic Church Built Western Civilization
(англ.)
. — Washington:
(англ.)
(
, 2005. —
ISBN 978-1-59698-328-1
.
(англ.)
(
.
God's Soldiers: Adventure, Politics, Intrigue, and Power: A History of the Jesuits
(англ.)
. — New York: Doubleday Religious Publishing Group, 2004. —
ISBN 978-0-385-50080-7
.